Любовь к точным наукам и литературе, олимпиады по информатике и увлечение любимым предметом. Рассказываем о педагогах-мужчинах Принеманья

Любовь к точным наукам и литературе, олимпиады по информатике и увлечение любимым предметом. Рассказываем о педагогах-мужчинах Принеманья

Мы решили рассказать о них – мужчинах, которые давно завоевали авторитет учащихся или же только делают первые, но уверенные шаги на пути к этой цели.

У профессии педагога преимущественно женское лицо. Из более 20 тысяч педагогов, которые сегодня делятся своими знаниями с сотнями тысяч школьников Гродненщины, 85 процентов составляют женщины. Они не только помогают ребятам познакомиться с увлекательным миром знаний. Иногда журят, но чаще, как мамы, хвалят.

С той же теплотой, но более серьезно свое веское слово в системе образования области день за днем говорят педагоги-мужчины. И хоть они в заметном меньшинстве, их роль и значимость сложно переоценить. Достаточно сказать, что в середине прошлого века лучшие педагогические труды были написаны именно педагогами-мужчинами, а образ идеального учителя и по сей день для многих связан с Нестором Петровичем из «Большой перемены» и Ильей Семеновичем из «Доживем до понедельника».

35 процентов педагогов-мужчин Принеманья занимают руководящие должности. Но в свое время каждый из них впервые переступил школьный порог в роли наставника и начал занятие со слов: «Я ваш новый учитель».

«Уроки французского» привели в физику. Как директор лицея №1 Гродно сочетает любовь к точным наукам и литературе

«Уроки французского» привели в физику. Как директор лицея №1 Гродно сочетает любовь к точным наукам и литературе

История директора Лицея №1 города Гродно, учителя физики и астрономии Игоря Маслова – это редкий случай, когда физика и лирика заодно. В их союзе – ответ на вопрос, что привело молодого мужчину в педагогику.

– В школе, а потом в Гродненском техническом колледже у меня были замечательные учителя. До сих пор с огромной благодарностью вспоминаю учителя русского языка и литературы Анну Валентиновну Мальцеву, с которой однажды мы обсуждали детский рассказ «Уроки французского» Валентина Распутина. И на меня это общение с учителем, чтение интересных книг произвели неизгладимое впечатление, – рассказывает Игорь Маслов. – Литература и физика – плоскости разные. Но чтобы понять физику, нужно полюбить ее красоту, красоту формул, законов. Ведь на них строится Вселенная.

IMG_6751.jpg

Выбрав физику почти интуитивно, окончательно в нее «влюбился» уже студентом купаловского университета. И сегодня сам будит воображение и интерес учеников к физике и астрономии. Заняв должность директора лицея четыре года назад, Игорь Маслов продолжает педагогическую деятельность.

– Сочетать работу руководителя и учителя трудно, конечно, но, если я откажусь от уроков, потеряю очень многое. Даже если есть какие-то трудности, нерешенные проблемы, прихожу на урок, и мне двух минут хватает, чтобы перестроиться и почувствовать вкус жизни, потому что занимаюсь любимым делом, – признается педагог.

IMG_6778.jpg

В педагогику нынешний директор пришел в 2003 году, за 15 лет шесть его учеников принимали участие в международных олимпиадах по астрономии и астрофизике, более 15 дипломов завоевали на заключительном этапе республиканской олимпиады по физике и астрономии.

IMG_6802.jpgIMG_6848.jpg

В арсенале современного учителя множество педагогических методов. У Игоря Маслова любимый и главный принцип: показать свои большие ожидания от ученика, воодушевить его своей уверенностью, что все у него получится. А дальше главное – помочь разобраться и заинтересовать. В физике ключевое оружие учителя – реальный эксперимент, результат которого – удивленные глаза детей, восторг и неподдельное желание разобраться и попробовать повторить самому.

IMG_6808.jpg

Интерактивная педагогика, технология обучения в сотрудничестве, эвристическое обучение выстраиваются у грамотного педагога в стройную систему заданий. Законы физики, к примеру, можно познавать и применять, проводя эксперименты с плиткой шоколада. Или изучая приготовленную в домашних условиях неньютоновскую жидкость. Предлагая ребятам из всего, что у них есть на парте, построить устойчивую фигуру, можно увидеть, у кого есть чутье инженера. А значит, помочь ученику реализовать задатки и стать успешным специалистом.

IMG_6815.jpg

Находится на уроках физики и астрономии время для исторических экскурсов в судьбы ученых. Все это в итоге стимулирует интерес к предмету.

– Часто говорят, что работа педагога сложная. Да, сложная. Эмоциональная нагрузка большая. Но результат того стоит, – отмечает Игорь Маслов. – И сегодня я убежден, что выбрал для себя лучшую профессию. Ведь учитель прикасается к вечности. И никто не знает, где заканчивается его влияние.

