«Учитель истории стоит на страже исторической памяти». Учитель истории и обществоведения СШ №9 г. Слонима Анастасия Болван – в проекте «Ровесники молодой Беларуси»

«Учитель истории стоит на страже исторической памяти». Учитель истории и обществоведения СШ №9 г. Слонима Анастасия Болван – в проекте «Ровесники молодой Беларуси»

«Ровесники молодой Беларуси» – совместный проект областного Совета депутатов и «Гродзенскай праўды».

photo_2022-12-02_16-44-48.jpg
Анастасия Болван – учитель истории и обществоведения в средней школе №9 города Слонима. Помимо знаний, своим ученикам педагог дает бесценный навык – быть гражданином и патриотом своей страны. А еще слонимских школьников она учит не только в теории, но и на практике отличать историческую правду от лжи. Анастасия – герой совместного проекта областного Совета депутатов и газеты «Гродзенская прауда» «Ровесники молодой Беларуси». Наше интервью – о главнейшей задаче учителя истории, безмерной любви к детям и уроках о прошлом для будущего. 

Об исторической памяти 

– Анастасия, в этом году первый урок в День знаний в учреждениях общего среднего образования был приурочен к Году исторической памяти и прошел под названием «Историческая память – дорога в будущее». Какое значение в понятие «историческая память» вкладываете Вы и почему ее нужно сохранять?

– История нашей страны многогранна. Белорусский народ пережил немало трагических и героических эпизодов, под влиянием которых закалялся и формировался наш национальный характер, складывались духовно-нравственные ориентиры. Сегодня, когда мы говорим об исторической памяти, то, уверена, в сердцах абсолютного большинства белорусов она отзывается словом «война».

Память о Великой Отечественной войне бережно хранится почти в каждой семье, в каждом доме. Кто-то потерял своих родных и близких на полях сражений, в партизанских отрядах, чьи-то родственники не смыкая глаз трудились в тылу. Все вместе они ковали Великую Победу, сражались за мир и свободу на родной земле, за светлое будущее своих детей и внуков. Молодые и смелые, наши деды и прадеды не жалели себя, шли в бой, осознавая, что он для них может стать последним. Мы знаем об этих героических страницах в их биографиях, но до сих пор трудно представить, какого невероятного мужества, силы духа требовало военное время. 

Для белорусов День Победы – один из самых значимых праздников. 9 мая бесстрашные защитники Отечества вернули народу право на жизнь и надежду на светлое будущее. Для нынешних и будущих поколений их героизм, опыт и смелость – верные ориентиры по жизни. И вот сегодня, насколько бы тяжелы ни были эти воспоминания, мы просто не имеем никакого морального права забыть, предать их забвению. Ведь пока мы помним о войне, на нашей земле остается мир. Важность сохранения исторической памяти, опасность ее искажения и фальсификации наглядно показали августовские события двухлетней давности.

Историческая память, как говорит Глава государства, – это источник наших ценностей. И с этим трудно не согласиться. Только посмотрите, сколько знаковых дат приходится на Год исторической памяти: 1160 лет первого летописного упоминания Полоцка, 955 лет городу-герою Минску, 505 лет с даты выхода первой печатной восточнославянской книги, изданной Франциском Скориной, 210 лет Отечественной войне 1812-го, совсем скоро исполнится 100 лет со дня образования СССР.
И сегодня моя задача как учителя – донести историческую правду молодежи на понятном языке. 

О любви к предмету и ученикам 

– Очевидно, что заинтересовать подростка событиями трехсотлетней давности, не имеющими к нему прямого отношения, – задача не из легких. Как Вам удается вдохновить ребят заниматься историей?

– Чтобы заинтересовать современных детей, недостаточно просто стать у доски и начать излагать какие-то факты. В случае с преподаванием истории нужно уметь привлечь внимание к событиям, личностям, о которых рассказываешь. И лучший способ сделать это – провести занятие в необычном формате.

Принцип, которого придерживаюсь, – это не «сейчас я вам расскажу, как было», а «давайте вместе поймем, как все происходило». Поэтому на своих уроках активно использую работу с документами, просмотр и обсуждение кинофильмов, организую дискуссии по наиболее острым темам. 

Свои рассказы подкрепляю демонстрацией фотографий тех лет, стараюсь приводить яркие примеры, от которых мурашки по коже и которые не прочитаешь в школьном учебнике. А еще всегда поощряю самостоятельные исследования школьников какой-то исторической темы. Я вижу, как дети реагируют на все это, с каким интересом в глазах впитывают информацию. Глядя в них, понимаю, что ребятам не все равно.

Конечно, дети должны изучать историю не только по учебникам. Один их эффективных методов обучения – экскурсии по знаковым и памятным местам нашей страны, походы в музеи, на выставки. Они как ничто иное способствуют наблюдательности, накоплению сведений, формированию визуальных впечатлений. Как показывает практика, после у ребят возникает немало вопросов, на которые мы также вместе стараемся найти ответы. 

