Трижды герой Советского Союза и легенда Великой Отечественной. О "буденовке" и истории маршала в проекте "Имя героя. Беларусь помнит"

Трижды герой Советского Союза и легенда Великой Отечественной. О "буденовке" и истории маршала в проекте "Имя героя. Беларусь помнит"

«Народного маршала» Семена Михайловича Буденного в  СССР любили, уважали и стремились ему подражать. Один из первых советских маршалов и трижды Герой Советского Союза оставался легендой до конца своих дней. О подвигах Буденного сочиняли песни, ставили спектакли и снимали фильмы, в его честь называли улицы. Два вокзала в Гродно связывает просторная магистраль – улица Буденного. 

Семен Буденный родился  в 1883 году на хуторе Козюрин Сальского округа области Войска Донского, ныне Пролетарского района Ростовской области, в бедной крестьянской семье.  В армию был призван в 1903 году. Служил срочную службу на Дальнем Востоке в Приморском драгунском полку, там же остался на сверхсрочную. Участвовал в русско-японской войне 1904–1905 годов в составе 26-го Донского казачьего полка.

5marshals_02.jpg

В 1907 году как лучшего наездника полка его отправили  в Петербург в офицерскую кавалерийскую школу на курсы для нижних чинов. В Первой мировой войне старший унтер-офицер 18-го драгунского Северского полка сражался  на германском, австрийском и кавказском фронтах, за храбрость награжден «полным георгиевским бантом» – Георгиевскими крестами четырех степеней и Георгиевскими медалями четырех степеней.

Летом 1917 года вместе с Кавказской кавалерийской дивизией прибыл в  Минск, где был избран председателем полкового комитета и заместителем председателя дивизионного комитета. В августе 1917 года вместе с М. В. Фрунзе руководил разоружением эшелонов корниловских войск в Орше. После Октябрьской революции вернулся на Дон в станицу Платовскую, где был избран членом исполнительного комитета Сальского окружного совета.

Когда началась гражданская война,  Буденный создал конный отряд, действовавший против белогвардейцев на Дону, который влился в 1-й кавалерийский крестьянский социалистический полк, в котором Буденный был назначен заместителем командира.

Во второй половине июня 1919 года в Красной Армии было создано первое крупное кавалерийское соединение – конный корпус, участвовавший под командованием Буденного в верховьях Дона в упорных боях с армией генерала Врангеля. Затем была победа над казачьими корпусами генералов Мамонтова и Шкуро. 

КомандирыПервойКоннойармии.jpg

19 ноября 1919 года конный корпус был переименован  в Первую конную армию, которой Буденный руководил  четыре года, сыграв  важную роль в ряде крупных операций по разгрому войск Деникина и Врангеля в Северной Таврии и Крыму.

В 1923 году Буденный назначается помощником главнокомандующего Красной Армией по кавалерии и членом РВС СССР,  а затем  инспектором  кавалерии РКК. В 1932 году оканчивает Военную академию им. М. В. Фрунзе. 

В ноябре 1935 года ЦИК и Совнарком СССР присвоили пяти крупнейшим советским полководцам новое воинское звание «Маршал Советского Союза». В их числе был и Буденный. 

Будённый_1943.jpg

В начале Великой Отечественной войны Семен Михайлович Буденный  возглавлял войска Юго-Западного направления (Юго-Западный и Южный фронты), стоящие на пути немецкого вторжения на территорию  Украины. В августе по приказу маршала Буденного в Запорожье саперами 157-го полка НКВД был взорван ДнепроГЭС. 

Затем  маршал был  командующим Резервным фронтом, главкомом Северо-Кавказским направлением, командующим Северо-Кавказским фронтом. С января 1943 года он командующий кавалерией Красной Армии, а в 1947–1953 годах – одновременно заместитель министра сельского хозяйства СССР по коневодству. В 1943 году по инициативе Буденного был воссоздан Московский зоотехнический институт коневодства.

