Какие инициативы комсомола востребованы и сегодня? Новый проект «ГП» «К 100-летию ВЛКСМ: проверено временем»
«Комсомол – не просто возраст, комсомол – моя судьба» – пел известный ансамбль «Самоцветы» в популярной в 70-80-е годы прошлого века песне. И эти слова для тысяч молодых людей были самой настоящей правдой жизни. Молодежь по комсомольским путевкам отправлялась на целину и на БАМ, на Всесоюзные стройки выезжали студенческие отряды. Турслеты приобщали к активному образу жизни, а шефство над ветеранами войны учило патриотизму и умению помогать ближним.

История показала: большинство инициатив комсомола успешно прошли непростую проверку временем и доказали – они не формальные, не придуманные, а самые что ни на есть настоящие. Они живут и помогают строить жизнь уже сегодняшней современной молодежи.
О проверенных временем инициативах комсомола – наш новый проект, посвященный 100-летию ВЛКСМ, которое отмечается 29 октября 2018 года.
Первые рассказы – о студотрядах. О том, как это было, и о сегодняшнем дне студенческих отрядов наши интервью с ветераном стройотрядовского движения Гродненщины Ириной Енджеевской и командиром Всебелорусской молодежной стройки на Белорусской АЭС в 2017 году Виталием Держановским.
Гродненка Ирина Енджеевская на протяжении 30 лет была командиром областного сводного студенческого отряда «Беларусь» имени Героя Социалистического Труда, Героя Беларуси Александра Иосифовича
Дубко.
Еще во время учебы в Гродненском музыкальном училище она выезжала вместе с однокурсниками на уборку овощей и фруктов. До сих пор помнит яблоневый сад в пригородном хозяйстве «Коптевка». Правда, убирать их тогда было непросто. Деревья были высокими, а не карликовыми, как сегодня. Собирали плоды, стоя на стремянке, установленной на прицепе трактора.
В Гродненском колледже искусств, куда Ирина Енджеевская пришла на работу, ей доверили стать командиром студенческого отряда «Алеся». Свекольное поле было на том месте, где сейчас размещается «Гарадзенскі маёнтак «Каробчыцы». Жили в здании школы. Незабываемое время, наполненное не только трудом, но и интересным отдыхом, добрыми делами. Узнав от представителей районного комитета комсомола, что неподалеку в деревне
Каменка проживает семья воина-интернационалиста Саши Пискуна, студотрядовцы стали посещать его родителей. Отремонтировали дом, помогли по хозяйству. Дружба с этой семьей сохранилась на многие годы.
Предложение обкома комсомола стать командиром сводного студенческого отряда, объединяющего 500 человек, и поехать в Ставропольский край, Ирина Ильнична приняла с удовольствием. На протяжении 15 лет вместе со студентами выезжала в совхоз «Тищенское» Изобильненского района. В хозяйстве белорусских студентов принимали как своих. Некоторые девчонки даже находили вторую половинку не только среди гродненских ребят, но и среди местных. За 15 лет 25 свадеб сыграли.
Потом был Тихорецк Краснодарского края. Работали на полях консервного завода. Вставали в 5-6 часов, днем в самое жаркое время делали перерыв. Пропалывали помидоры, пасынковали и собирали огурцы.
Парни на глазах взрослели, набирались жизненного опыта. Помнится, как один из ребят, впервые ставший стройотрядовцем, попросил вместо каши на завтрак пышки с малиновым вареньем, которые готовила мама. Пришлось убеждать, что повара готовят еду на пятьсот человек и испечь для него лакомства у них нет ни сил, ни времени.
Трудились белорусские студотрядовцы на славу. Но заработать деньги для них было не главным. Хозяйства за хорошую работу премировали их поездками на Черное и Азовское море. Работая в одном из совхозов Астраханской области, совершили незабываемое путешествие по Волге на теплоходе.
Ирину Ильиничну радует, что студотрядовское движение на Гродненщине никогда не прекращалось, продолжается и сегодня. Традиции, заложенные ВЛКСМ, продолжил Белорусский республиканский союз молодежи. ОО «БРСМ» организовало работу студотряда на Гродненском консервном заводе. И здесь юноши и девушки трудились под руководством Ирины Ильиничны.
– Быть командиром студотряда непросто. Ты ребятам и за мать, и за отца. Надо уметь уладить любой конфликт. Работа в студотряде была полезна не только для студентов, но и для меня: стала больше понимать людей, прощать промахи, ошибки. Многому научилась у руководителей хозяйств, где мы трудились. Мы возили с собой сценические костюмы, и наши концерты проходиди на ура. Молодым всегда хотелось быть лучшими. Несомненно, что студотряд – это и школа воспитания патриотизма, – говорит Ирина Ильинична.
Виталий Держановский, командир белорусско-российского отряда на Белорусской АЭС в 2017 году: «Горжусь своей бойцовкой»
У этого молодого человека не просто куртка. На рукаве – две лычки, на воротнике – три «кирпичика» (по количеству отработанных в стройотрядах лет), а на спине накатка – «Белорусский студенческий отряд». Виталий Держановский, один из лидеров гродненского студотрядовского движения, своей бойцовкой особенно дорожит.
В ряды студотрядовцев Виталий попал три года назад. Тогда активиста БРСМ назначили комиссаром педагогического отряда и вместе с другими студентами купаловского вуза направили вожатым в детский лагерь в Анапу.