Такой подход приносит свои плоды. Благодаря ему удается всячески стимулировать развитие учебных умений, самостоятельности, коммуникативных навыков. Процесс обучения оживляется и превращается в увлекательное действо, связанное с получением новых знаний.

– Убеждена: сделать любой предмет интересным и привлекательным под силу лишь тому учителю, который сам по-настоящему увлечен им. Анастасия, поделитесь, за что Вы любите историю? 

– Однозначно за возможность открывать для себя что-то новое. История – это не скучно, она дает ответы на вопросы, которые волнуют каждого: кто мы и откуда? Она формирует наше мировоззрение, способствует гармоничному развитию, помогает правильно понимать и разбираться в сути происходящих событий.
Говорят, кто не знает своего прошлого, тот не может адекватно воспринимать настоящее и прогнозировать свое будущее. С этим невозможно не согласиться. Считаю, человеку, не знающему истории своей страны, рода, труднее ориентироваться в окружающем мире. Без знаний истории невозможно стать гражданином, то есть человеком, который способен сознательно строить не только собственную жизнь, но и будущее своей страны и государства.

2.jpg

Благодаря истории мы извлекаем уроки прошлого, она учит и предостерегает от повторения ошибок. Она стержень нации. Без истории любой народ – словно дерево без корней.

Когда мы говорим об объекте изучения истории, то замечаем, что это многообразие событий, явлений и процессов, происходивших в ходе развития человечества от первобытности до наших дней. Все эти знания необходимы для полноценного становления личности школьника. С учетом накопленного человечеством опыта история готовит его к жизни в постоянно меняющемся мире, воспитывает сознательного гражданина и патриота своего Отечества, который знает и чтит историю своего народа, неповторимость его многовековой культуры, а главное, чувствует личную ответственность за судьбу страны. 

Сегодня каждый человек должен понимать, кто он в этом мире. И сделать это можно, в первую очередь, через судьбы людей, исследование своего рода. Уверена, далеко не каждый знает о своих предках. А ведь здесь как в капле воды можно дать оценку целому океану, так на примере одной семьи можно раскрыть трагическую суть войны. Очень важно, чтобы память не заканчивалась, продолжала жить. Поэтому семейные истории и воспоминания о войне должны быть задокументированы, передаваться из уст в уста. 

В нашей школе ведется такая деятельность. И хочу сказать, что дети с огромным интересом собирают сведения о своих корнях, понимают значимость этой работы, а значит, помнят прошлое, ценят настоящее и думают о будущем. Они осознают, что в истории страны, семьи, рода есть те события, которыми стоит гордиться и которые в непростые минуты жизни могут придать сил, заставить не сдаваться, двигаться дальше. Знание истории своих предков и уважение к корням своего рода – это очень важно. 

– Вам как учителю важно, чтобы дети знали предмет идеально – так, чтобы «от зубов отскакивало»?

– Никогда не ставила такой цели, потому что знаю: одним зазубриванием делу не поможешь. Для понимания сути произошедшего недостаточно просто выучить тему, раздел, нужно еще уметь анализировать информацию. Например, как на ход событий повлиял тот или иной полководец, государственный деятель. 

Согласитесь, мало увлекательного в «сухой» истории из таблиц, схем, имен и дат. Постоянное фокусирование на них в конце концов любому человеку, не то что детям, покажется пыткой. Создавать архивы из дат и имен в головах школьников – не совсем правильно.

Конечно, я ни в коем случае не отрицаю того факта, что ученик должен знать имена и даты. Сами по себе они, безусловно, не бесполезная информация, к тому же нужны при сдаче централизованного тестирования. Вопрос лишь в том, что их зубрежка слабо может помочь в понимании исторических процессов, их закономерностей и причин.

Для меня как для учителя важно научить детей проводить параллели, рассуждать, иметь собственный взгляд на то или иное историческое событие, делать выводы. Я объясняю, что за каждой исторической датой стоит судьба конкретного человека. И если хочешь проследить путь развития целой эпохи, то узнай лучше больше о нем. Главное ведь – представление об истории как едином процессе, обладающем своими внутренними связями. Такой подход куда эффективнее, он мотивирует к изучению предмета. Важность истории как раз и состоит в том, чтобы научить думать, уметь находить истину в череде фактов, видеть причинно-следственные связи. 

– В средней школе №9 города Слонима Вы работаете с 2017 года. За это время ученики не раз своими достижениями подтверждали высокий профессиональный уровень своего учителя. Поделитесь секретом, что нужно для хорошего результата?

– Давайте сразу о секрете. Здесь все просто. Главное – это любовь. А я очень люблю детей и свой предмет. Отсюда и результат. Мои ученики становились дипломантами II степени во втором этапе республиканской олимпиады по истории и в районной олимпиаде на второй ступени общего среднего образования. 

