Виталий Салей и его «Прынёманскае сяло»: о человеке - легенде гродненской журналистики

Есть люди-легенды. Каждый в своем деле. Виталий Салей – один из них. Это настоящая легенда гродненской журналистики. Человек, который отдал любимой профессии четыре десятка лет. Двадцать из них вел одну из самых популярных в свое время радиопрограмм «Прынёманскае сяло» – рассказывал о достижениях сельского хозяйства, простых тружениках деревни, их ежедневном труде и заботах. Помнил каждого героя. А в поисках интересных сюжетов объехал все уголки области.

Проба пера

Он пришел в журналистику почти случайно. Но именно она стала его призванием, делом всей жизни. Той сферой, где он стал настоящим Профессионалом.

Скан_20190610 - копия (3).jpg

Окончив школу уже после войны, поступил в пединститут на физико-математический факультет. Но время было непростое, денег не хватало, и юноша решил пойти работать. Так, он в 1954 году пришел в гродненскую районную газету. Сначала литсотрудником, а позже – заведующим сельхозотделом. Именно это направление стало ему особенно близким. На все сорок лет журналистской деятельности.

Были и другие пробы пера. В семейном архиве хранятся пожелтевшие страницы газеты «Советская родина» за 1959 год: в нескольких номерах напечатан рассказ Виталия Климентьевича «Поединок». Это была его дань памяти Победе в Великой Отечественной войне, история мужества, противостояния злу, история подвига. Рассказ во многом автобиографичен – о мальчишке Алеше, которого увезли на работы в Пруссию, но ему удалось сбежать и примкнуть к лагерю партизан. Виталия Салея подростком тоже вывезли на принудительные работы в Восточную Пруссию. Он также бежал. Правда, эта попытка не была удачной: мальчишку поймали и отправили в Германию. 

Как вспоминал в разговорах сам Виталий Климентьевич, условия в Восточной Пруссии были нечеловеческими: даже в морозы спать приходилось на голом бетонном полу. А в Германии ему дали ухаживать за хозяйской лошадью. Она и стала его главным другом: бывало, сам не доедал, но приносил ей кусочек хлеба или сахара. На родину Виталий Салей вернулся уже после войны.

Москвич. Репортер. Дорога

Почти после десяти лет работы в газете, в 1963 году, Виталия Салея пригласили на Гродненское областное радио, где он стал автором еженедельной передачи «Прынёманскае сяло». Здесь работал сначала старшим редактором. Уже опытным и известным журналистом Виталий Салей получил высшее образование: в 1972 году окончил отделение журналистики Высшей партийной школы при ЦК КПСС. С 1978 года работал заведующим отделом Комитета по телевидению и радиовещанию, одновременно исполнял обязанности заместителя главного редактора областного радио.

Виталий Климентьевич не был, что называется, кабинетным работником. Куда больше он любил командировки в районы, живое общение. Брал «Репортер» с микрофоном – и в дорогу. На своем личном «Москвиче» объездил все районы. Он знал по имени-отчеству всех председателей, агрономов, специалистов…

Скан_20190610 - копия (2).jpg

Знали, конечно, и его. Как автора потрясающих передач с тонким пониманием сельской жизни, искренним переживанием. В одной из командировок, пока Виталий Салей общался в поле с кем-то из специалистов, к нему подошла женщина и говорит: «Знаете, я так люблю ваши передачи! Прихожу с работы домой и, пока ее не послушаю, не иду ничего по хозяйству делать». Не об этом ли мечтает каждый журналист? Быть нужным своему слушателю, зрителю и читателю.

– Если днем в командировке, то вечером и по ночам папа работал дома. Мама отправляла нас спать, чтобы не мешали. А мы заглядывали к нему в кабинет в приоткрытую дверь и видели – на столе стоит микрофон, папа пишет, потом наговаривает текст, прослушивает – не нравится – что-то черкает, снова наговаривает, слушает… Оттачивал каждое слово! – рассказывает дочь.

Такое отношение к слову и факту подмечали и коллеги Виталия Салея.

На радио я пришла в 1990 году, еще совсем юной. Тогда и увидела нашу «старую гвардию», познакомилась с Виталием Климентьевичем, человеком интеллигентным, немногословным, – делится воспоминаниями Светлана Пикуля, режиссер телерадиокомпании «Гродно». – У него многому можно было поучиться. Главное – отношению к тексту. Проверял каждое слово, каждую новость, очень любил конкретность, чтобы все было правильно. Это человек дела, человек своей профессии. То, чему я училась у него, помогает и сегодня. Потому что это классика подхода в профессии.

Светлана называет его подход «мужским», основательными в выборе тем для передач. А чтобы быть максимально точным и интересным, он сам старался вникнуть во все, разобраться, изучить. Живо интересовался всем, что касалось сельского хозяйства. В домашнем архиве сохранились вырезки из костромской, псковской, ставропольской газет со статьями, касавшимися сельского хозяйства и описывавшими передовой опыт в этой сфере республик бывшего СССР. Некоторые – даже с его пометками на полях. Многое он использовал в работе.

Скан_20190610 - копия.jpg

Интересные у него были передачи-портреты. Не только о руководителях, но и о простых тружениках села, передовиках сельского хозяйства. Одна из них была посвящена человеку, имя которого сегодня знают все жители области – Герою Беларуси Александру Дубко. А тогда – председателю колхоза «Прогресс», который славился на весь Советский союз.

