Виктор Снежицкий: «Образование стремится к совершенству»

Виктор Снежицкий: «Образование стремится  к совершенству»

Ректору Гродненского государственного медицинского университета Виктору Снежицкому, которому доверено представлять нашу область в Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва, предстоит работать в составе комиссии по образованию, науке, культуре и социальному развитию. Вопросы, которые входят в компетенцию комиссии, ему хорошо знакомы и близки в силу профессиональной деятельности: ректора ведущего вуза и известного ученого, в недавнем прошлом руководителя одного из ведущих лечебных учреждений области, в котором практикует как врач до настоящего времени. Какие из них он считает первостепенными? На что сегодня должно быть акцентировано особое внимание в образовании и воспитании молодежи – будущего нашей страны?
– Вопросы, которые предстоит рассматривать комиссии, затрагивают интересы каждого, – отмечает Виктор Александрович. – Ибо все перечисленные в названии сферы тесно взаимосвязаны и одинаково важны. К примеру, в школе человек получает определенный багаж знаний, на основе которого вуз готовит его как профессионала. Именно с вузовским багажом приходят молодые специалисты в различные сферы деятельности, в том числе и в науку. Наука – это фундамент развития, движения общества вперед. Сбалансированность интересов положена в основу государственной политики, и вниманием парламентариев не будет обойдена ни одна отрасль.
 В числе первостепенных задач назову усовершенствование национальной системы образования в соответствии с нуждами инновационной экономики, информатизации общества и повышения уровня жизни людей. То, что сейчас этой сфере придается огромное значение, могу утверждать не только как руководитель высшего учебного заведения, но и как председатель комиссии областного Совета депутатов, у которой эти вопросы в компетенции. Буквально на минувшей неделе на сессии рассматривали комплекс мер по выполнению государственной программы по образованию и молодежной политике. Одиннадцать подпрограмм – всеобъемлющий подход, позволяющий конкретизировать поддержку учебных заведений разного уровня, совершенствовать образовательный и воспитательный процесс. Впервые, к примеру, предусматривается финансовая поддержка молодежных инициатив. Что очень важно, сделан акцент именно на повышение качества образования, практико-ориентированную подготовку специалистов.
Оценка университету
– Что для этого делается в Гродненском медицинском университете?
– Мы внедрили систему менеджмента качества образования и таким образом имеем реальный инструмент его повышения. Высокой оценкой работы стало получение Премии Правительства в области качества. Сейчас проходим аттестацию на подтверждение этого звания. Есть целый ряд индикаторов успешной работы вуза. В том числе и оценки, которые выставляют ему сами студенты. И, надо сказать, что сейчас они довольно высокие. Потому что в вузе учтены все нюансы комфортного студенчества. К примеру, нехватку учебников и учебных материалов компенсируем подготовкой и изданием собственных. Внесли коррективы в организацию питания. За собственные средства вуз продолжает строительство общежития, и это хорошая перспектива для студентов.
– Но традиционно вуз оценивают по качеству подготовки специалистов?
– В последние годы в университете многое сделано в плане усовершенствования учебного процесса с учетом новейших технологий, в первую очередь практико-ориентированных. Мы давно осознали, что практикоориентированность – важнейшее направление всей системы высшего образования, и первыми среди медицинских вузов страны открыли симуляционную лабораторию, где студенты учатся работать с использованием современного оборудования. Новые технологии в последнее время все активнее приходят в наши лечебные учреждения, и молодые врачи должны быть готовы к их использованию во благо здоровья людей. Университетские клинические кафедры расположены на базе лечебных учреждений, а это значит, в едином тандеме наука и практика. Профессорский консультативный центр работает как на повышение уровня медицинской помощи жителям области, так и на подготовку молодых врачей. Налажена четкая система подготовки не только специалистов для практического здравоохранения, но и молодых ученых, преподавателей. Большинство из них сегодня – выпускники нашего вуза, которые защитили докторские и кандидатские диссертации, в совершенстве владеют иностранными языками. Последнее тем более важно, что 750 из четырех с половиной тысяч студентов нашего университета – иностранцы. Кстати, тот факт, что число иностранных студентов с каждым годом увеличивается – в этом учебном году прибавилось 150 человек, свидетельствует о качестве образования, которое в нашем вузе можно получить.