В 2020-2022 годах учащиеся были участниками и дипломантами республиканского конкурса творческих и исследовательских работ «Свет православия», районной научно-практической конференции «Ступени к науке», республиканских проектов «Ад вытокаў да будучыні», «По следам военного времени» (диплом III степени). 

Мои ученики – это моя гордость. И я очень радуюсь, когда мне удается вдохновлять их на новые открытия, прививать любовь к делу, которым горю сама. Ну а если ученик хочет идти по твоим стопам, избрав профессию педагога, тогда счастью любого учителя нет предела. К слову, среди моих нынешних учеников есть те, кто мечтает стать историком. 

1.jpg

О воспитании истинных патриотов

– Огромная роль в воспитании гражданина-патриота принадлежит учреждениям образования. По-вашему, откуда это чувство берет свое начало и как взрастить настоящего патриота своей страны?

– Патриотизм – понятие, имеющее широкий смысл. Сегодня оно включает в себя не просто абстрактную любовь к Родине, своему народу, языку, культуре, но и то, какую пользу человек приносит обществу, стране. Патриотизм – это, безусловно, разделение своих личных взглядов с политикой государства, гордость за его успехи. 

Считаю, что истоки этого чувства формируются с малых лет, в окружении, где растет человек. Зарождаются они в семье, а после развиваются в школе и в целом в повседневной жизни. 

Чтобы стать истинным патриотом, нужно знать историю родного края, семьи, быть осведомленным о героических страницах своего народа, посещать памятные места и объекты. Дети должны четко понимать, какой ценой их прадеды защищали родную землю, чтобы в непростые моменты истины понимать, кто есть кто: кто патриот, а кто готов продать свою Родину, отречься от нее. 

Патриотов всегда видно в трудные времена. Без них не бывает сильного и прочного государства. Сегодня очень значимо, что тема патриотизма, гражданственности, воспитания подрастающего поколения заложена в Основном Законе нашей страны. В Конституции защита исторической правды и памяти о героическом подвиге народа в годы Великой Отечественной войны прописана как обязанность, закреплены вопросы сохранения национальных традиций и не только.

Если мы говорим об учреждениях образования, то в них для воспитания патриотов, например, очень важны мероприятия «Школы активного гражданина». Это уникальная площадка, где с участием школьников, политиков, общественных деятелей обсуждаются насущные вопросы, происходящие в стране политические и социально-экономические события. По опыту скажу, что такие дискуссии на равных очень нравятся детям. Общаясь с известными и выдающимися людьми, школьники видят, что их собеседники неравнодушны и небезразличны к судьбе своей страны, а потому во многом равняются на них, берут пример. 

3.jpg

– Как считаете, понятия «патриотизм» и «национальное единство» неразрывны?

– Абсолютно. Патриотизм основан на силе и единстве белорусского народа. Это тот незыблемый фундамент, от которого свое начало берут важные для нас ценности: толерантность, крепкая духовная составляющая. Они были и остаются актуальными до сих пор. Я верю, что только в единстве нам под силу преодоление любых неприятностей. И именно единство является залогом независимости нашей страны. 

О задачах историка

– Общественно-политические события 2020-го, нынешняя непростая обстановка в мире наверняка отразились на образовательном процессе…

– Да, дети задают вопросы. И это хорошо, потому что без понимания того, что происходит вокруг, невозможно двигаться дальше. Проблема в том, что, как правило, у детей одна точка зрения, которой они придерживаются. Я стараюсь не говорить, правильная она или неправильная, а предлагаю подойти к рассматриваемому вопросу с разных сторон, чтобы получить более полную картину события. Мы изучаем все имеющиеся факты, расставляем акценты, чтобы после уже каждый сам для себя сделал выводы. Дети должны уметь трезво оценивать все, что происходит. Иначе никак, ведь мы прекрасно знаем, как сегодня можно легко манипулировать информацией, выдавать ложь за правду и наоборот.

– Действительно, сегодня некоторые страны искусно меняют трактовки событий, а то и вовсе переписывают факты на свой лад. В этой связи, в чем заключается главная задача учителя истории?

– Чтобы бороться с фальсификацией, подрастающему поколению необходимо знать, как все было на самом деле. Задача учителя – доносить правду посредством изучения архивных документов. Сегодня детям необходимо идти и смотреть на памятники истории, братские могилы, где лежат их ровесники. Важно рассказывать школьникам о том, что пережил наш народ, чтобы прошлое не настигло вновь. Есть такие хорошие слова: «кто забывает уроки прошлого, обречен на их повторение». В нашей стране делается все, чтобы прошлое не было стерто. Проводится большая работа по противодействию героизации нацизма, увековечению памяти воинов-освободителей, приняты соответствующие законы. 

Учитель истории в свою очередь первым стоит на страже исторической памяти – фундамента, на котором строится будущее страны.

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Редакция газеты «Гродненская правда»