"Машина – наш дом, наш маленький мир". Ежегодно в Великобританию щучинские водители-международники совершают около двух десятков рейсов

 "Машина – наш дом, наш маленький мир". Ежегодно в Великобританию щучинские водители-международники совершают около двух десятков рейсов

Их в районном центре пятеро – водителей-международников большегрузных автомашин, которые, работая в гродненской компании “Сейфтрак”, регулярно отправляются в дальние рейсы аж в загадочное Соединенное Королевство Великобритании, где правит парламентская монархия, впечатляет культурный пласт, создана одна из мощнейших экономик мира, которая связана в том числе и с Беларусью, более того – с нашим регионом.

Щучинцы Александр Витко и Юрий Качановский согласились рассказать корреспонденту  “Дзянніцы” о специфике профессии водителя-международника и, конечно же, поделиться своими впечатлениями от далёких дорог да заморских стран. Ведь чтобы попасть из Беларуси в Великобританию, нашим героям нужно пересечь Литву, Польшу, Германию, Нидерланды, Бельгию, Францию…

 И романтики, и прагматики

Профессия водителя-международника в последнее время набирает популярность. Дилетантам со стороны кажется, мол, не работа, а сказка: путешествуешь по миру, а тебе ещё и деньги за это платят…

– На самом деле работа у нас не из лёгких. Представьте себе, каково это – управлять 40-тонным автомобилем длиною в 20 метров! За рулём в напряжении проводишь очень много времени. Но куда больше убивают очереди и долгое ожидание при пересечении границы. Добавьте к этому пробки, туман, гололедицу, ночные рейсы, когда все спят, а ты едешь! Чтобы, не дай Бог, уснуть, у каждого имеется свой способ стимулировать “активное бодрствование”. Например, жуешь сушки, располагаешь их так, чтобы надо было ещё постараться дотянуться до упаковки, короче, устраиваешь себе “движуху”. Каким бы опытным водителем ты не был, никогда нельзя расслабляться. Ведь дорога ошибок не прощает, – убежден дальнобойщик с 9-летним стажем Александр Витко, у которого за плечами более миллиона намотанных на “большегрузе” километров. – Я как-то даже посчитал, что по километражу 33 раза Землю по экватору обогнул! Скоро будет пять лет, как работаю в ООО “Сейфтрак”. Наша компания на рынке транспортных услуг уже четверть столетия и к тому же самой первой в Беларуси стала осуществлять международные перевозки в Англию. Руководит предприятием замечательный человек Пётр Петрович Пасвистелик. Думаю, по его инициативе в день 50-летия меня ждал сюрприз: доверили новую “Сканию S 450” со сцепкой “Шмитц”. Хорошая, надежная техника, соответствующая самым современным экологическим требованиям! На такой в любую дорогу в радость отправиться!

2.jpg
 
– На свой автомобиль “Вольво FН 460” я тоже не в обиде – не подводит! – вступает в разговор Юрий Качановский. – Всегда, как магнитом, тянуло к машинам. По диплому я техник-механик, но и путешественник в душе. Вот и решил три года назад попробовать: и мир посмотреть, и подзаработать для семьи. Знаете, не сожалею, но то, что столь серьезная и далеко не простая работа принимает не каждого – это точно. В день приходится преодолевать по 700-800 километров, при этом следить, чтобы не нарушить жесткий регламент, регулирующий режим труда и отдыха. Иначе – непомерные штрафы: если на территории Беларуси это 30 базовых, то за рубежом – до 3 тысяч евро. Да и любая другая ошибка стоит очень дорого. Важно не только мастерски управлять автопоездом (к примеру, органично перестроиться на левостороннее движение в Англии), но и грамотно вести документацию, иметь хорошую память и ориентироваться на местности, потому что не стоит слепо доверять навигатору, неплохо бы подтянуть языки. Конечно, здорово выручает всезнающий “Гугл-переводчик”.

Что доводилось доставлять на туманный Альбион?

– Мы перевозили в том числе и опасные грузы, например, кислотосодержащие. Ответственность – неимоверная. Для этого проходили соответствующее обучение, – делятся наши собеседники. – Но чаще всего мы поставляем в Англию белорусскую продукцию предприятия “Аллютех” – роллеты, гаражные ворота, всевозможные комплектующие… Кстати, их разгрузку ведем в Лондоне на производственной территории, откуда хорошо виден Вестминстерский дворец. Назад везем то, чем загрузят, например, английское пиво. А был случай, когда наша компания получила заказ на транспортировку … вертолета – конечно, в несколько разобранном виде. Вообще за год выпадает по 17-18 рейсов в Англию и Ирландию, так что и грузы самые разнообразные.

3.jpg

Как говорится, не работой единой жив человек. Часто ли “включаете в себе туриста”?

– В часы отдыха обязательно знакомимся с тем городом, у которого остановились. Рассчитываем время и стараемся посмотреть достопримечательности, заглянуть в магазины, особенно, когда начинается предпраздничная торговля. Меня завораживает Голландия: кажется, в тамошних городах просто нет одинаковых зданий, – рассказывает Юрий Качановский. – Впечатляют приветливость, открытость и жизнерадостность местных жителей, которые, видя, что ты приезжий, могут запросто подойти и спросить, как дела? Обменяешься с таким оптимистом приветствием и улыбкой, и у тебя самого сразу поднимается настроение.

