С чем в фильмах детективного жанра не соглашаются следователи?

С чем в фильмах детективного жанра не соглашаются следователи?

Несмотря на то, что кинофильмы детективного жанра одни из наиболее популярных, профессиональные юристы относятся к ним скептически.

Несмотря на то, что кинофильмы детективного жанра одни из наиболее популярных, профессиональные юристы относятся к ним скептически. Причина этого не столько в нереальности сюжета, сколько в грубых правовых огрехах.
При съемках детективов режиссеры всегда прибегают к помощи консультантов, призванных обеспечить правовую составляющую, – говорит следователь по особо важным делам УСК по Гродненской области подполковник юстиции Владимир Главницкий. – Однако часто создается впечатление, что эти консультанты значатся только в титрах. Либо они ничего не делают, либо давно растеряли былые знания, либо с ними не считаются. И чем больше снимается таких кинокартин, тем меньше внимания обращается на юридические мелочи.
Первое, что бросается в глаза, – путаница с профессиями. В отличие от фильмов советского периода следователи перестали оформлять протоколы осмотров мест происшествий, допросов и т.д. Зато стали чаще бегать по улицам с пистолетами вместо оперативников. Этим же занялись прокурорские работники, которые днем и ночью выслеживают преступников, стреляют из табельного оружия, ведут рукопашные схватки. Если надо, даже без посторонней помощи ликвидируют преступников. Достаточно вспомнить «Марш Турецкого». Неужели нельзя подчеркнуть высокий профессионализм прокурорских работников иным способом, как это было сделано ранее в том же «Криминальном таланте».
На фоне других правоохранителей сыщики часто оказываются в тени. Вспомните телесериал «Тайны следствия» с главной героиней следователем прокуратуры Швецовой. В нем оперуполномоченный уголовного розыска представлен бездельником. Он прикреплен к Швецовой в роли мальчика на побегушках. Словно хвост волочится за прокуроршей, выполняя только ее указания. Создается впечатление, что парню просто нечем заняться на службе. Под стать ему два офицера из телесериала «Евлампия Романова: следствие ведет дилетант». При полном отсутствии нагрузки на службе оба лишь бегают друг за дружкой.
Из фильмов практически исчезли адвокаты, и все допросы, даже в следственных изоляторах, ведутся без их участия. В жизни такие дела плохо заканчиваются. Причем для нарушающих закон правоохранителей, а не подследственных.
Да, в снятых три–пять десятков лет назад фильмах тоже имелись правовые ляпы, но их едва различали даже правоведы. Не думаю, что кто-то при просмотре знаменитого советского сериала «Следствие ведут знатоки» обратил внимание, как в одной из серий эксперт-криминалист Кибрит изымала материю с крышки стула, на котором до того сидел мужчина, шантажировавший ее коллегу, – майора Томина. Дабы извлечь запаховый след, оставленный шантажистом, Кибрит ножом располосовала материю и поместила ее в целлофановый пакет. Для обывателя все в норме, но профессионал скажет, что целлофановый пакет – это «решето», которое запах не держит. Нужна специальная банка.
Согласитесь, на этот малозаметный «прокол» можно закрыть глаза, в отличие от иных. В одной из серий упомянутого телесериала «Тайны следствия» Швецова без понятых изымает у свидетельницы кассету с видеозаписью, уличающей убийцу. Восклицая: «Дайте ее мне!», демонстративно бросает главный вещдок в ящик рабочего стола без процессуального оформления и отправляет свидетельницу восвояси. Да если на практике следователи так улики собирать будут, ни одно уголовное дело через суд не пройдет!
Возьмем еще один фильм о современной миссис Марпл – Ольге Тумановой, которую в телесериале «Женская логика» великолепно сыграла Алиса Фрейндлих. В одной из серий главную героиню ошибочно задерживают по подозрению в убийстве и помещают в изолятор временного содержания, где по соседству сидят алкоголик и проститутка. В кучу смешались преступники, нарушители административного законодательства и стражи закона, этого не должно быть. Никто и никогда не разрешит подозреваемому свободно держать в камере мобильный телефон и обсуждать по нему все обстоятельства задержания со своими друзьями, как это показано на экране.
Фильмы полудетективы-полубоевики вообще оставляю без комментариев. Что говорить, если та же «Убойная сила» от серии к серии теряла свою силу, простите за каламбур. Вася Рогов и Андрей Плахов умудрились оказаться не только в Америке, откуда в нарушение всех международных норм вывезли на самолете русского мафиози. Они и до Африки добрались, где ликвидировали преступную группировку, освободив из плена русского ученого, захваченного аборигенами.
Правовые проколы не красят фильмы, – подытоживает Владимир Главницкий. – Большинства из них можно избежать, причем без ущерба для сюжета. Было бы желание.
Редакция газеты «Гродненская правда»