Новые микрорайоны, мосты, кольцевые развязки, продленные улицы. В горисполкоме прошло общественное обсуждение генплана Гродно до 2030 года
У генплана Гродно два фактический этапа реализации: первый до 2025 года, второй рассчитан до 2030. К слову, в следующем году столичный институт приступает к разработке детального плана исторического центра Гродно.
В общественном обсуждении приняла участие группа специалистов УП «БелНИИПградостроительства» во главе с заместителем директора института Юрием Винниковым.
Все новшества – в черте Гродно
Нынешний Гродно занимает площадь 14 198 гектаров. Сейчас в областном центре проживает 368 700 человек. К 2025 году численность горожан возрастет до 405 тысяч человек, рассчитывают эксперты. Рост населения затрагивает непосредственно и строительный фактор. В пределах существующей территории нужно будет «найти» 740 гектаров. На этих земельных участках планируется возвести 80 % многоэтажных жилых домов и 20 % проектировщики оставляют усадебных домов.
На общественных обсуждениях в горисполкоме всех заинтересованных ознакомили с приоритетными направлениями застройки. Многоквартирные жилые дома возведут в Грандичах и Ольшанке, на улицах Весенняя, Дубко-Пушкина, Островского, Дзержинского-Калиновского, Кохановского, Магистральной и Советских пограничников. Под высотную застройку также отводят территории бывшего военного городка на улице Лидская, части городка на Фолюше и на 10-гектарной территории снесенных радиовышек около Понемуни. Частный сектор расширят преимущественно в Зарице, Барановичах, Погоранах-Кошевниках, за счет уплотнения – в Вишневце.
Экологические коридоры и парковые зоны
Они будут создаваться в Ольшанке, на Девятовке, в Лососно и Барановичах. Девятовка, к примеру, получит парковую зону, здесь разобьют скверы. Предусмотрен там водоем с пляжной зоной. Парки будут обустроены в Понемуни и около Кургана Славы. Получит дальнейшее развитие Румлевский парк со стороны бывшей деревни Солы. Там может появиться гольф-клуб. Лесопарковая зона предусмотрена для районов индивидуальной жилой застройки Барановичи.

В строящемся микрорайоне Грандичи сохранится лесок с использованием его как территории отдыха. Здесь же предусмотрели прокладку велодорожек. Кстати, велодорожки и спортивные площадки будут во всех возводимых новых микрорайонах. Все лесные массивы около Ольшанки также в перспективе станут лесопарками, а вот в урочище Пышки генпланом разрешается использовать частную жилую застройку под агроусадьбы. Там предусмотрено возведение конного манежа. В районе меловых карьеров Синька и Зеленка с литовского направления после рекультивации по генплану будет мульти- и сафари. Парк на выезде из Гродно в Литву также отведены территории для кинотеатра и крупных торговых центров, а возле городской больницы №3 зарезервирована площадка для строительства еще одного учреждения медицины. Какого именно – решение примут в перспективе. Однако не только леса и загородные трассы сейчас в карте застройки.
Генпланом предусмотрено благоустройство береговых зон Лососянки, Городничанка, санация ручья (Литовский ручей) в районе Подпереселки. На Юбилейном озере с польского направления запланирован спортивно-развлекательный комплекс, в который включат и аэродром. Такой же комплекс предусмотрен с минского направления рядом с автодорогой М-6, но пока это перспективный проект. Предстоит снос незаконно построенных дачных участков в этом районе.
Мимо исторического центра
Чаще всего во время общественного обсуждения поднималась проблема разгрузки исторической части Гродно от транспорта. Ситуации, которые наблюдаются на подходах к нему, ежедневные заторы ставят непростые задачи перед проектировщиками. Они предлагают до 2030 года сделать продление улицы Подгорной вдоль железной дороги до развязки на улице Буденного. И в таком случае транспортные потоки уйдут с Советской площади. Также генпланом предусмотрен пешеходный дублер улицы Большой. Для снижения транспорта в центре предусмотрены так называемые перехватывающие автопарковки вблизи него с нескольких направлений.

Не исключается вариант взимания платы за проезд через исторический центр на личном транспорте. Пока все в стадии обсуждения.
Мостов будет больше
За последние 10 лет нагрузка на городские мосты увеличилась вдвое и составляет 14 тысяч единиц в час, подсчитали разработчики генерального плана. Большая надежда на реконструкцию неработающего одноколейного железнодорожного моста под автомобильный. Он станет одной из главных артерий большого транспортного кольца вокруг Гродно. Еще один новый мост через Неман помечен на генплане поместили в районе деревни Баля Сольная. Он позволит увести потоки транспорта из города в сторону микрорайонов Барановичи, на Августовский канал.
Предусмотрен этим планом и подвесной пешеходный мост через Неман в районе базы отдыха «Привал». Он соединит Пышки с обеих сторон реки. Нынешние три городские моста попеременно будут ставиться на капитальные ремонты по мере переброса автомобильных потоков по новым магистральным и радиальным схемам.
Многоуровневая развязка появится на автодороге М-6 в районе улицы Карского. Она станет очередным этапом продления улицы Южная до одноколейного железнодорожного моста.