«Рождение» хрусталя и лабиринт из туй. Как на Лидчине за счет местных брендов и эксклюзивных производств расширяют сферу туризма и услуг

«Рождение» хрусталя и лабиринт из туй. Как на Лидчине за счет местных брендов и эксклюзивных производств расширяют сферу туризма и услуг

На Лидчине за счет богатой истории, местных брендов и эксклюзивных производств расширяется сфера туризма и услуг.

Научиться ценить свое

Промышленный туризм в Лидском районе переживает реальный подъем. Группы туристов из разных уголков Беларуси стремятся побывать в древнем городе, не только увидеть старинный замок, но и удовлетворить интерес по поводу производства любимых продуктов и напитков: понаблюдать за процессом их производства, продегустировать.

– Сегодня в Лидском районе промышленный туризм активно развивают семь предприятий, – рассказывает главный специалист отдела спорта и туризма Лидского райисполкома Александр Макей. – Туристы из разных уголков Беларуси проявляют достаточно большой интерес. Их визит на предприятия – это существенное поднятие престижа лидских производств, реклама и в некотором роде профориентация. Можно много рассказывать, как создается стекло или делают макароны, но пока не увидишь это своими глазами – не поймешь.

Согласно официальной статистике, с начала года на Лидчине побывали более трех тысяч туристов, из них около двухсот – иностранцы. На самом деле внутренних туристов посчитать невозможно.

К сожалению, в связи с эпидемиологической ситуацией временно закрыт для посещений один из любимых объектов промышленного туризма ОАО «Лидское пиво». Зато стал для гостей и туристов доступен областной Центр безопасности МЧС, который принимает экскурсии, проводит тандемное обучение, семейные и групповые квест-игры. Активно привлекает новыми формами работы санаторий «Радуга» ОАО «Лакокраска».

Исчерпывающую информацию о самых увлекательных маршрутах и туристических объектах можно получить в туристско-информационном центре Лиды, Лидском районном центре туризма и краеведения учащейся молодежи, туристических компаниях города, на сайтах предприятий. Мы же пройдемся по самым интересным маршрутам.

стеклозавод Неман (1).jpg

Магия стекла

Туристы, приезжающие на ОАО «Стеклозавод Неман» в Березовку, с замиранием сердца наблюдают за процессом производства изделий из стекла. А затем непременно посещают музей, где собраны уникальные изделия неимоверной красоты, приобретают сувениры и посуду в фирменном магазине.

стеклозавод Неман (7).jpg

– Я всю жизнь работаю на предприятии, а потому с удовольствием рассказываю гостям историю завода, провожу по цехам, в музей, – делится специалист по экскурсионной работе Елена Нагулевич. В залах музея выставлены экспонаты, датируемые 1910 годом, и авторские композиции современных художников. Гости с удовольствием знакомятся с творениями наших мастеров.

Вкус детства

Вряд ли кто-то с ходу скажет, что такое экструдер, и рискнет предположить, как изначально выглядит кукурузная палочка. Пробелы в познаниях быстро закроются при посещении ОАО «Лидапищеконцентраты». Для тех, кому удалось побывать здесь однажды, вкус и аромат знакомого и любимого с детства «Хрумстика» навсегда станут особенными.

Экскурсия на производственном участке занимает 15-20 минут, во время которой туристов знакомят со всеми этапами «рождения» кукурузных палочек – от смешивания ингредиентов до формовки, от глазировки сиропом до упаковки. Дегустация «Хрумстика» – еще одна яркая часть посещения «Лидских пищевых концентратов», а сколько восторга вызывает викторина, фотография с зайцем и сладкий подарок в конце встречи!

лидапищеконцентраты_ (15).JPG

– Мы единственные на территории страны, кто с советских времен сохранил выпуск брикетированной продукции, технологию изготовления глазированных кукурузных палочек, – рассказывает специалист отдела маркетинга ОАО «Лидапищеконцентраты» Виктория Позняк. Промышленный туризм – хорошая возможность открыто показать свой продукт и еще сильнее «подружиться» с потребителем. 

Первые экскурсии «Лидкон» принял в минувшем году. Этому предшествовала серьезная подготовительная работа. Одним из ее результатов стала музейная комната, в которой хранятся уникальные производственные артефакты, фотографии, муляжи продукции, выпускаемой в разные годы. Также был разработан экскурсионный маршрут, который проходит по территории предприятия.
 
За последние три месяца на участке по производству кукурузных палочек «Хрумстик» побывали уже порядка ста групп: жители разных населенных пунктов Гродненской области и даже Бреста, преимущественно школьники. Чтобы удовлетворить спрос и принять гостей в каникулярное время весной, участок по производству кукурузных палочек и хлопьев работал в дополнительные смены. Такая возможность рассматривается и на летнее время.

