Новые технологии, системы контроля и безопасность на границе. Об этом в интервью «ГП» рассказал начальник Гродненской региональной таможни Александр Пихун

Новые технологии, системы контроля и безопасность на границе. Об этом в интервью «ГП» рассказал начальник Гродненской региональной таможни Александр Пихун

За 8 месяцев 2021 года наблюдается рост поступлений в республиканский бюджет таможенных платежей.

20 сентября таможенники республики отмечают свой профессиональный праздник – День таможенника Беларуси. Установлен он в 1996 году. Стоя на страже порядка Родины, защите ее интересов и границ, белорусские таможенники ежедневно выполняют свой долг по защите национальной безопасности страны. Свой неоценимый вклад в общее дело вносят сотрудники Гродненской региональной таможни. Только за этот год через пункты пропуска региональной таможни проследовало более 830 тысяч грузовых транспортных средств, 160 тысяч легковых, более 20 тысяч автобусов, свыше 420 тысяч железнодорожных вагонов, 52 самолета.

Недавно Гродненскую региональную таможню возглавил человек с многолетним опытом работы в разных регионах, государственный советник таможенной службы III ранга Александр Пихун. Свое первое интервью в новой должности Александр Константинович в преддверии профессионального праздника дал корреспонденту «Гродзенскай праўды». В материале – о новых подходах в работе таможни, перспективах региональных пунктов пропуска, безопасности на границе и планах нового руководителя.

– Александр Константинович, несмотря на то, что в должности начальника Гродненской региональной таможни Вы недавно, Вам хорошо знакома работа таможенных органов нашего региона. Изменилась ли Гродненская таможня за последние годы?

– Безусловно, изменилась. В особенности после присоединения к Гродненской региональной таможне Ошмянской таможни, когда зоной ответственности стала вся территория Гродненской области. Как результат – Гродненская региональная таможня сейчас одна из крупнейших в системе таможенных органов как по численности, так и по транспортным потокам, проходящим по ее территории. Сегодня по транспортным коридорам в зоне ее ответственности проходит более половины автомобильных транспортных средств, следующих через белорусские пункты пропуска. Перевозчики выбирают это направление не только потому, что так удобнее строить маршруты, но и потому, что здесь созданы комфортные условия для пересечения границы, а также максимально быстрое оформление.

IMG_2445.jpg

За последние пять лет существенно изменилась структура таможни: сейчас она включает в себя семь автомобильных республиканских пунктов таможенного оформления, шесть железнодорожных, два речных, один авиа и пять ведомственных. В непосредственной близости от трех пунктов пропуска – «Брузги», «Берестовица» и «Каменный Лог» – возведены транспортно-логистические центры, что позволяет эффективно использовать их возможности для оформления товаров вблизи границы. Это, безусловно, очень удобно для субъектов внешнеэкономической деятельности.

Перед пунктами пропуска «Брузги», «Котловка» и «Каменный Лог» созданы и успешно применяются площадки, где функционирует система электронной очереди. Вскоре еще одна начнет действовать перед пунктом пропуска «Бенякони». Площадки позволяют водителям планировать время пересечения границы, а также в случае необходимости отдохнуть в комфортных условиях.

На польском направлении проведена масштабная реконструкция одного из самых крупных и востребованных пунктов пропуска «Брузги», что позволило в разы увеличить его пропускную способность. В пункте пропуска «Берестовица» близится к завершению строительство стационарного инспекционно-досмотрового комплекса.

– Наверняка Вы уже думали о том, как выстраивать работу на новом посту. Поделитесь ближайшими планами.

– Прежде всего намерен продолжить огромную работу, проделанную моим предшественником. Безусловно, сохранить высокую планку по результатам работы таможни, в первую очередь по наполнению бюджета. В планах завершение инфраструктурных проектов и реализация новых по усовершенствованию приграничной инфраструктуры. Все это – безопасность и комфорт для пересекающих границу, что не может не сказаться положительно на транзитной и туристической привлекательности Республики Беларусь.

– Не секрет, что, несмотря на непростую эпидемиологическую обстановку, ситуацию с закрытием границ, белорусская таможня, в частности, Гродненская, демонстрирует увеличение таможенных платежей. С чем связана такая тенденция?

