Новые отели, растущий экспорт туруслуг и продвижение медицинского туризма. Что изменилось в сфере гостеприимства Гродненского региона за три года действия «безвиза»?

Новые отели, растущий экспорт туруслуг и продвижение медицинского туризма. Что изменилось в сфере гостеприимства Гродненского региона за три года действия «безвиза»?

С 10 ноября безвизовая зона расширена на всю Гродненскую область.

Теперь регион полностью открыт для организованных туристических групп. Индивидуальные туристы, помимо города Гродно, Гродненского и Свислочского районов, как это было до вступления в силу Указа №300, теперь могут посещать без визы Берестовицкий, Волковысский, Вороновский, Лидский и Щучинский районы.

07acd800c2f94a455dfddde16059f638.jpg

Кто приезжает, откуда и зачем?

За три года действия безвизового режима Гродненщину по «безвизу» посетили четверть миллиона иностранных гостей. И эта цифра растет: если в 2017 году в регионе побывали порядка 50 000 безвизовых туристов, в 2018 году – более 92 000, то в 2019 – еще до момента вступления в силу Указа №300 – свыше 105 000. Самый высокий интерес к региону проявляют жители стран-соседок – Литвы, Польши, Латвии и России. Часто приезжают туристические группы из Германии, Италии, Эстонии, Франции, Чехии, Нидерландов. Реже доводится встречать гостей из далекой Австралии, Канады, Мексики, Новой Зеландии, Японии. Всего в этом году в Гродно побывали граждане 36 стран мира. Что примечательно, среднее количество дней пребывания иностранцев составляет 2,5 дня, а это полноценный тур выходного дня. К слову, в регионе зарегистрировано 110 турфирм, 34 из них активно работают на въездной туризм.

0001.jpg

Для удобства иностранных путешественников в области разработано два мобильных приложения – гид по дорогам Гродненской области «Grodno-R» и «Маршруты Августовского канала». Пользуясь ими, туристы могут выстроить свой маршрут еще до пересечения границы.

Как развивается инфраструктура?

Благодаря «безвизу» оживляется сфера торговли и услуг. Количество открывшихся в Гродно с начала прошлого года кафе, ресторанов, баров и кофеен исчисляется более чем пятью десятками. Также за последние два года в Гродно было открыто пять объектов размещения, включая хостелы и апарт-отель в самом сердце города. За счет открытия новых объектов гостеприимства в областном центре появилось 1300 рабочих мест, что весомый плюс для показателей занятости.

0002.jpg

– Сфера торговли и услуг быстро реагирует на все тенденции и изменения, происходящие на потребительском рынке, – рассказала начальник управления торговли и услуг облисполкома Ольга Короткая. – Автоматически она начинает насыщать свои торговые объекты именно той продукцией, которая востребована. В то же время бизнес чувствует «уличный трафик» клиентов – субъекты торговли, объекты общепита размещаются там, где наибольший поток потенциальных покупателей. Для нас это, разумеется, исторический центр Гродно.

Что покупают туристы?

Самыми востребованными у иностранных гостей являются даже не сувениры, а конкретный перечень потребительских товаров. Чаще всего туристы спешат в гродненские магазины за белорусской «кондитеркой» – особенно любят зефир и шоколадные конфеты. Высокий спрос у иностранцев на белорусскую одежду и бельевой трикотаж из натуральных тканей, а также полотенца, постельное и столовое белье из льна. У представительниц прекрасного пола популярностью пользуется косметика. Сувениры в этом списке занимают второстепенную позицию. Хотя, по словам самих ремесленников, спрос на интересные ручные изделия у иностранцев определенно есть:

0004.jpg

– Конечно, туристы в Гродно были всегда, но до введения безвизового режима их было намного меньше, – рассказал мастер-кукольник Галина Жемчужникова. – Если раньше в выходной день пройдут буквально одна-две экскурсии, то сейчас – в разы больше. И торговля у нас, ремесленников и мастеров, которые работают на Советской улице, идет лучше. Например, я делаю кукол – самых разных персонажей со своими характерами и историями, и женские украшения. Гостям больше нравятся куклы, поэтому в пик туристического сезона ими в основном и занимаюсь, украшения даже делать не успеваю.

Какую прибыль имеет регион?

Экономическая выгода развития туристического потенциала лучше всего видна в динамично растущих цифрах. Экспорт туристических услуг в регионе в 2017 году составил более 2 миллионов 980 тысяч долларов, в 2018 – более 3 миллионов 649 тысяч долларов, и только за три квартала 2019 – более 3 миллионов 74 тысяч долларов.

– Влияние безвизового режима наглядно просматривается во всех сферах: от культуры и строительства до реализации коммерческих проектов и укрепления позитивного имиджа региона за рубежом, – рассказала заместитель начальника управления спорта и туризма облисполкома Татьяна Лидяева. – В 2018 году количество инвестпроектов, в той или иной степени связанных с туризмом, сферой отдыха и развлечений, возросло в три раза по сравнению с 2017 годом. В этом смысле все четко взаимосвязано: новые бизнес-проекты – это вложения в экономику, создание новых рабочих мест, рост благосостояния граждан.