По узкоколейке – под пение птиц

Привлекает туристов и ОАО «Торфобрикетный завод Дитва» – один из самых крупных на территории Беларуси по добыче торфа и производству топливных брикетов, древесного угля, удобрений «Биогумус». Увидеть своими глазами, как добывается «черное золото» белорусской земли, хотят многие: посмотреть на производственный процесс, специальную технику, образцы узкоколейного подвижного состава.

торфобрикетный завод (7).jpg

А как здорово прокатиться на маленьком поезде по самой крупной узкоколейной железной дороге через торфяные поля к реке Дитва, понаблюдать за торфоразработками, послушать пение птиц на участках рекультивации, увидеть удивительные уголки природы в глубине обширных болотных массивов.

– Людей, которые преодолевают огромные расстояния ради нескольких часов катания по узкоколейной железной дороге вдоль болотных массивов, немало, – рассказывает начальник транспортного цеха ОАО «Торфобрикетный завод Дитва» Сергей Цыбрук. – У нас даже были туристы из Израиля, Швеции.

Ботаническое чудо

Познакомиться с чудесами растительного мира, побывать в музее истории лесного хозяйства и единственном Региональном лесном экологическом образовательном центре, в гостях у пчел и туевом лабиринте, пройти по одному из экологических маршрутов – все это можно в парке «Горни» на окраине Лиды.

Ботанический памятник природы местного значения парк «Горни» – уникальный объект, который представляет дендрологическую ценность, имеет большое научное, историческое и эколого-просветительское значение, – рассказывает заместитель директора Лидского лесхоза Чеслав Борко. – Здесь работает экологический образовательный центр, на базе которого сформирована информационная база о биологическом разнообразии Беларуси, Гродненщины и Лидского района, создана развивающаяся инфраструктура туристического бизнеса.

парк Горни_5.jpg

В парке каждого посетителя ждет что-то интересное. Помимо невероятной природной красоты (сохранились аллеи, проложенные более 130 лет назад), здесь немало познавательно-увлекательных «фишек», которые никого не оставляют равнодушными. Например, «ухо желаний», аллея Сказок, березовая аллея Славы, Памяти и Надежды, детская площадка. Изюминкой же парка по праву можно назвать зеленый лабиринт из туй размером 25х37 метров. Он заложен осенью 2017 года по проекту сотрудников Института экспериментальной ботаники Национальной академии наук. Состоит из 1415 туй смарагд.

Сердце старинного парка – экологический образовательный центр, созданный три года назад ОО «Белорусское ботаническое общество» в партнерстве с Лидским лесхозом и Институтом экспериментальной ботаники имени В.Ф. Купревича НАН Беларуси по масштабному проекту Программы развития ООН «Содействие переходу Республики Беларусь к зеленой экономике». Центр включает музей лесного хозяйства Гродненщины, экологический класс для школьников, домик «В гостях у пчел» на территории пасеки.

Путь зернышка

Ведущий производитель мукомольной продукции в Республике Беларусь ОАО «Лидахлебопродукт» также организует увлекательные и познавательные экскурсии по мукомольному цеху и производству макаронных изделий.

лидахлебопродукт (6).jpg

– Промышленным туризмом начали заниматься в 2019 году, – рассказывает заместитель генерального директора Эдуард Хайрутдинов. – В мукомольном цеху предлагаем нашим взрослым и маленьким гостям проследить путь превращения зернышка в любимую всеми «Лидскую муку». Также знакомим посетителей с процессом выпуска штампованных макарон Legrano и относительно нового продукта – макарон из твердых сортов пшеницы PastaVera. И непременно дарим нашу эксклюзивную продукцию, чтобы, приехав домой, гости насладились ее вкусом.

Познакомившись с современным мукомольным производством, туристы зачастую отправляются на восстановленную водяную мельницу XIX века в агрогородок Дворище, чтобы увидеть, как делали муку наши предки.

Из первых уст

Сергей ЛОЖЕЧНИК, председатель Лидского райисполкома:

ложечник1.jpg
– Лидчина – промышленный регион с богатейшей историей, поэтому планируем активно развивать это туристическое направление. Наши комбайны и сельскохозяйственную технику, стекло и хрусталь, муку и макаронные изделия, пищевые концентраты и кукурузные палочки, пиво и лакокраски, светильники и торф под брендом «Лидское» известны далеко за пределами области и страны. Руководители предприятий понимают, что промышленный туризм – это своеобразная реклама для предприятий. Настало время восхититься и гордиться своим. Поэтому промышленный туризм в районе набирает популярность и является своего рода тест-драйвом для наших предприятий.

Важное требование к проведению экскурсий – неукоснительное соблюдение правил безопасности на производстве. Предприятия также активно включились в реализацию профориентационного проекта «#Экономика. Личность. Будущее», когда их посещают группы педагогов района, знакомятся с производством, общаются с руководителями. А затем через призму собственного восприятия грамотно ориентируют в мире профессий своих воспитанников.

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!

Редакция газеты «Гродненская правда»