По рельсам судьбы в поезде жизни… Почти сорок лет посвятил железной дороге талантливый мастер Иван Кожуховский

По рельсам судьбы в поезде жизни… Почти сорок лет посвятил железной дороге талантливый мастер Иван Кожуховский

Иван Станиславович углубляется в воспоминания, рассказывает о своей семье, о работе, о любимом хобби.

В этом году житель станции Рожанка Иван Станиславович Кожуховский отметил своё 65-летие. Рассказать об этом удивительном человеке, который почти 40 лет своей жизни отдал железной дороге, построил дом, вместе с женой вырастил троих детей и своими руками создал настоящие маленькие архитектурные шедевры – более трёхсот печей и около пятидесяти каминов – мы планировали именно к его юбилею. Но тогда встреча не состоялась, коррективы внёс коронавирус, рассказывает  dzyannica.by.

…И вот мы разговариваем о жизни. Иван Станиславович углубляется в воспоминания, рассказывает о своей семье, о работе, о любимом хобби.

У меня были очень хорошие родители, – говорит мой собеседник. – Вырастили пятерых детей. Но мама рано ушла из жизни. Отец работал председателем Раковичского и других сельких советов. Я после окончания Рожанковской СШ поступил в Лидский техникум. Потом отслужил армию в Главном управлении внутренних войск в Москве и вернулся на малую родину, несмотря на то, что руководство предлагало продолжить службу. Родители как раз строили новый дом в Рожанке, и мне очень хотелось им помогать. Поскольку мы жили рядом с железной дорогой, решил получить ещё одну специальность, на этот раз крановщика железнодорожного крана, и поступил в Могилёвский железнодорожный техникум.

Иван Станиславович со светлой грустью вспоминает времена, когда работал крановщиком на электрическом дизеле 16-тоннике и разгружал вагоны.

Тогда ведь жизнь на станции била ключом, – говорит мой собеседник. – Раньше на многих предприятиях отопление было на угле, и в Рожанку поставляли это топливо для маслосырзавода, “Автопровода”, для котельных всех колхозов. По 300-400 вагонов за месяц разгружали. Для асфальтного завода везли песок. В те времена в Щучине был действующий аэродром. Топливо для самолётов шло в огромном количестве: до ста вагонов в месяц. Удобрения привозили, железобетон, кирпич, цемент, щебёнку, комбикорма, доломитовую муку, “Сельхозхимия” получала сельскохозяйственную технику. Маслосырзавод по “железке” отправлял сыры, “Автопровод” – провод, а получал катанку, за месяц – по 15-20 вагонов. Железная дорога была настоящей живой артерией, по которой из всей страны стекались в Рожанку грузы и отправлялись к местам назначения. А работали на станции более 200 человек из разных организаций и предприятий: “Сельхозхимии”, лесхоза, асфальтного завода и “Автопровода”, райпотребобщества, путейцы… Много было и пассажирских поездов, наверное, около 20: в Москву и Санкт-Петербург, Унечу, в Украину, Польшу… Только четыре дизеля сначала в одну сторону шли, потом в обратную. А теперь всё изменилось…

22.jpg

Когда перевозки по железной дороге сократились, Иван Станиславович перешёл работать составителем поездов, а потом приёмосдатчиком. Все годы вместе с ним на станции работала в буфете его жена. В те времена там была большая столовая, в которой каждый день обедали около трёхсот человек.

Со своей Яниной Казимировной он прожил бок о бок уже 43 года, деля на двоих все радости и печали. Когда поженились, купили себе домик на станции, а потом перешли жить в тот, который Иван Станиславович строил вместе с родителями. В любви и заботе они растили троих детей. Старший сын Иван – подполковник, служит в Минске, он начальник отдела в управлении войск. Младший Михаил работает в Щучине на “Праймилке”, а дочь Елена – учитель английского языка в СШ №1 г. Щучина. Сегодня у счастливых бабушки и дедушки – семь внуков.

Есть у Ивана Станиславовича хобби, благодаря которому он снискал себе уважение и славу даже за пределами нашего района. Он – отличный печник, всю свою жизнь создавал, иначе и не скажешь, печки и камины.

Да, наследил я в этой жизни, – шутит мастер. – Без лишней скромности скажу: всё, за что ни возьмусь, делаю на совесть. Из 300 печей и почти 50 каминов нет ни одного похожего. Я немного рисую, поэтому сам делаю эскизы, что-то корректирую в процессе работы и складываю. Материалы всегда готовит сам заказчик. Самое главное в этой работе – терпение: если есть терпение – будет печник. Ведь тут как? Каждый кафель надо обточить, чтоб шовчик был хороший, закрепить, раствор нужный сделать. Конечно, за столько лет появились и свои профессиональные секреты. Чтобы печка простояла лет до ста, нужно продумать всё до мелочей: рассчитать ходы, знать, где больше камня положить, где меньше, правильно выложить топку. Если топку выложишь из кирпича, она же как аккумулятор берёт энергию, а когда протопишь, остывает и отдаёт энергию кафелю. У каминов – свои особенности. Если камень в середине разместить, то после протапливания камин закрываешь, и всё тепло идёт в комнату.

Свой след настоящего мастера-печника Иван Станиславович даже в Смоленске и в Москве оставил: в своё время ездил туда на заработки. Теперь печки он только ремонтирует, класть новые здоровье не позволяет. А ещё талантливый мастер занимается чеканкой, мастерит красивые полочки из ламината, из блоков выпиливает грибки для украшения палисадников. И ... выращивает арбузы.

Раньше мы держали большое хозяйство, очень много помогали дети, мы их с детства к труду приучали, теперь – только огород сажаем, – говорит Иван Станиславович. – Арбузы у нас были весь сезон. Штук около пятидесяти выросло. Но у нас поменьше, а вот у зятя несколько штук удались по килограмм пятнадцать.

Иван Станиславович и Янина Казимировна всегда с нетерпением ждут тех моментов, когда у них в доме собираются все дети и внуки и всюду звучит смех. Это для них самая большая радость.

Вот тогда моё отцовское сердце спокойно, – говорит Иван Станиславович. – Нет ничего дороже в моей жизни, чем моя жена, дети и внуки. Ради этого стоило жить…

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!

Редакция газеты «Гродненская правда»