Коммивояжеры новой волны: на что "клюют" доверчивые покупатели?

Презентабельный «Мерседес» с польскими номерами плавно притормаживает рядом со мной.
– Пшепрашем, пани, – дверь открывает приветливая смуглянка то ли цыганской, то ли индийской внешности. С места водителя улыбается красивый мужчина средних лет.
Решив, что гости из соседнего государства нечаянно заблудились на улочках нашего провинциального городка, останавливаюсь с намерением выслушать и помочь.
– Мы возвращаемся с презентации посуды известной марки, – объясняет мне женщина на добротном польском языке. – Не распродали все наборы, нужно срочно ехать домой, а провезти через границу такое количество дорогих комплектов нельзя: будут проблемы с таможенным контролем. Пожалуйста, выручите нас, купите…
Я категорически отказываюсь смотреть комплект, ссылаясь на спешку и отсутствие денег в кошельке. Однако далее следует убедительная тирада о том, что комплект стоит несколько тысяч долларов, но, исходя из безвыходной ситуации, его готовы отдать за…триста. Постепенно цена снижается до 200, затем – до 150 долларов. Обещают ножи в подарок.
– Ну посмотрите, какой солидный набор, – не унимается собеседница. – Детям в подарок возьмите.
Я смотрю на сияющие кастрюли и прекрасно понимаю, что они мне не нужны. Но женщина искренне убеждает, что предлагаемый комплект из хирургической стали ничуть не уступает комплекту знаменитой марки и необходим мне как воздух. Постепенно я проникаюсь симпатией к ней и к набору, который жарит, варит и парит. Тем более мне в хозяйстве так нужна новая сковорода! Заметив мою заинтересованность, незнакомка между прочим роняет фразу: «Мы же католики, верующие люди, никакого обмана здесь нет, не бойтесь».
Не знаю, куда исчезла моя журналистская бдительность, позволив так легко повестись на дешевый «развод». В конце концов мы вместе с продавцами отправились ко мне домой, где, отдав половину зарплаты, я стала обладательницей комплекта кухонной посуды.
На прощание тепло обнялись. Они пригласили меня в гости в Варшаву, правда, не уточнив адреса, а я выразила готовность встретиться, если они снова будут в наших краях и захотят еще раз пообщаться.
Набор кухонной посуды из семнадцати предметов зловеще блестит в коробке. Как выяснилось, он из нержавейки, кастрюли и сковорода – с терморегуляторами. Но в Польше я приобрела бы аналогичный в… два – три раза дешевле. Да и стоило ли покупать целый набор, если в хозяйстве нужна была одна лишь сковородка?!
Рассказав историю подругам, поразилась, что я не единственная, кто пообщался с предприимчивыми «поляками». Оказывается, на их легенду попались еще несколько моих знакомых, которые, сев в калошу, поначалу предпочли этот факт скрыть.
Коммивояжеры новой волны – отличные психологи, работают по одинаковой схеме: бьют именно на сострадание, доброту наших людей, которые готовы одолжить денег у соседа, но выручить и помочь. Плюс спекуляция на известной марке, логотип которой схож с названием продаваемого товара, доставка на дом.
Маршруты продавцов проходят преимущественно по небольшим городкам и деревням, потому что в мегаполисах люди более осведомлены и менее доверчивы. Таким образом сельчанам «втюхиваются» бензопилы, комплекты посуды якобы самых известных брендов и многое другое, что на слуху, благодаря активной рекламе представителей уважаемых компаний. Мы же, стремясь купить дешевле, с доставкой на дом, легко покупаемся и покупаем дорогущие и порой не очень нужные нам вещи. И сколько бы жизнь ни учила, мы вновь и вновь наступаем на старые грабли.
В милицию с заявлением по этому поводу, как правило, никто не обращается. Ведь товар – вот он, налицо. А то, что он сомнительного качества, дороже реальной стоимости, – это же наш собственный, добровольный выбор.
Обманывать нас будут до тех пор, пока мы сами рады обманываться…

Редакция газеты «Гродненская правда»