Конкурс «А ну-ка, девушки!», молодежные стройки и первый троллейбус. Вторая часть спецпроекта «Гродненской правды» к 100-летию ВЛКСМ

От «Дальвы» до «Эха войны» 

Как талантливый автор гродненский скульптор Владимир Теребун заявил о себе первой же работой. В 1973 году мемориальный комплекс «Дальва» в Логойском районе в память о сожженной фашистами одноименной деревне был его дипломной работой. И спустя три года после успешной защиты проекта перед институтской комиссией автор не просто скульптуры, а целого комплекса получил премию Ленинского комсомола БССР. 

теребун.JPG 

– Это было очень волнительно, и хорошо помню тот торжественный момент. Вручал премию мне народный художник БССР Анатолий Аникейчик, и для молодого человека – мне тогда было всего 30 лет, это была, казалось, невероятная высота, – вспоминает Владимир Теребун. 

Греют душу и воспоминания о том, что вместе с ним в том зале такую же значимую награду тогда получили Владимир Мулявин и известный кинорежиссер-документалист Виктор Дашук. Почти полвека напоминают о комсомольском прошлом бережно сохраненный нагрудный знак лауреата очень престижной в то время премии и пожелтевшая от времени газетная публикация «Знамя юности», рассказывающая об этом. 

Вспоминает собеседник, и как с волнением заучивал устав комсомола перед вступлением в ряды активистов, и каким важным событием это было в жизни молодых людей. 

теребун1.jpg 

 На каждом жизненном этапе человеку нужна вера, и наше поколение верило в комсомол. Это было особое время, когда в демонстрациях участвовали воодушевленно, и слова «в едином порыве» были не метафорой, а реальностью тех романтических лет, – добавляет Владимир Теребун. 

теребун2.jpg 

Работы знаменитого скульптора украшают и наш областной центр. Среди таких, к примеру, скульптуры на воинском кладбище на улице Белуша, композиция «Всегда начеку» и «Парус» у гостиницы «Турист». В 2004 году итогом его совместной работы со скульптором Александром Крохолевым стала композиция «Крылатая» – знакомый каждому гродненцу памятный знак сотрудникам милиции, погибшим при исполнении служебного долга. 

дальва теребун1.JPG 

Ну а на малой родине – в Сморгони, пожалуй, каждый житель назовет имя земляка, подарившего городу как талисман в камне композицию «Медвежья академия», памятные знаки воинам-интернационалистам «Эхо войны» и к 100-летию пограничной службы. 

«А ну-ка, девушки!» 

В 70-е годы имя Марии Жарко – трактористки колхоза имени Дзержинского Слонимского района, было широко известно среди советской молодежи. Она была победителем популярного в те времена конкурса «А ну-ка, девушки!». 

Жарко.jpg 

С пятнадцати лет Мария Жарко умела водить трактор, часто помогала отцу в мастерской ремонтировать технику. Люди смеялись: чудит девчонка – вся в мазуте, гайки крутит. А председатель колхоза посмотрел на это увлечение серьезно – предложил трактор. 

– Сначала трудно было, но быстро освоилась, научилась поломки в тракторе ремонтировать. Больше всего любила пахоту и сев. Почему пахота? Выйдешь в поле, а оно такое неуклюжее, неприбранное. Пашешь, и поле преображается, как будто одевается в одежды. Ну а сев – это будущий урожай, – рассказывает Мария Ивановна. 

В 1972 году Мария Жарко была награждена медалью «За трудовые заслуги», в 1973 стала членом КПСС, в 1974-м удостоена ордена «Знак Почета». Свое мастерство она неоднократно демонстрировала на областных и республиканских конкурсах механизаторов. Везде, где бы она ни участвовала, ее талант был отмечен. 

В 1974 году на съезде ВЛКСМ ей вручили именной трактор с надписью «Делегату 17 съезда ВЛКСМ». На этой технике она   потом и работала в родном колхозе. В том же году побывала в Москве на популярном в советские времена конкурсе «А ну-ка, девушки!».  На это соревнование отбирали лучших в своей профессии девушек. Мария Жарко тогда прославила своим именем не только деревню Кракотка Слонимского района, где жила, но и всю Беларусь. С этого конкурса она вернулась знаменитой, а колхоз получил новенький комбайн «Нива», на котором она работала со своим братом. 

 Комсомол помогал раскрыть лучшие душевные и профессиональные качества в человеке. В нашем колхозе было более 150 молодых работников, и все они – комсомольцы. Свой комсомольский билет бережно храню до сих пор, а о самых интересных страницах своей комсомольской молодости нередко рассказываю школьникам и молодежи, своим детям и внукам, – добавляет Мария Жарко. 