IMG_6876.jpg

Учитель математики гродненской гимназии №3 Евгений Разумов - лауреат премии «Успешный старт»

Учитель математики гродненской гимназии №3 Евгений Разумов - лауреат премии «Успешный старт»

Впервые в этом году во время приуроченного ко Дню учителя торжественного собрания молодым педагогам Гродненской области вручили премии «Успешный старт». Среди лауреатов – учитель математики гродненской городской гимназии №3 Евгений Разумов.

Интересно, что путь в профессию для молодого человека начался задолго до окончания магистратуры и распределения. Уже на втором курсе учебы в купаловском вузе он стал членом педагогического коллектива гимназии как тренер олимпиадного движения. Сначала занимался только с мотивированными на высокий результат ребятами в рамках факультативных занятий, а сегодня в дополнение к этой увлекательной работе ведет уроки математики у шести- и одинадцатиклассников.

Пример Евгения – это история о том, как путеводной звездой становится не столько профессия, сколько увлечение любимым предметом. Чтобы понять, насколько сильным было это увлечение, достаточно сказать, что после окончания пятого класса Евгений Разумов поступил в Гродненскую городскую гимназию только потому, что хотел заниматься у педагога, имя которого знакомо каждому математику-олимпиаднику, – Ирины Корлюковой.

v (3).jpg
– Сегодня Ирина Александровна – декан факультета довузовской подготовки. Она стала моим научным руководителем при подготовке дипломной работы и магистерской диссертации, а во многом и примером того, каким должен быть педагог, – говорит Евгений Разумов.

Его воспитанники, к слову, уже покоряют большие математические высоты. Только в прошлом году на Минском открытом турнире юных математиков в младшей лиге они стали абсолютными лидерами страны. Кроме того, взяли несколько дипломов на областной конференции учащихся «Хрустальная арфа» и добились высоких результатов в олимпиадном движении. Как раз последнее заслуживает отдельного высшего балла для Евгения Разумова. Сразу трое девятиклассников, с которыми занимался молодой педагог, приняли участие в заключительном этапе республиканской олимпиады по математике. Гродненщину здесь представили всего пятеро школьников, а среди тех, кто вернулся домой с наградами, – двое воспитанников Евгения Разумова с дипломами второй степени.

– Мне повезло начать путь в профессии рядом с профессионалами и единомышленниками. Это действительно дорогого стоит. С любым вопросом, который касается работы, всегда знаю, к кому обратиться, – продолжает Евгений Разумов.

Учитель информатики Ивьевской СШ Тадеуш Маковский говорит с учениками на языках программирования

Учитель информатики Ивьевской СШ Тадеуш Маковский говорит с учениками на языках программирования

Сегодня Ивьевская школа известна на всю область как учреждение образования, где готовят сильных информатиков.

Заслуга в этом педагогов Тадеуша Маковского и Василия Кевры.

Тадеуш Маковский – учитель со стажем, в профессии 31 год. За это время завоевал авторитет коллег и учеников – строгий, требовательный, умеющий увлечь предметом. Он неоднократно был отмечен специальным фондом Президента Республики Беларусь как учитель, внесший значительный вклад в развитие способностей одаренных учащихся. В 2012 году Тадеушу Маковскому было присвоено звание «Человек года Гродненщины». В нынешнем – награжден нагрудным знаком «Отличник образования».

Немало наград разных уровней и у его учеников. На республиканском этапе олимпиады по информатике они завоевали четыре диплома II степени и пять – III-й, более 20 дипломов – на областном этапе. Его ученики завоевали диплом III степени в составе белорусской команды на Всероссийской командной олимпиаде школьников по программированию, диплом II степени на индивидуальной Всероссийской олимпиаде. Не единожды становились юные ивьевчане призерами университетских турниров, успешно выступают на интернет-олимпиадах по спортивному программированию.

Уроки информатики в школе начинаются с 6 класса, однако к Тадеушу Маковскому на факультатив ребята приходят на год раньше. И начинают осваивать компьютер. Пользоваться на бытовом уровне, конечно, умеют все. Однако программирование – это совсем другое. Здесь нужен особый склад ума, математические способности, знание английского языка и готовность много трудиться. Получается не у всех, но те, кто ставит цель, с помощью педагога добиваются ее.

– Здесь как в спорте – тренировки и работа над собой, тяжелый труд. Но без него ничего не выйдет, – отмечает педагог. – Когда ребята видят результат, получают первые награды, они уже не бросят программирование.

Появляются новые языки программирования, которые приходится сначала осваивать самому, а потом уже объяснять ученикам.

– Наши ученики знают Pascal, пишут на С++, который изучают на первых курсах университетов. Очень популярный язык Python  мы также планируем использовать.

Тадеуш Маковский старается преподать ученикам азы, подсказать, направить. И научить самостоятельности. Если они решат связать свою жизнь с ИТ-сферой, как многие уже сделали, без постоянного развития и самосовершенствования быстро останутся не у дел. 

– Больше всего в работе учителем радуют дети. Мои ученики, в которых продолжаюсь, – отмечает педагог