– Когда я только начинал, то буквально впитывал все особенности зарубежья. Теперь меня трудно чем-то удивить, но я узнаю себя прежнего в своих молодых коллегах, которые “не ленятся” исследовать все новые и новые достопримечательности, – улыбается бывалый Александр Витко. – Конечно, не могу утверждать, что Лондон знаю как Щучин, но не раз проходил мимо Биг-Бена, проезжал по знаменитому Тауэрскому мосту, гулял по Бейкер-стрит и площади Пикадилли… Объехал всю Англию и Уэльс, был в Мончестере и Ливерпуле, Оксфорде и Кембридже, Дублине и многих других незабываемых городах. Знаете, когда-то думал, что всего лишь на время оставляю свою профессию инженера-механика, полученную в Белорусской политехнической академии, а оказалось… Не отпускают дороги, вновь и вновь тянет к чему-то новому.
Овсянка, сэр!

Поделитесь, пожалуйста, каково это – жить в кабине автомобиля?

– Действительно, машина – это наш дом, наш маленький мир, – отвечают друзья-дальнобойщики. – Каждый налаживает свой быт согласно собственным представлениям об уюте. Здесь и кухня с любимой посудой, и “гостиная” с ковриками, непременно ноутбук и другие гаджеты: без новостей какая жизнь? Влажную уборку проводим несколько раз в неделю. Здорово, когда в рейс идем вместе и сообща готовим на стоянке ужин или завтрак. Например, овсянку, а когда есть время, то и картошечки можно поджарить, предварительно замаринованного в банке мясца или даже классический суп сварганить. Всё – как дома! Понятно, что заботливые жены всегда что-то собирают нам в дорогу, и эти гостинцы особенно приятны, ведь путь к сердцу мужчины лежит через его желудок (смеются).

4.jpg

А расскажите о своих семьях и о том, как они относятся к вашим странствиям?

– Современные средства связи дают ощущение, что ты и через тысячу километров все же рядом со своими родными людьми. Особенно радует, когда жена присылает трогательный сюжет с участием маленькой дочки, – делится Александр Витко. – Марина у меня – замечательный парикмахер, настоящий профессионал, к тому же у нее отлично получается воспитывать наших девочек – Дарью и Софию. Семья у нас дружная, и я ей очень дорожу. Иногда так не хочется разлучаться, но вот сел за руль, “отмахал” первые десятки километров – и ты уже весь сосредоточен на работе. Главное, что тебя понимают дома и всегда ждут.

– У меня дети уже взрослые, – не без гордости констатирует Юрий Качановский. – Сын Иван – дипломированный инженер, работает в одной из минских компаний, дочь Татьяна закончила Белорусский технологический университет, специалист в сфере рекламного бизнеса. Жена Светлана – медсестра терапевтического отделения райбольницы. У нее тоже очень ответственная работа, особенно в этот непростой период.

Что в связи с пандемией изменилось в вашем труде?

– Главное, что без работы мы не остались. А на дорогах Европы даже стало несколько свободнее: сказывается стремление людей к самоизоляции, – говорят водители. – Что касается пандемии, то мы просто очень строго выполняем все санитарные требования. Видим, как и жители европейских городов к этому серьёзно относятся: все носят защитные маски, держат дистанцию.

О дальнобойном братстве и … разбойниках с большой дороги

Всегда ли на дорогах Европы можно рассчитывать на взаимопомощь?

– Сколько нам доводилось сталкиваться, то всегда: независимо от национальности, водители помогали друг другу. Мы тоже никогда не проедем мимо, если видим на обочине автомобиль с включенной “аварийкой”, – говорят мужчины. – Сложилось некое надежное “дальнобойное братство” и между коллегами в Щучине. Также постоянно отправляются в дальние рейсы в Великобританию наши товарищи по работе Андрей Лаврукевич, Олег Якимович, Иосиф Гук. Это очень хорошие и надежные ребята.

Профессия водителя-международника считается одной из самых опасных не только из-за аварий…

– Сначала мы думали, что маршруты в Великобританию уж точно безопасные, но не тут-то было, – сетует Александр Витко. – С криминалом доводилось сталкиваться почти каждому. За стоянку в Англии платишь 30 фунтов (это примерно 120 наших рублей), а гарантии безопасности никакой. Однажды, засыпая поздно вечером в машине, скорее почувствовал, чем увидел, какое-то движение извне. Оказалось, кто-то пытается слить топливо из бака. Выходить из кабины опасно: ты не знаешь, сколько молодчиков на тебя набросятся. Пришлось сигналами поднимать шум. Тем и спас ситуацию.

– Настороже надо быть в приграничье, где есть порты, – продолжает тему Юрий Качановский. – Мигранты невероятно хитрыми способами проникают под тент прицепа и пытаются в твоей же машине незамеченными пересечь государственную границу, чтобы оказаться в Великобритании. Пограничники и таможенники при осмотре используют уникальный прибор, способный улавливать сердцебиение живого существа. Так что таких “перебежчиков” обязательно выявляют, но огромные штрафы при этом накладывают на водителя. Немало случаев, когда бандиты попросту грабят “фуры”, особенно, если перевозится бытовая электротехника, одежда, обувь… Правда, с нами такого не происходило.

Доводилось ли вам отмечать Новый год в дороге?

– К счастью, нет! Всегда в эту волшебную ночь выпадало быть дома со своими родными, а вот в очередной рейс отправляться 2 января доводилось. Очень хочется, чтобы нынешний високосный год унёс с собой те горести и проблемы, с которыми столкнулись люди во всех странах, а братьям-водителям от души пожелать, чтобы все и всегда непременно возвращались домой.

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!

Редакция газеты «Гродненская правда»