Будущее медицины
Как говорится, нет предела совершенству.
– Поэтому у вуза есть большие планы на будущее. Сегодня наша симуляционная лаборатория оснащена лучше некоторых клиник, но с учетом развития мировой медицины нужно двигаться вперед. Поэтому в планах модернизация лаборатории при поддержке Минздрава. Уже готов проект ремонта учебного корпуса по улице Свердлова. Туда закупим самые современные симуляторы и манекены.
Пополнили современным оборудованием и профессорский консультативный центр. В последнее время по последнему слову оборудовали кабинеты гинеколога, уролога, оториноларинголога. У ведущих прием специалистов есть возможность не только консультировать, ставить диагноз и назначать лечение, но и проводить определенные хирургические манипуляции. С недавних пор прием в центре ведут и по отдельным профилям практические врачи, а не только ведущие сотрудники вузовских кафедр. Хотя именно заслуженный авторитет наших профессоров, доцентов в первую очередь работает на привлекательность центра для пациентов, число которых за последний год увеличилось пятикратно. В ближайшее время центр получит новое оборудование для создания лаборатории сна. Храп, бессонница и другие проблемы, которые волнуют людей, будем решать с медицинской точки зрения на самом современном уровне. Открываем и первую в области генетическую лабораторию. Наследственная предрасположенность ряда недугов сегодня наукой доказана, потому так важно конкретное ее выявление, особенно при планировании беременности, в ряде случаев заболеваний крови.
С учетом пожеланий наших пациентов собираемся в центре начать работу по принципу семейного врача. Но при этом хочу подчеркнуть: мы, образно говоря, не перетягиваем одеяло на себя от наших поликлиник. Наоборот, даем пациенту право выбора. С другой стороны, опыт нашего центра, поставленный на научную основу, может быть использован в общелечебной сети.
И самая глобальная наша задача в этом плане – создание университетской клиники. Возможно, что ее строительство будет идти по принципу государственно-частного партнерства. Сейчас вопрос прорабатывается. Сама же идея поддержана на уровне руководства области как очередной важный шаг в совершенствовании медицинской помощи населению.
Учиться никогда не поздно
В вузовской симуляционной лаборатории, в которой представлены новейшие возможности медицины, могли бы поучиться и практические врачи, особенно те, которым предстоит работать на пополняющем наши ЛПУ современном оборудовании?
– Такая возможность есть. И она будет все шире использоваться с учетом организации университетом последипломного образования. В этом году вуз впервые начал переподготовку по специальности врача общей практики. Есть решение Министерства образования об открытии у нас факультета повышения квалификации и переподготовки кадров. То, что специалист не должен быть в своей профессии «застывшим», очень важно, и особенно в такой жизненно важной отрасли, как медицина. Люди остаются главным ресурсом страны. Квалифицированные кадры нужно готовить повседневным кропотливым трудом. Об этом говорил Глава государства на Всебелорусском народном собрании, в числе делегатов которого мне посчастливилось быть.
Кстати, огромное внимание кадровому вопросу уделяется в нашем университете. Средний возраст профессорско-преподавательского состава – 46 лет – свидетельствует о преемственности поколений и о широких возможностях для молодых ученых и преподавателей. Мы смогли ликвидировать тот «провал», который образовался в конце прошлого столетия в результате ухода специалистов из медицинской науки, да и из практического здравоохранения. И в то непростое время мы сумели сохранить костяк, опытные кадры, которые постепенно подготовили своих преемников. Широкие возможности для занятия наукой, карьерного роста, факторы морального и материального стимулирования привлекательны для выпускников университета и лучшие из них выбирают для дальнейшей профессиональной деятельности свою альма-матер.
Путь развития
– В ближайшее время в высший законодательный орган страны поступит проект новой редакции Кодекса Беларуси об образовании. Что хотелось бы вам сказать при его обсуждении?
 – То, что этот важнейший для страны документ должен гарантировать системе образования эволюционный путь развития. Он призван содействовать повышению престижа педагогической работы и статуса педагога, развитию государственно-частного партнерства в сфере образования, помогать раскрытию и реализации инициативы.
Редакция газеты «Гродненская правда»