Парень был только рад, хотел получить новый опыт, дополнительный заработок и, конечно, отдохнуть на море.
– От поездки я получил много незабываемых эмоций. Но дело вовсе не в анапских пляжах. Впервые я понял, что студотряд – это не просто рабочий коллектив, это настоящее братство со своими устоями и традициями. Мне захотелось как можно сильнее сплотить ребят, заставить их по-настоящему гордиться своими бойцовками. Именно ради этой идеи я и поехал в Анапу снова.
Виталий считает – повысить коллективный дух ему удалось. Во всяком случае многие из студотрядовских товарищей уже окончили вуз и вышли на первое место работы, но отпуск стараются взять одновременно, чтобы большой и дружной компанией в очередной раз махнуть в Анапу. А в прошлом году Виталию, оценив его опыт и инициативу, доверили новую ответственную миссию.
На строительстве АЭС в Островце в 2017 году Виталию поручили быть командиром белорусско-российского отряда, а это – 256 человек: 250 парней и 6 девушек.
– Стройка – это тяжелый труд. Нам платили неплохие деньги, но не за просто так. Студотрядовцы месили и заливали бетон, укладывали плитку, занимались благоустройством территории и не только. Девушки выполняли офисную работу, хотя, по правде сказать, они очень рвались «повкалывать» вместе с нами.
Жили ребята в новостройке. Входная дверь в квартиру, где находился студотрядовский штаб, была нараспашку едва ли не сутками – здесь бойцы обустроили место для совместных чаепитий.
– Кто-то обязательно брал с собой гитару. Общались, пели песни до глубокой ночи. Понимали, что в пять утра – подъем, а разойтись не могли, настолько было атмосферно и весело.
Впрочем, свободное время бойцы проводили не только за песнями под гитару. В течение двух месяцев в борьбе за звание лучшего студотряда ребята организовали более 30 мероприятий.
– И футбольные чемпионаты устраивали, и песенные конкурсы проводили, и интеллектуальные игры – чего только не придумывали. Были у нас и волонтерские акции – помогали в церкви, навещали ветеранов.

Изнаночную сторону студотрядовской бойцовки Виталия украшают памятные значки. Многие из них достались парню на память от товарищей.
– Когда ты отстегиваешь значок от своей бойцовки, чтобы вручить другому человеку, – это проявление особого уважения и дружеских чувств.
Дружба и умение подставить плечо товарищу в трудную минуту, по словам Виталия, это самое ценное, что удалось приобрести за годы участия в студотрядовском движении. С недавнего времени Виталий – первый секретарь Зельвенского райкома ОО «БРСМ». Ради выборной должности пришлось оставить любимую педагогику, но молодой человек уверен – на новом месте он тоже сможет сделать немало полезного для воспитания подрастающего поколения.
– Более 50 процентов членов БРСМ в Зельвенском районе – школьники. Их мы тоже стараемся активно привлекать к стройотрядовскому движению. Конечно, для многих из них это первый опыт самостоятельного заработка, а потому не все дается легко. Но я по себе знаю, какое в конечном итоге чувство гордости переполняет, когда держишь в руках деньги, заработанные собственным трудом.