Маска преткновения. Защищаются ли гродненцы от коронавируса в магазинах и как ведут себя в троллейбусах

Маска преткновения. Защищаются ли гродненцы от коронавируса в магазинах и как ведут себя в троллейбусах

Минздрав предупреждает: обезопасить себя от ковида может каждый. Для этого не нужно делать что-то сверхъестественное – достаточно носить маску в общественных местах, соблюдать социальную дистанцию и тщательно мыть руки. Но и эти, казалось бы, простые правила выполнять хотят не все. Предельная осторожность во время первой волны коронавируса ко второй превратилась в откровенную беспечность.

Буквально месяц назад я с работниками областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья участвовала в рейде в одном из продуктовых магазинов по улице Ольги Соломовой. Тогда среди посетителей было довольно много тех, кто пришел в торговый зал без маски. Их аргументы-оправдания были несостоятельными в отличие от доводов специалистов здравоохранения: вирус реален и очень заразен, но пасует перед средствами защиты. Сейчас информации об этом достаточно – каждый день и отовсюду. Прислушались ли к ней гродненцы, придерживаются ли мер профилактики? Отправляюсь в тот же магазин оценить обстановку. Для полноты картины добираюсь туда на общественном транспорте.

1.jpg

Обеденное время. На остановке возле автовокзала людей довольно много. Дружно заходим в прибывший троллейбус. На двери висит объявление «Уважаемые пассажиры! При проезде в общественном транспорте в обязательном порядке необходимо соблюдать масочный режим!» Несмотря на это, в масках примерно четвертая часть моих попутчиков. Остальные, видимо, надеются на старое доброе «авось» или считают, что их болезнь не коснется.

На протяжении маршрута через каждые пять минут в салоне звучит аудиозапись, напоминающая о необходимости соблюдать масочный режим в общественном транспорте. Но никто из пассажиров не тянется в карман или сумочку за маской, возможно, на деле у многих ее и нет. Между тем этих самых пяти минут в переполненном транспорте рядом с переносчиком инфекции, особенно, если он без маски, достаточно, чтобы заполучить вирус. Исследованиями доказано, что минимизировать риск заражения может обоюдное ношение средств индивидуальной защиты – со стороны как здорового, так и больного человека. В этом случае вероятность заразиться составляет всего 1,5 процента. Риск заражения здорового человека при встрече с больным без маски, даже при соблюдении социальной дистанции, повышается до 70 процентов. Если больной человек надевает маску, этот риск снижается до 5 процентов.

Стоит отметить, что со своей стороны Гродненское троллейбусное управление обеспечивает необходимые мероприятия. 

– Делаем все от нас зависящее, чтобы и наши работники, и пассажиры были здоровы. После окончания рабочей смены и утром перед выходом на линию троллейбусы обрабатываются в депо. Ежедневно обрабатываем дезсредством салоны при заезде в депо на технологический перерыв, проводим влажную уборку. Все водители и контролеры обеспечены средствами индивидуальной защиты. Для нас это очень важно, – отметил директор УГП «Гродненское троллейбусное управление» Виктор Шарейко. – А вот обеспечить использование масок и перчаток пассажирами невозможно, если сами люди к этому не стремятся – правовых оснований и организационных возможностей для недопуска пассажиров в транспорт за несоблюдение масочного режима у предприятия нет. Рассчитываем на сознательность и постоянно напоминаем горожанам о важности самозащиты.

4.jpg

Интересно, а если бы водитель в микрофон «прилюдно» попросил беспечных пассажиров надеть «экипировку», а более ответственные граждане подкрепили бы замечание порицающими взглядами, приверженность рекомендациям повысилась бы? Наверняка в свою следующую поездку наученный общественным осуждением человек определенно отправился бы в маске.

На каждой остановке троллейбус подбирал новых пассажиров. Такой незатейливый аксессуар, как маска, мелькал в салоне довольно редко. И в основном у пожилых людей.

Эти же наблюдения подтвердились в магазине. Пожилых посетителей в масках здесь можно встретить гораздо чаще. Спустя месяц после первого посещения торгового объекта замечаю: людей в «защите» стало раза в два больше. Это отмечают и продавцы.

IMG_7207.JPG

– А вот соблюдать дистанцию в прикассовой зоне и у прилавков покупатели не спешат. То ли торопятся поскорее сделать покупку, то ли просто забывают о необходимости держаться на расстоянии, – рассказывают продавцы.

В торговом зале встречаю мужчину с маленьким ребенком. Оба без масок. В ответ на вопрос, почему не заботятся о своем здоровье, глава семейства растерянно ответил, что маску в спешке забыл в салоне авто. Знает ли он об опасности коронавируса? Да, но понадеялся, что ничего не случится.

IMG_7208.JPG

Еще один покупатель ответил, что за состояние своего здоровья не волнуется – никогда проблем с этим у него не возникало. Однако мои слова о том, что у него заболевание может проходить бессимптомно и запросто передастся другому, заставили задуматься. Обещал: больше без маски в магазин ни ногой.

Как говорится, на врача надейся, а сам тщательно мой руки и надевай маску в местах большого скопления людей. Это то элементарное, что в состоянии сделать каждый социально ответственный человек для здоровья своего и окружающих. 

Компетентно

Ирина Тупик, заместитель главного врача Гродненского зонального центра гигиены и эпидемиологии:

– В комплексном плане мероприятий по профилактике COVID-19, утвержденном решением Гродненского горисполкома, конкретно прописано, что должны предпринять каждая организация, каждый трудовой коллектив, как надо вести себя жителям города. Никто сегодня не может сказать, что не осведомлен о способах защиты и необходимых защитных мерах. Потому, когда специалисты нашей службы проверяют, как предприятия и организации работают по предотвращению распространения коронавируса, оправдания по типу «не знал» или «не учел» не принимаются. Все объекты держим на постоянном строгом контроле. За минувшую неделю, к примеру, проверили более 450 предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, а также учреждений образования, промышленных предприятий, общежитий. 

Фактически четверть обследованных объектов допускали нарушения в проведении нужных санитарно-противоэпидемических мероприятий по COVID-19. Много раз повторялось, как важен ежедневный контроль за состоянием здоровья работников, в том числе термометрия. Но он обеспечен не везде. В перечне защитных рекомендаций на первом месте социальное дистанцирование. Однако есть еще случаи, когда у торговых мест не нанесена сигнальная разметка для посетителей, а расстояние между столами для обслуживания посетителей менее 1,5 метра. И уж совсем недопустимо, когда продавцами, непосредственно контактирующими с посетителями, не используются маски и другие средства индивидуальной защиты.

По результатам надзорных мероприятий в адрес руководителей субъектов хозяйствования направлены 60 предписаний по устранению выявленных нарушений, 21 предложение о приостановлении деятельности. Проверки будут продолжены, и спрос с учетом сложившейся эпидситуации будет самым строгим.

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Редакция газеты «Гродненская правда»