«Не встречала такой заботы о людях, как в Беларуси, еще нигде, в то время как в Польше – все только для картинки». Анна Гонтаренко поделилась своей историей вынужденного переезда из Украины

«Не встречала такой заботы о людях, как в Беларуси, еще нигде, в то время как в Польше – все только для картинки». Анна Гонтаренко поделилась своей историей вынужденного переезда из Украины

Семья вынужденно покинула свою Родину около 2 месяцев назад.

«Не держало уже ничего. Да и держаться было не за что». С этих слов началась беседа с беженкой из Украины Анной Гонтаренко. Около двух месяцев назад вместе с двумя детьми она вынужденно покинула свою Родину и переехала в Беларусь. Вспоминая жизнь в Украине, женщина говорит, что жизнью это назвать было трудно. Существование, выживание на протяжении уже многих лет.

изображение_viber_2022-04-13_10-33-27-930.jpg
– Жили мы в Харьковской области в селе Студенок. Найти там нормальную работу практически невозможно, поэтому приходилось ездить по разным городам и областям, искать работу, где бы хоть немного платили и относились по-человечески. Спустя время мне повезло. Устроилась в строительную компанию, где трудилась последних 7 лет. Повезло, потому что таких людей, как мой работодатель, в нашей стране еще нужно поискать, чтобы вовремя платили, относились по-доброму и стремились помогать, – вспоминает Анна. – Как только начались военные действия, к большому сожалению, работа тоже закончилась. Я знаю несколько историй, когда людям перестали платить детские пособия. Обращаясь на горячие линии, они слышали только: «Война в стране, какие деньги». При этом цены в магазинах выросли в несколько раз. Для сравнения: сейчас буханка хлеба стоит 120 гривен (3,6 рубля), а до всей этой ситуации мы платили около 20 гривен (примерно рубль). Мы хоть как-то выживали, но представьте, каково старикам. Думаю, вы знаете, что пенсии им никто не платит. Они попросту голодают. О людях там никто не думает. За примерами далеко ходить не надо. Когда началась спецоперация, нам в село привезли гуманитарную помощь, мы получили лишь остатки, если так можно выразиться. Сначала продукты себе отбирали наши «любимые» чиновники, а остальное уже отдали людям. Нам удалось взять себе немного муки, сахара, бутылку подсолнечного масла. Разумеется, мясных консервов, конфет и продуктов для детей мы не увидели.

По словам Анны, когда она попыталась возмутиться по этому поводу в беседе села в мессенджере, ее просто заблокировали. Ее подругу, которая тоже пыталась выяснить, почему им не отдали гуманитарный груз, тоже из беседы исключили. Правду слышать никто не хочет, и люди к этому уже привыкли.

Решение о том, что в родном селе уже небезопасно и нужно бежать, Анна принимала не одна. Уезжала вместе со своими двумя дочерьми и родственницей, у которой тоже есть дети.

– Из-за военных действий ночевать приходилось в погребе. Мы включали электропечку, чтобы хоть как-то согреться. Но вечером 18 марта у нас отключили свет, сколько это продлится и чему приведет, было непонятно. А на улице стоял мороз. Поэтому уже утром следующего дня мы уехали из Студенка, – говорит Анна. – Сразу поехали в Польшу. Могу сказать одно – там сплошная «показуха» для картинки. Они отовсюду твердят, что помогают беженцам, а по факту все не так. Да, нам там дали жилье. Но только на два дня. А после культурно нас «попросили». Когда я спросила, что нам делать, нам сказали идти на железнодорожный вокзал и искать помощи там. Помню, мы стоим в Польше, на вокзале, и не знаем, что делать дальше. Тогда позвонила другу, и он мне сказал не думать, а брать детей и ехать в Беларусь.

Сейчас, уже спустя почти два месяца, Анна понимает: это было самое верное решение. Здесь, в Гродно, девушка наконец почувствовала себя в безопасности. Из рук волонтеров Красного Креста она, ее дети, жена брата с детьми получили на первое время теплое жилье, еду, необходимые вещи. Продукты привозили несколько раз в неделю, обеспечивали всем необходимым. Когда на второй день пребывания младшая дочь Анны заболела, белорусские медики сделали все, чтобы девочка поскорее поправилась, оказав квалифицированную и бесплатную медицинскую помощь, предоставив возможность лечиться в стационаре.

изображение_viber_2022-04-13_10-33-27-414.jpg

– Я не встречала такого отношения и заботы о людях как в Беларуси еще нигде. Никто не смотрел, что мы чужие, что у нас ничего нет, что мы не можем заплатить. Нам просто помогали искренне и безвозмездно. Это огромная ценность, мы бесконечно благодарны вашему народу, – говорит Анна. – Но самое главное, я чувствую, что я и мои дети здесь в безопасности. Мы можем спокойно спать, не опасаясь каждую минуту за свою жизнь.

Вопрос с работой решить удалось быстро. Анну вместе с родственницей устроили на птицефабрику в Коптевке, что недалеко от Гродно. С жильем тоже помогли. На две семьи женщинам выделили целый дом.

– Работы я не боюсь, всю жизнь приходилось нелегко, поэтому считаю, что все трудности преодолимы. Самое главное в том, что у нас появилось право на спокойную, комфортную, мирную жизнь. Есть работа, крыша над головой, детей оформила в детский сад и школу. Уверена, о них здесь будут хорошо заботиться. А больше нам ничего пока и не надо, – говорит Анна. – Одно я знаю точно: уезжать из этой страны мне не хочется.

В Студенке у Анны осталась мама. Девушка рассказала, что созванивается с ней каждый день, однако уговорить ее бросить дом и уехать из Украины так и не удалось. Женщина продолжает верить, что ситуация повернется в лучшую сторону, и что все наладится. Но Анна убеждена – пока в Украине такая власть, никаких добрых изменений ждать не приходится.

– Ведь это не наш президент. Это тот человек, который в этом кресле нужен западным политикам. Я в политике не сильна, и никогда особенно не вникала, но я уверена, что все, с чем столкнулась наша страна, – из-за амбиций США, из-за того, что эта страна суется везде, где это не нужно. Руководство Украины продолжает плясать под дудку Запада, не отдавая себе отчет, что из-за этого страдают и гибнут люди, – рассуждает девушка. – А ведь мы – простой народ, многого не просили. Мы просто хотели жить и работать в родной стране, иметь социальные гарантии, уверенно смотреть в завтрашний день, осознавать, что нас ценят. Но что в итоге? Мы вынуждены бежать и искать для себя лучшей жизни. И самое обидное, что мы находим нужную поддержку и заботу, вот только не от своего государства, а от совершенно чужих людей, за что им низкий поклон.

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!

Редакция газеты «Гродненская правда»