Тридцать лет помогают пожилым людям сотрудники центра соцобслуживания Ленинского района Гродно

Тридцать лет помогают пожилым людям сотрудники центра соцобслуживания Ленинского района Гродно

В конце 80-х привычное сегодня социальное благо было сродни ноу-хау. Созданное в Ленинском районе отделение социального обслуживания на дому считалось экспериментальным и могло через год кануть в Лету. Но практика показала, что для одиноких пожилых людей эта социальная услуга не просто нужна, а жизненно необходима. Отделение стало родоначальником центров социального обслуживания населения.
С тех пор значительно расширился перечень услуг, оказываемых отделением. Неизменным остался принцип работы, о котором не устает говорить директор центра соцобслуживания населения Ленинского района Валентина Шабаль:
К каждому подопечному следует относиться так, как если бы он был единственным. Нужно проникнуться его проблемами и заботами, оставив личное за порогом.
По словам заведующей отделением Марины Романчик, всего на соцобслуживании в Ленинском районе находятся около шестисот пожилых одиноких и одиноко проживающих граждан. Каждый день спешат по адресам полсотни социальных работников. Они говорят, что помощь по хозяйству одиноким старикам важна, но куда больше они нуждаются во внимании и добром слове. Поддержать теплую беседу и рассказать новости несложно. В это время можно хлопотать по дому. Кроме этого, социальные работники покупают и доставляют продукты, оплачивают коммунальные услуги, при необходимости вызывают врача, выписывают в поликлинике рецепты и приобретают необходимые лекарства. Установлен перечень услуг, он пополняется новыми пунктами.
Это не значит, что работать становится сложнее, – говорит Ольга Курило, социальный работник с двадцатидвухлетним стажем.Сейчас открылось множество магазинов, в том числе в нескольких метрах от дома, в одном месте можно быстро отоварить весь заказ. Расширилась сеть общественного транспорта, и дорога к подопечным занимает все меньше времени.
На обслуживании у Ольги Васильевны находятся двенадцать человек. Каждого из них навещает два или три раза в неделю в зависимости от медицинского заключения. Рабочий день начинается с вечера: обзванивает тех, кого нужно посетить завтра. Принимает заказ на покупки, узнает, что предстоит сделать по хозяйству. Это позволяет грамотно распланировать рабочий день и успеть наведать каждого подопечного. Один из них – 90-летний участник войны, которого обслуживает около пятнадцати лет. Двадцать лет ходит по адресу, где живет пенсионерка – инвалид детства. Разные люди, разные характеры, но соцработник должен подобрать ключ к сердцу каждого.
Это умение ставили в заслуги работникам отделения во время торжественного собрания, посвященного его тридцатилетию. Присутствовали ветераны, которые стояли у истоков соцобслуживания на дому. Сейчас в отделении работает одиннадцать человек, стаж которых насчитывает двадцать лет и более. Радует, что в профессию идет молодежь. В центре говорят, что случайные люди не задерживаются. Остаются те, у кого широкая душа, кто неравнодушен к своему делу, любит помогать людям и не боится трудностей. Соцработники обслуживают и тех граждан, которые проживают в частных домах без удобств, а это дополнительные заботы.
Увидеть необходимость в психологической или в юридической помощи подопечному и вовремя сообщить об этом соответствующим специалистам центра – не менее важная задача соцработника, чем организация быта.
В центре раз в три года проходит конкурс профмастерства среди соцработников. Но самая важная оценка их труда – это благодарность тех людей, которые на самом деле нуждаются в помощи и получают ее. Для участников войны она бесплатная, для остальных плата символическая. Основную нагрузку по финансированию соцобслуживания берет на себя государство.
Редакция газеты «Гродненская правда»