Георгий Забродский, комсорг ЦК ВЛКСМ на Всесоюзной ударной стройке – возведении второй очереди азотно-тукового завода в Гродно в 1968-69 годы: 
«Молодым доверяли ударные стройки» 

Стар_фото_1.jpg 

 На ударных молодежных стройках, а такой был объявлен гродненский «Азот», комсомольско-молодежные бригады формировались из лучших представителей молодого поколения. Это было очень почетным и ответственным делом для комсомола Гродненщины. До сих пор помню, как на стройку приезжал председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин, а для передовиков в то время была учреждена косыгинская премия. 

На комсомольских стройках была четкая организация. Создавались штабы из молодых рабочих, бригадиров и специалистов монтажных и специализированных организаций, субподрядных подразделений. Фронт работ они держали в поле зрения постоянно. Создавали посты «Комсомольского прожектора» для борьбы за трудовую дисциплину, экономию строительных материалов, эффективное использование техники. А в «Летопись ударной стройки» заносились имена молодых специалистов, комсомольско-молодежных коллективов, внесших значительный вклад в выполнение планов строительства. 

Снимок.JPG 

В 1970 году комсомол взял шефство над строительством кинотеатра «Восток». Тогда я, секретарь горкома ЛКСМБ, выступил с инициативой строить городские объекты методом конкурсного соревнования. Горком организовывал конкурсы профессионального мастерства среди молодежи, и лучшим доверяли важные дела. И не только на ударных стройках, а и на других объектах. К примеру, на строительстве овощехранилища и Дворца пионеров в Гродно. 

Среди многих наград мне особенно дорог знак ЦК ВЛКСМ «За активную работу в комсомоле». Что важно: комсомольское братство живет до сих пор. Несколько лет назад я стал инициатором создания при городском совете ветеранов клуба ветеранов-руководителей. И приятно видеть в составе этого объединения людей, чья жизнь неразрывно связана с комсомолом, а сама организация вырастила их как руководителей. 

Стар_фото_3.jpg 

Василий Астапчик,  секретарь Гродненского обкома комсомола в 1972–1975 годы: 
«Гордился доверием молодежи» 

– Во время службы в армии меня избрали комсоргом батальона, а затем полка. Одно время даже замещал комсорга девизии. Приехавший тогда с инспекцией представитель командования армии отметил мои лидерские качества и рекомендовал на работу в Гродненский обком комсомола. Я очень гордился, что мне оказали такое высокое доверие. Комсомол объединял миллионы молодых людей, и быть среди них, а тем более в числе лидеров движения, считал очень почетным и в тоже время огромной отвественностью. 

IMG_5442в (12).jpg 

Самой плодотворной считаю работу первым секретарем Вороновского райкома комсомола. Это было время подъема патриотического движения среди молодежи. Современных молодых людей впечатлили бы масштабы патриотических марафонов: комсомольцы на мотоциклах посещали все памятные места, благоустраивали захоронения, приводили в порядок могилы заслуженных людей. Десятки молодых людей сразу откликнулись на призыв пойти в механизаторы, когда в хозяйствах района возникла острая нехватка кадров. 

Стремлением быть полезным родной стране и людям руководствовался в работе секретарем обкома комсомола. Горжусь тем, что причастен к сотням больших дел, которыми жила комсомольская организация Гродненщины. Был в числе инициаторов и кураторов создания в Скиделе музея комсомольцев-подпольщиков. Собранные материалы в последствии послужили для создания в областном центре экспозиций, посвященных героям. 

Комсомольский почин – на первый троллейбус 

Это историческое для Гродно событие произошло 5 ноября 1974 года. Колонна из 12 новых троллейбусов выстроилась на Советской площади. На торжественное открытие первого троллейбусного маршрута пришли руководители области и города, строители, но особенно много было молодежи с комсомольскими значками и в пионерских галстуках. Именно на средства, вырученные молодежью от сбора металлолома, в российском городе Энгельс был собран один из троллейбусов. 

Хронология 15 2184.jpg 

Первый секретарь обкома партии Леонид Клецков перерезал ленточку, и троллейбусы двинулись в свой  первый путь по маршруту «ГПО «Азот» – Советская площадь». Возглавляла колонну машина с бортовым номером «07» и надписью «Пионерский». За рулем – члены ВЛКСМ Евгений Суровец и Адам Хацук. Им, лучшим комсомольцам только что созданного троллейбусного депо, было доверено право управлять этой машиной. 

Идея собрать металлолом, а вырученные средства направить на выпуск первого троллейбуса, принадлежала гродненским комсомольцам. Ее поддержала городская пионерия. 

 Круг от «Азота» до Советской площади занимал полчаса, на маршрут выходило пять машин, – вспоминает водитель троллейбуса «Пионерский» Евгений Суровец. 

Хронология 15 2200.jpg 

К 1976 году была сдана вторая очередь троллейбусных линий и открыли маршрут №2 от «Азота» до прядильно-ниточного комбината. Сегодня в Гродно 16 троллейбусных маршрутов общей протяженностью более 350 километров. Но до сих пор в коллективе троллейбусного управления вспоминают «Пионерский». Его первые водители сейчас на заслуженном отдыхе, но не порывают связь с коллективом.