Услуга по управлению общим имуществом появится в жировках белорусов. В Лидском районе нововведение уже внедрили в практику

Услуга по управлению общим имуществом появится в жировках белорусов. В Лидском районе нововведение уже внедрили в практику

Корреспондент «ГП» узнала подробности.

В ближайшее время у некоторых жителей Гродненской области в извещениях на оплату жилищно-коммунальных услуг появится новая графа – плата за услугу по управлению общим имуществом совместного домовладения. Нововведение появилось на законодательном уровне пару лет назад, но в полную силу начинает работать лишь сейчас, после вступления в силу Указа Президента от 17 августа 2022 г. №287, которым определен более четкий механизм назначения уполномоченных лиц по управлению общим имуществом. Что это за услуга, кто и сколько будет за нее платить и что от этого выиграет жилец многоквартирного дома, корреспонденту «Гродзенскай праўды» рассказала начальник управления ЖКХ облисполкома Наталья ГУЛАМОВА.

– Наталья Анатольевна, что значит «управление общим имуществом совместного домовладения»?

– Сложилась такая ситуация, что бывший государственный жилфонд в многоэтажках был приватизирован и стал частной собственностью, но вместе с тем остался без управления общим имуществом, к которому относятся, например, наружные стены, крыши, перекрытия, общие стояки, инженерные сети. Сейчас за эксплуатацию и содержание общего имущества: подъездов, крыш, подвалов, внутридомового оборудования, общедомовых приборов учета и других объектов будет отвечать уполномоченное лицо. В Жилищном кодексе, который вступил в силу в 2020 году, законодателем были предусмотрены функции уполномоченного лица, но четкого механизма реализации этой деятельности на практике не было. Сейчас все моменты учтены и закреплены законодательно.

– Как можно управлять совместным домовладением?

– Жилищным кодексом предусмотрены три способа управления. Участники совместного домовладения, которое включает не более десяти квартир, могут заключить между собой договор совместного управления, то есть управлять самостоятельно. Второй способ – создание юридического лица, а именно товарищества собственников или ЖСПК. Если эти варианты жильцами не выбраны, управление общим имуществом осуществляется уполномоченным лицом, которое назначает местный исполнительный и распорядительный орган. Фактически это определение можно отнести к почти всему старому многоэтажному жилфонду региона. Уполномоченное лицо − это государственный заказчик в сфере ЖКХ, управляющая организация, обеспечивающая в первую очередь права потребителей услуг ЖКХ на основании договора, в котором определены права и обязанности сторон по надлежащей эксплуатации общего имущества дома. В обязанности уполномоченного лица входят проведение конкурсов по выбору тех, кто оказывает жилищно-коммунальные услуги, контроль за качеством их оказания, а также решение претензионных вопросов и рассмотрение обращений граждан, связанных с их желанием улучшить комфортность проживания.

– Что даст жильцам данное нововведение?

– Потребителю не нужно заключать несколько договоров на предоставление жилищно-коммунальных услуг, а лишь один − с уполномоченным лицом. Исключение составляют услуги газо-, электро-, водоснабжения и водоотведения, которые оплачиваются по показаниям индивидуальных приборов учета. Предположим, у собственников квартир есть желание сделать добротный ремонт подъезда или утеплить свой дом. Решением этих вопросов – организацией собрания, согласованием проектов, документов, поиском подрядчика и приемкой выполненных работ – будет заниматься уполномоченное лицо. По сути, ничего не изменилось, ранее услуга по управлению общим имуществом была включена в другие основные жилищно-коммунальные услуги (техобслуживание дома и лифта, вывоз ТКО и санитарное содержание вспомогательных помещений), теперь она будет выведена отдельной строкой, то есть станет самостоятельной услугой. Внедрение данной практики направлено на улучшение качества оказания жилищно-коммунальных услуг.

– Сколько будем платить за новую услугу?

– Сумма будет зависеть от площади квартиры. Указом Президента от 23 декабря 2021 г. №507 установлен тариф за управление общим имуществом на 2022 год – 0,0177 руб. за квадратный метр. Любой гражданин может просчитать, сколько он будет платить ежемесячно. К примеру, семья живет в двухкомнатной квартире площадью 70 «квадратов». В месяц плата за управление общим имуществом совместного домовладения составит 1,24 рубля. Управление совместным домовладением – это важная организационная составляющая, потому и было принято решение расщепить потоки, сделав ее самостоятельной услугой. Вместе с тем с целью недопущения увеличения нагрузки на население после установления платы за управление общим имуществом совместного домовладения была уменьшена плата за вышеуказанные услуги ЖКУ, то есть техобслуживание дома и лифта, вывоз ТКО и санитарное содержание вспомогательных помещений.