На границах безвизовой зоны установят специальные знаки

В погоне за прибылью в регионе не упускают из вида интересы самих туристов. К примеру, более 100 торговых объектов в области на сегодняшний день подключены к системе Tax Free. 67 из них работают в Гродно.

Как развивается медицинский туризм?

За девять месяцев этого года в учреждения здравоохранения за медицинской помощью обратились 297 иностранцев, которые воспользовались безвизовым въездом. Рост интереса и привлекательности подтверждается увеличением в сравнении с аналогичным периодом прошлого года почти в два раза суммы поступлений от оказания медицинских услуг – 44,1 тысячи долларов. И это не предел. Заметно изменилась география: за медицинскими услугами обратилось больше людей из Германии, Польши, Прибалтики.

Здравницы Гродненской области наращивают прием отдыхающих из-за рубежа

– Лечебные учреждения Гродненщины не первый год принимают иностранцев, которые хотят получить стоматологические услуги, сделать операцию, пройти эффективные курсы обследования и лечения, – рассказала начальник главного управления здравоохранения облисполкома Елена Кроткова. – Однако в последнее время область прочно зарекомендовала себя как один из самых перспективных регионов по медицинскому туризму, чему в немалой степени способствовало введение безвизового въезда в нашу страну. Для иностранцев это важный фактор привлекательности наряду с качеством медицинских услуг, использованием передовых медицинских технологий и прогрессивных методов лечения, квалификацией врачей, сравнительно небольшой стоимостью лечения. Важно, что срок пребывания до 15 дней в нашей стране сейчас позволяет пройти полный курс как стационарного лечения или реабилитации, так и получить оздоровительные услуги. Совместно с оздоровительными учреждениями нами разработаны специальные программы здоровья, которые предполагают лечение и оздоровление в комплексе. В связи с расширением бевизовой зоны они сегодня актуализируются.

2c50ad85cb5f01654198006ae6c24b88.jpg

По объему услуг безвизовым туристам лидируют центральная стоматологическая поликлиника областного центра, больница скорой медицинской помощи, университетская клиника, перинатальный и кардиологический центры. Хотя и другим лечебным учреждениям есть что предложить иностранцам. На их сайтах и других источниках в интернете в специальных разделах помещена обширная информация о предоставляемых услугах, необходимых документах, стоимости операции или лечения.

Что предлагают иностранным гостям?

На Гродненщине есть что показать и чем развлечь гостей. В областном событийном календаре только в этом году более 460 брендовых мероприятий. Свои событийные фишки есть в каждом районе и практически в каждом агрогородке, не говоря уже о крупных знаковых фестивалях, собирающих десятки тысяч гостей. В тройку лидеров входят Республиканский фестиваль национальных культур, фестиваль хмеля, солода и воды Lidbeer и автофестиваль SunDay.

0003.jpg

– Все брендовые события отражают самобытность региона, и при правильной рекламной подаче и информационном сопровождении могут быть очень интересны туристу. В этом помогает информационный портал GrodnoVisaFree, который сейчас находится в стадии активного обновления, – рассказала начальник управления культуры Елена Климович. – Кроме того, в каждом районе разработаны свои туристические маршруты, которые включают в себя посещение музеев, памятников архитектуры и историко-культурного наследия. Акцент делается на сельские клубы и библиотеки, на базе которых в регионе работает более 50 интересных музеев и музейных комнат. Многие из них в своем роде уникальны, например, музей писанки Сопоцкинского культурно-туристического центра или литературно-краеведческий музей в Гудевичах, где сохраняются древние традиции подвоенного ткачества.

0W1A9085.JPG

Сегодня музеи отошли от простых обзорных экскурсий: за минимум времени гости хотят получить максимум интересной информации. Поэтому экскурсии сочетаются с анимационными, театрализованными и интерактивными программами. Для преодоления языкового барьера в районах, где сложнее всего найти хорошего переводчика, закупаются аудиогиды, внедряются QR-коды в помощь туристам.

В области более чем на 20 историко-культурных объектах активно ведутся реставрационно-восстановительные работы. В прошлом году завершилось обновление Коложской церкви в Гродно. Сейчас новый облик постепенно приобретают Старый замок в Гродно, Гольшанский и Кревский замки, дворцово-парковый комплекс в Святске, идет благоустройство парка знаменитой усадьбы в Залесье. В следующем году планируется завершить реконструкцию юго-западной башни Лидского замка и объектов Свято-Успенского Жировичского монастыря. Это знаковые объекты, которые станут ключевыми точками на туристических маршрутах по теперь уже безвизовой Гродненщине.