Новые графы появились в счетах-извещениях за январь и это вызвало немало вопросов у жильцов многоэтажек

Новые графы появились в счетах-извещениях за январь и это вызвало немало вопросов у жильцов многоэтажек

Ответил на них начальник управления жилищно-коммунального хозяйства облисполкома Олег Шафранский

Ответил на них начальник управления жилищно-коммунального хозяйства облисполкома Олег Шафранский во время проходившей в прошлую пятницу, 19 февраля, прямой линии.
УСЛУГИ И ВОЗМЕЩЕНИЕ ИХ СТОИМОСТИ
Почему поднялись цены на жилищно-коммунальные услуги? – интересовались жители области.
– Тарифы выросли не потому, что увеличились затраты на оказание услуг. Мы стремимся к тому, чтобы снизить их себестоимость, в этом году планируется уменьшить их как минимум на 15 процентов. А вот субсидирование, участие государства в формировании себестоимости услуг ЖКХ должно свестись к минимуму. Пока большую часть затрат за оказанные услуги возмещает государство. Сегодня акценты переносятся в сторону увеличения доли населения. Есть тарифы, где уже стопроцентное возмещение, по другим, как например, плата за отопление, мы еще далеки от этой цифры. Вместе с ростом доли возмещения затрат населением поднимается и уровень ответственности людей. Когда человек сам оплачивает уборку в подъезде, за свой счет меняет лампочки, он бережнее будет относиться к уже своему имуществу.
КТО В ПОДЪЕЗДЕ ХОЗЯИН
Чаще всего звонившие на прямую линию задавали вопросы: кто будет убирать подъезды и как можно отказаться от услуг ЖКХ?
– С этого года санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома – одна их основных коммунальных услуг. Раньше она входила в техобслуживание дома.
У людей появилась альтернатива. Если их не устраивает периодичность и качество работ коммунальников, они могут отказаться от этой услуги. Тогда плата за нее не будет появляться в счетах-извещениях. Первое, что должны сделать жильцы, – провести общее собрание, на котором единогласно принять решение о самостоятельной уборке. Отказников не должно быть, необходимо стопроцентное согласие всех жильцов. В произвольной форме они должны составить протокол собрания, установить график и периодичность уборки и предоставить все это в ЖЭС по месту жительства. Прежний договор с коммунальниками будет расторгнут, и оплата за уборку мест общего пользования начисляться не будет. Однако если подъезды останутся грязными, ЖЭСы вернутся туда, и снова станет начисляться плата за уборку в жировках. Пройдет месяц-другой, и появятся примеры, когда в дом придет частная клининговая компания и покажет свои способности. Главное, чтобы в подъезде было чисто и люди остались довольны.
Почему плата за содержание вспомогательных помещений начисляется исходя из метража квартиры, а не от числа проживающих в ней?
– Затраты на уборку подъезда суммируются и делятся на всех жильцов пропорционально общей площади квартир. Статистический анализ показал, что только в этом случае распределение платы за услугу между жильцами будет наиболее полным. Например, есть квартиры, в которых люди не зарегистрированы, но проживают. Если брать плату от числа прописанных, то они не будут участвовать в этом. Начисления сделаны пока за первый месяц, жизнь покажет, правильно это или нет. Возможно, в будущем и произойдут корректировки.
Жильцы должны полностью оплачивать освещение в подъездах?
– Что касается дополнительных жилищно-коммунальных услуг, то это в жировку внесена плата за возмещение затрат, которые уже понесли коммунальники. Указ Главы государства № 535 «О предоставлении жилищно-коммунальных услуг» предусматривает, что освещение мест общего пользования будет стопроцентно оплачиваться жильцами. При этом у них есть возможность сэкономить. Например, заменить стандартные лампочки в подъездах на энергосберегающие или установить акустические датчики, реагирующие на движение и включающие освещение, когда на площадке кто-то появляется.
ЛИФТ В СОБСТВЕННОСТИ
 Кто должен платить за техобслуживание лифта?
– Лифт является общим имуществом жильцов дома. Поэтому и плата за его техническое обслуживание должна быть пропорциональна доле в праве на это имущество. Услуга «техническое обслуживание лифта» предусматривает плату не только за поддержание его в исправном состоянии, но и за энергию, затраченную на его движение. Лифт всегда должен находиться в технически исправном состоянии независимо от того, пользуется им кто-то или нет. Поэтому и плата за его содержание взимается со всех соразмерно занимаемой площади, в том числе и с тех квартир, где никто не живет. А вот платить за электроэнергию, потребляемую лифтами при работе, должны те, кто пользуется лифтом. Берется она с каждого человека, зарегистрированного в доме, начиная со второго этажа.
Плата за электроэнергию движения лифта будет ежемесячно меняться?
– Учитывая то, что начисления делаются за фактически потребленную энергию, значит, и оплата каждый месяц будет меняться. Снимаются показатели счетчика работы лифта, делятся на число прописанных граждан и выводится тариф. И это даже не тариф в обычном понимании этого слова, а возмещение затрат. Мы уже заплатили энергетикам за работу этого лифта. И только после этого разделили счет пропорционально жилплощади и предъявили людям к оплате. В каждом доме и даже подъезде плата будет другой. Конечно, счетчиков пока не хватает, их надо устанавливать, и мы над этим работаем.
Должны ли оплачивать электроэнергию на работу лифта жильцы первых этажей?
– Нет, так как они не пользуются лифтом. А вот оплачивать его техническое обслуживание обязаны. Там, где допущены ошибки и начислена плата за электроэнергию движения лифта, в следующем месяце будет сделан перерасчет. Не было разъяснений, поэтому некоторые предприятия допустили разночтения законодательного акта.
ОШИБКИ ИСПРАВЯТ
Несколько звонков поступило от жителей Ошмян. Они жаловались на высокую стоимость подогрева воды.
– В Ошмянах неправильно применен тариф по горячей воде, мы это будем корректировать. Если кто-то уже заплатил, деньги не пропадут, в следующем месяце будет сделан перерасчет. Одновременно произошли два события: изменилась программа начисления платежей и появились новые услуги. В некоторых случаях новая программа дала сбой: поменялись графы, перескочили названия платежей. У людей это, конечно же, вызывало обоснованные нарекания. Мы работаем над этим, проверим адекватность и законность начислений по каждому виду услуг, учтем все высказанные людьми замечания. К концу февраля постараемся найти все ошибки и исправить их.
Редакция газеты «Гродненская правда»