– Всех ли жильцов многоквартирных домов коснется управление общим имуществом совместного домовладения?

– Нет, только собственников жилых помещений в многоквартирных домах, где не выбран способ управления общим имуществом. Для ЖСПК и товариществ собственников ничего не меняется, поскольку они определились с управлением общим имуществом ранее, когда приняли решение о создании юридического лица. В данном случае расходы по управлению общим имуществом покрываются за счет членских и целевых взносов.

– Когда в жировках появится новая графа?

– В ближайшее время по решению райгорисполкомов Гродненской области будут назначены уполномоченные лица по управлению общим имуществом. Они обязаны будут предложить потребителям – собственникам как жилых, так и нежилых помещений – заключить договор на оказание услуги. Форма типового договора на управление общим имуществом совместного домовладения утверждена постановлением Совета Министров и она едина для всех. При этом следует отметить, что отказ потребителя заключить договор не освобождает его от платы за услугу по управлению общим имуществом. Здесь работает тот же принцип, как и в случае с предоставлением основных ЖКУ.

В тему

Опробовано на практике

На данный момент в Гродненской области осуществляет свою деятельность одно уполномоченное лицо по управлению общим имуществом совместных домовладений – коммунальное унитарное предприятие «Лидский государственный заказчик в сфере жилищно-коммунального хозяйства». Предприятие создано по решению Гродненского облисполкома, зарегистрировано Лидским райисполкомом в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 20 августа 2020 года. Основную работу по управлению общим имуществом предприятие осуществляет на территории Лиды и Лидского района с июня 2021 года. Перед тем, как внедрить услугу, предприятие провело с потребителями огромную информационную работу, подробно разъясняя механизм действия уполномоченного лица на практике.

– Деятельность государственного заказчика, как уполномоченного лица по управлению общим имуществом совместного домовладения, направлена на обеспечение оказания потребителям жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества. Государственный заказчик заключает договоры на оказание всех необходимых для эксплуатации жилого дома услуг с различными предприятиями-подрядчиками в интересах жильцов. С этой целью мы не только ведем всю подготовительную работу, в том числе по выбору подрядной организации, но и строго контролируем процесс производства и результат работ. Если нашими специалистами выявлены какие-либо недочеты, дефекты, то акт выполненных работ не будет подписан и работы не будут оплачены до устранения недостатков. С такими случаями мы уже сталкивались, – рассказывает юрисконсульт КУП «Лидский государственный заказчик в сфере жилищно-коммунального хозяйства» Елена Гончарова. – Мы самостоятельная структура и никакой заинтересованности в том, чтобы закрыть глаза на дефекты у нас нет. Потребитель от этого только выигрывает. Мы провели активную работу по заключению с населением договоров на своей подведомственной территории.

Поначалу, по словам Елены Гончаровой, лидчане настороженно относились к внедрению новой услуги, не совсем понимая ее суть. Но сейчас убедились в том, что она действительно направлена на улучшение качества оказания потребителям ЖКУ, и уполномоченное лицо в этом заинтересовано не менее самих жильцов.

К слову

Управление общим имуществом многоквартирного жилого дома в развитых странах как Европы, так и Азии является высшим видом деятельности уже более 70 лет. И везде это – отдельный вид деятельности, который осуществляется на договорной основе, и имеет свою стоимость. Например, в Австрии, Германии, Бельгии и Швейцарии в каждом совместном домовладении, объединении собственников, избирается Совет дома, который действует на общественных началах. Председатель Совета представляет объединение собственников перед управляющим (действующим в виде компании), а управляющий представляет объединение собственников перед всеми партнерами (заключает договоры на предоставление жилищно-коммунальных услуг, ремонт дома, занимается разрешением конфликтов, готовит и проводит общие собрания, предоставляет собственникам годовые отчеты и т. д.). В договоре с управляющим предусмотрены его обязанности по отношению к собственникам, состав работ и их стоимость. Таким образом, появление услуги «управление общим имуществом совместного домовладения» в Беларуси – это не новация, а использование проверенного положительного мирового опыта. Но не копирование его, а использование сути – разделение деятельности на высший вид (управление) и второстепенные, но также очень важные задачи (осмотр и техническое обслуживание систем дома, ремонт, поставка ресурсов и другие услуги).

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!

Редакция газеты «Гродненская правда»