Не менее известными были и его передачи. В 20-минутной программе «Прынёманскае сяло» находила отражение вся жизнь сельчан: наряду с очерками о людях, репортажами с производства разговор шел о сельской медицине и образовании, деятельности сельских Советов. Материалы Виталия Салея часто звучали в белорусскоязычной программе Белостокского радио. Он готовил для журналистов Белостока интервью и репортажи на польском языке. Не менее тесное сотрудничество было налажено с коллегами из Калининграда.

Поэзия полей

Не чужд ему был и некий романтизм, лиризм. Например, возвращаясь из командировки, Виталий Салей нередко останавливался и записывал звуки природы: шум колосьев на ветру со стрекотом насекомых и пением птиц, журчание ручейков… Потом использовал это для фона в своих передачах. А еще его передачи завершали песни. Записывал самодеятельные коллективы районов, любил ставить песни советских композиторов, которые были на слуху и трогали сердце: «Деревенька моя», «Под крышей дома своего», «Родительский дом» и многие другие. А порой удивлял слушателей зарубежными хитами.

О песнях для передач вспоминал в одном интервью председатель Белтелерадиокомпании Иван Эйсмонт, племянник Виталия Салея.

– Мой дядя Виталий Салей работал на радио в Гродно. Когда я приезжал погостить, он часто брал меня с собой. Смотрел, как он склеивал ленту, я так понимаю, это монтировались репортажи. Были у него чемоданчик, магнитофон, микрофон раздвижной, на который я все время смотрел и боялся до него дотронуться. Потом, когда подрос, привозил ему популярную советскую и зарубежную музыку, а он ставил ее в передачи, – вспоминает Иван Эйсмонт.

То общение с Виталием Климентьевичем оказалось для самого Ивана Эйсмонта судьбоносным – пусть и не сразу, но он также связал свою жизнь с журналистикой.

В жизни, с коллегами Виталий Салей был очень интеллигентным, уравновешенным и не давал волю эмоциям. Александр Бакурский, ведущий инженер радиовещательного оборудования телерадиокомпании «Гродно», вспоминает, как однажды Виталий Климентьевич поехал в командировку прямо из дому и оборудование специалистами не было проверено как следует. «Репортер» сыграл с ним злую шутку: записал речь растянуто. Выяснилось это уже в Гродно. Столько материала пропало! Но Виталий Салей, хотя, может, в душе у него и бушевал ураган эмоций и переживаний, виду не подал. Он был профессионалом. Умел выходить из сложных ситуаций.

Скан_20190610 (3).jpg

Его время

«Алеша уже давно решил, что после войны, если только останется жив, обязательно станет механизатором. И теперь он ясно представил себе, как в первый раз сядет на трактор, и тот, послушный его рукам, борозду за бороздой будет приводить в порядок истоптанную врагами, запущенную за время войны родную землю», – словно второго себя описывал Виталий Салей в рассказе «Поединок». Ему была особенно близка жизнь села. Ведь он вырос рядом с этими трудолюбивыми людьми. Уже имея свою семью, часто ездил к родным в деревню, брал лопату в руки – и в огород. Любил работать на собственной даче, куда ездил до последних дней.
Еще одной его страстью были путешествия. Бывало, вечером в пятницу садились всей семьей в «Москвич» – и в Калининград, к морю. Этот город он любил почти так же сильно, как родной Гродно. Часто бывала семья и в Евпатории. А из всех путешествий обязательно привозили саженцы. Поэтому сейчас у каждого растения на даче есть своя история.

Любовь к профессии, живой интерес ко всему, что происходит в мире, сохранились у Виталия Климентьевича и на пенсии. Таким он был всю жизнь. Как вспоминают его родные, с дачи нужно было обязательно вернуться к 20.00: папа не мог пропустить новости. Как же он не будет знать, чем живет его страна?

А еще он очень много читал, всю жизнь интересовался историей, покупал книги. Домашняя библиотека то и дело пополнялась новыми изданиями. На заслуженном отдыхе ходил в библиотеку, просил родных принести что-то интересное по истории, Великой Отечественной и Гражданской войнам – его пытливый ум не знал покоя.

…Виталия Салея не стало в январе этого года. Он ушел в возрасте 88 лет. По паспорту. А на самом деле – на 91-м году жизни. Но где-то в архивах остались огромные бобины с пленкой, на которой он рассказывает о том, что любил больше всего – свою родину, ее трудолюбивых людей, свое «Прынёманскае сяло».

Наша справка:

♦ Виталий Салей родился 29 марта 1930 года в деревне Кунцовщина Гродненского района. До начала войны учился в Лашанской 6-летней школе.
♦ Во время немецкой оккупации 17 марта 1943 года вместе с родителями был вывезен на принудительные работы в Восточную Пруссию.
♦ После окончания войны учился в Индурской семилетней школе, железнодорожной школе №1 города Гродно.
♦ Член союза журналистов БССР и СССР.
♦ Виталий Салей получил 21 награду, в том числе семь медалей и пять Почетных грамот Белтелерадио и Гостелерадио СССР. Постановлением Гродненского облисполкома и президиума облсовпрофа награжден знаком «Победитель социалистического соревнования 1975 года».