IMG_2184.jpg

– За 8 месяцев 2021 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года наблюдается рост поступлений в республиканский бюджет таможенных платежей от деятельности таможни почти на 20%. Это связано с участием таможни в работе центра электронного декларирования. Кроме того, данная статистика свидетельствует об активности внешнеэкономической деятельности белорусских субъектов хозяйствования.

При этом, несмотря на закрытие границ и снижение объемов ввозимых физическими лицами товаров для личного пользования, в регионе деятельности таможни наблюдается увеличение почти на 30% поступлений таможенных платежей в отношении транспортных средств для личного пользования, ввезенных в адрес физических лиц перевозчиками.

– Но ведь есть и те, кто разными способами пытается сэкономить на таможенных платежах. Как выстраивается работа в этом направлении?

– К сожалению, сегодня среди субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, есть те, кто пытается найти способы занижения сумм таможенных платежей или вовсе уйти от их уплаты. Для этих целей может использоваться несколько комплектов документов с разной стоимостью товара, могут заявляться недостоверные сведения о стране происхождения товара либо под видом одного товара перемещаться другой, более дорогостоящий. Как мы пресекаем эти попытки? В первую очередь работа строится на основе системы анализа и управления рисками, с применением которой мы и выявляем этих нарушителей.

Проводится работа и в рамках посттаможенного контроля, который осуществляется после выпуска товаров по принципу минимального вмешательства в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательской деятельности. При этом особое внимание уделяется профилактике правонарушений. Так, за восемь месяцев 2021 года субъектами хозяйствования в добровольном порядке были устранены нарушения и уплачены таможенные платежи на сумму 129 тысяч белорусских рублей.

– Насколько эффективна система управления рисками? Часто ли применяется?

IMG_2410.jpg

– Как я обозначал ранее, на основе данной системы и строится наша работа. Насколько она эффективна, могут сказать цифры. К примеру, с начала года на въездном направлении в Беларусь с применением этой системы выявлено незаконно перемещаемых товаров на сумму более 14 миллионов белорусских рублей. Желая сэкономить на уплате таможенных платежей, субъекты хозяйствования пытались незаконно ввезти данные товары на территорию Евразийского экономического союза.

В пример можно привести два факта перемещения незаявленной в документах одежды и обуви, общая стоимость которой составила более 5 миллионов рублей. Или попытку ввезти на территорию ЕАЭС автомобиль стоимостью более 800 тысяч рублей, занизив эту стоимость почти в 15 раз.

– Скорость проведения таможенного контроля в пунктах пропуска за последние годы стала в разы выше. Благодаря чему удается достичь такого результата? Как было тогда и сейчас?

– Мы все больше переходим на электронное оформление, реализуем различные эксперименты, применяем новые технологии, совершенствуем инфраструктуру, что и позволяет существенно сократить финансовые и временные издержки бизнеса.

Так, например, строительство возле границы транспортно-логистических центров позволило субъектам хозяйствования сократить расходы, связанные с помещением товаров под процедуру таможенного транзита, а нам в случае необходимости используя возможности ТЛЦ, сократить сроки проведения таможенных досмотров.

Таможней активно применяется автоматический выпуск товаров, следующих по процедуре транзита через автомобильные и железнодорожные пункты пропуска. При соблюдении определенных условий выпуск товаров осуществляется автоматически информационной системой без участия должностных лиц, что существенно сокращает время прохождения границы.   По итогам функционирования данной системы за 2021 год более 7900 транзитных деклараций были выпущены в автоматическом режиме.

Способствует ускорению прохождения контроля и реализация установленных стратегией развития таможенных органов критериев. Например, более 90% партий товаров, следующих транзитом, выпускается в сроки, не превышающие 10 минут, а 85% экспортных товаров оформляется гродненскими таможенниками до 5 минут. Как результат – увеличение проследовавшего через границу количества грузового транспорта за 8 месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого на 8%.

IMG_2259.jpg

Существенно сокращает время проведения таможенного контроля и применение инспекционно-досмотровых комплексов. Если досмотр грузового транспортного средства и перемещаемого в нем товара может занимать несколько часов, то ИДК позволяет затратить 10-15 минут на сканирование, изучение сканнограммы, документов и выпуск автомобиля.

– Цифровые технологии все более уверенно входят в жизнь таможни. Расскажите, какие технические новинки на таможенных постах региона предвидятся в ближайшее время?