С мая 1953 по сентябрь 1954 года – инспектор кавалерии. С 1954 года – в распоряжении министра обороны СССР, член Президиума ЦК ДОСААФ, председатель его наградной комиссии. 

Семен Михайлович Буденный умер  на 91-м году жизни в Москве. Похоронен на Красной площади у Кремлевской стены. 

Semyon_Budyonny_grave_kremlin_wall_necropolis_july_2016.jpg

Третий век встречает поезда…

Улица в Гродно, которая сейчас носит имя Буденного, возникла в XIX веке в связи со строительством железной дороги Санкт-Петербург – Варшава, которая прошла через наш город. Как пишет в своих исследованиях гродненский историк и краевед Виктор Саяпин, появилась улица на месте укреплений, построенных в 1657 и 1706 годах. Ранее здесь были валы, бастионы и редуты фортификационных сооружений. При прокладывании железной дороги ров, который совпадал с ее направлением, расширили и углубили, по дну проложили железнодорожное полотно. 

DPP_45614.JPG

Первоначальное название улицы – Новая (Новошоссейная). В начале ХХ века она стала называться Александровской. А в 1940 году получила имя Семена Буденного.

Улица Буденного – одна из самых протяженных в центральной части города. Начало берет возле водонапорных башен «Кася» и «Бася», заканчивается перед путепроводом через железную дорогу в районе Озерского шоссе. За последние десятилетия претерпела значительные изменения в своем облике: проезжая часть расширена, по сторонам оборудованы удобные стоянки, а дома обновлены. 

В доме №2 со времен строительства в 1869–1886 годах располагались лечебные учреждения. После освобождения Гродно от фашистов здание заняла узловая железнодорожная больница, а в начале нынешнего столетия после капитальной реконструкции – областной кожно-венерологический диспансер. 

DPP_45624.JPG

Интересно, что в позапрошлом веке на улице размещалась карандашная фабрика, которая выпускала в год до полутора миллионов карандашей отменного качества, отмеченных бронзовой медалью на промышленной выставке в Москве в 1882 году. В начале нынешнего еще существовала старейшая дизельная электростанция, построенная в 1912 году. В послевоенные годы на улице Буденного размещались табачно-ферментационный завод, литография, фабрика офсетной печати.

На той стороне улицы, где сейчас оборудована автомобильная стоянка, находились железнодорожные пакгаузы, построенные в конце XIX века. В 50-е годы прошлого столетия они послужили съемочной площадкой известного фильма «Миколка-паровоз». 

DPP_45617.JPG

Сегодня на улице Буденного появился ряд современных зданий. Но безусловным украшением ее является железнодорожный вокзал, который построен в 1986 году на месте вокзального здания, возведенного столетие назад. 

Гродненцы о своей улице

Андрей Коноразов, житель улицы Буденного: 
– На улице Буденного мы с женой проживаем с 2009 года. Снимаем квартиру в доме 1959 года постройки, но уже обустраиваем свою на этой же улице. У многих домов, расположенных в центре, есть свое бомбоубежище. В доме №34 тоже остались его «следы»: большая металлическая дверь и вентиляционный люк в середине двора, к примеру. Раньше здесь возводилось жилье исключительно для железнодорожников и работников станции. Жить на этой улице очень удобно: все в шаговой доступности, нет скопления автомобилей у подъезда.

DPP_45619.JPG

Дмитрий Юркевич, житель улицы Буденного: 
На улице Буденного живу с 1980 года. Мои родители заселились сюда, когда мне было около четырех лет. С тех пор о переезде не было и речи. Близость к центру города – одно из главных преимуществ. Здесь есть вся необходимая инфраструктура, можно пешком добраться куда угодно: в магазины, на автобусную станцию, железнодорожный вокзал… И несмотря на  то, что дом, в котором мы живем, находится вблизи дороги, вокруг необыкновенное спокойствие и тишина.

Редакция газеты «Гродненская правда»