– Цифровая технология по применению навигационных пломб в отношении грузовых транспортных средств, которую мы начали применять в прошлом году, все больше входит в систему таможенных органов. Устройство, которое устанавливается на автомобиль, позволяет отслеживать передвижение грузов. Навигационные пломбы применяются для выявления признаков несоблюдения законодательства. Если недобросовестный перевозчик предпримет попытку извлечь товар до прибытия его в конечный пункт, навигационная пломба отправит сигнал оператору, что позволит таможенникам молниеносно среагировать и пресечь нарушение.

Не секрет, что существенный отрезок времени при прохождении границы тратится на контроль различными службами. Для осуществления контроля по принципу «одно окно» или «одна служба на границе» должностными лицами осуществляется санитарно-карантинный, транспортный контроль и с недавнего времени отдельные функции органов пограничной службы также переданы таможенникам. В регионе деятельности таможни с 1 сентября 2021 года должностные лица приступили к осуществлению отдельных функций пограничного контроля в пункте пропуска «Котловка» в части осуществления паспортного контроля в отношении водителей грузовых транспортных средств. Проведение контрольных операций одним лицом на одном рабочем месте позволяет значительно сократить время прохождения границы.

В настоящее время у всех на слуху такое понятие, связанное с таможней, как центр электронного декларирования (ЦЭД). Это единая система ведомственных пунктов таможенного оформления, когда субъект хозяйствования Республики Беларусь, желающий выполнить «таможенную очистку» прибывшего груза, подает таможенную декларацию в информационную систему таможенных органов. Оформление данной декларации может быть проведено в любом из ПТО республики, входящем в состав ЦЭД. При этом система сама направляет декларацию в ПТО менее загруженное в момент регистрации декларации, а соответственно выпуск товара будет осуществлен в кратчайшие сроки. Участвует в данном эксперименте и Гродненская региональная таможня.

– Безопасность на границе – один из основных постулатов таможенников. А в связи со всеми актуальными событиями в стране и мире этот вопрос обретает еще более важное значение. Есть ли какие-то новшества или перспективы в обеспечении безопасности на рубежах нашей страны?

IMG_2207.jpg

– Обеспечение безопасности на границе является процессом постоянным, и сотрудники таможни участвуют в этом процессе, осуществляя таможенный контроль, выявляя нарушения законодательства, связанного с перемещением через границу товаров. Так, с начала года должностными лицами Гродненской таможни выявлено почти 7 тысяч административных правонарушений, стоимость незаконно перемещаемого товара при этом составила более 17,5 миллиона рублей. Возбуждено 19 уголовных дел, в том числе 6 – за перемещение наркотических средств.

Одно из последних обновлений – современная система радиационного контроля в пунктах пропуска «Брузги», «Берестовица», «Котловка» и «Бенякони». Она позволяет контролировать перемещение через границу опасных источников ионизирующего излучения, а это могут быть как загрязненные отходы, так и элементы ядерного оружия.

Применение инспекционно-досмотровых комплексов не только сокращает время проведения таможенного контроля, но и способствует усилению безопасности. Применение этой технологии позволяет «увидеть» в самых труднодоступных местах незаконно перемещаемые товары. К слову, крупные партии гашиша и кокаина, перемещаемые в днище и топливных баках автомобилей, выявлены гродненскими таможенниками с применением именно ИДК. Только в этом году с использованием ИДК выявлено перемещение 20 килограммов гашиша.

В сентябре мы планируем ввести в эксплуатацию еще один стационарный инспекционно-досмотровый комплекс в пункте пропуска «Берестовица».

– Александр Константинович, всем известно, что работа таможенника очень многогранна. Сегодня работник таможенных органов – это и юрист, и экономист, и инженер, и даже товаровед, и тем более психолог. Что бы Вы пожелали своим коллегам в честь праздника?

IMG_2363.jpg

– В первую очередь хочу поблагодарить ветеранов таможенной службы, которые заложили ее фундамент задолго до образования современной таможни. И, конечно, отдельные слова благодарности коллективу, благодаря профессионализму, самоотдаче и сплоченности которого Гродненская региональная таможня занимает крепкие позиции в системе таможенных органов Республики Беларусь.

Хочу пожелать коллегам крепкого здоровья, благополучия и мира в семьях, поддержки близких людей, надежных товарищей рядом. Молодым сотрудникам – смелости в принятии решений, уверенности и добросовестной работы на благо нашей страны и народа.

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!

Редакция газеты «Гродненская правда»