Встречался с Машеровым, прошел войну и хранил 6 орденов. Как реки устроили судьбу Ивана Микуловича

Иван Федорович Микулович был человеком непростой судьбы.

Иван Федорович служил в понтонных частях. Взрывал и строил мосты, налаживал переправы. То есть всегда был под огнем противника. Поскольку именно переправы решали судьбы многих битв. А сами понтонеры чаще всего находили вечный покой не в земле, а в речной воде.
Родился он в Борисовском районе в крестьянской семье. Учился в Староборисовском зоотехническом техникуме, работал на Борисовском чугунно-литейном заводе «Пролетарский молот». Окончил учительские курсы. Был учителем физики и математики в Неманицкой школе Борисовского района.
В начале сорокового года был призван в армию и опять учился. На этот раз в Гомеле на шофера. Со своей частью был отправлен на советско-финскую войну. Но пока ехали, война закончилась. В итоге в сорок первом попал в 7-й отдельный понтонно-мостовой батальон. С тех пор его военная дорога пролегала от переправы до переправы...

Участвовал в освобождении Бессарабии. Тут в городе Сороки политрук роты и встретил воскресенье 22 июня 1941 года.
– Офицеры жили в городе на квартирах, а я в палатке с солдатами. Когда в воскресенье утром нас подняли по тревоге, солдаты шутили: «Какая форма одежды? Повседневная или выходная?». Через несколько минут началась бомбежка, и вопросы отпали сами собой, – вспоминал Иван Федорович.
Ивана избрали ответственным секретарем комсомольского бюро батальона. И тут же дали поручение: взорвать мост через Днестр в городе Рыбница непременно вместе с техникой врага, который уже наступал.
– Заминировали и стали ждать. Когда на мост въехали три немецких танка и орудие, я повернул ручку дистанционного устройства ПМК. Мост рухнул в воду. Это был, можно сказать, мой «первенец». В то время даже не мог представить, сколько мне предстоит взрывать мостов и сколько строить переправ.

При отступлении наших частей тяжелее всех было понтонерам, которые всегда уходили последними. Они должны были построить переправу, пропустить по ней войска, чаще всего под шквальным огнем, затем, погрузив понтоны на машины, успеть уйти. Так было на реках Миус, Дон, Северный Донец.
– Командир батальона приказал мне провести паром с танком и трактором. Катером управлял Николай Коптин. Немцы уже захватили плацдарм чуть ниже по течению и били по нашим паромам прямо с берега. А с воздуха нас просто расстреливали самолеты. Помню, залез я под трактор, чтобы укрыться от пуль. А Николай стоял у штурвала. Его прошила очередь. Катер и паром замерли посреди реки, как раз напротив того места, где были немцы. Пришлось прыгать в воду и плыть к берегу.
Вот тогда, может быть, Иван Федорович поверил в судьбу. На берег выбрались благополучно. Рядом, на опушке леса, был хутор. Но там уже развернулся санитарный батальон, места промокшим понтонерам не было. Пришлось уходить в лес. В этот момент немецкий самолет сбросил на хутор четыре бомбы. Погибли все, кто там был. До единого.

От реки к реке. От берега к берегу. Для понтонщиков ширина реки в то время не измерялась метрами. Она измерялась количеством снарядов, которые накрывали переправу.
Чтобы погрузить понтон в кузов, нужны были минимум двенадцать человек. Чтобы вытащить катер на берег – еще больше. В батальоне было 170 автомобилей, которые нужно было обслужить и заправить.

– На берегу появился грузовик, кузов его был полностью набит... книгами. Ко мне подошел гражданский человек, которого, как мне показалось, я где-то встречал. Попросил переправить его имущество на другой берег Дона. Тут только я узнал его по портрету в книге «Тихий Дон», которую прочитал перед самой войной. Это был Шолохов. После войны, в начале семидесятых годов, мы опять встретились. Сидели рядом на пленуме ЦК КПСС. Вспомнили тот случай. Шолохов поблагодарил за то, что я спас его библиотеку...
23 августа прибыли в Сталинград. Город и Волгу уже бомбили. Поэтому работали опять же по ночам. За несколько ночей переправили на левый берег больше тридцати тысяч жителей. Обратно перевозили сибирские дивизии.
Отработав на Волге, опять перебрались на Дон. Сначала в результате тяжелого боя создали небольшой плацдарм на правом его берегу. Потом стали строить «невидимый» мост.
– Это был подводный мост, 15-20 сантиметров ниже уровня воды. Строили, как всегда, по ночам. Над Доном летала «рама», фотографируя все, что происходило на реке. Но наш мост немцы долго не могли обнаружить. Тем более, что параллельно мы строили ложные мосты из бочек и бревен. Их днем разбивали в щепки. Обнаружили наше подводное сооружение только за три дня до наступления. Сбросили несколько сотен бомб, но не было ни одного прямого попадания.
Утром 19 ноября 1942 года артиллерия начала массированную артподготовку, которая длилась много часов подряд. Забурлил Сталинградский котел. По подводному мосту двинулась техника и пехота. Это был настоящий праздник понтонеров.
Утром 19 ноября 1942 года артиллерия начала массированную артподготовку, которая длилась много часов подряд. Забурлил Сталинградский котел. По подводному мосту двинулась техника и пехота. Это был настоящий праздник понтонеров.

Его часть участвовала в окружении группировки фельдмаршала Паулюса. Тогда главная задача была – минировать все подходы, чтобы на помощь окруженным немецким войскам не пробился генерал Монштейн.
После трехмесячной учебы в Нахабино под Москвой Иван Федорович стал командиром части, название которой звучит как песня: отдельный легкопереправочный парк первой гвардейской инженерной штурмовой бригады резерва главного командования. Правда, в резерве долго не пришлось скучать. Участвовал в первой попытке взятия Витебска. После переформирования в Домодедово – опять фронт. При переправе через реку Нарев, что в Белостокской области, был ранен осколком.
После трехмесячной учебы в Нахабино под Москвой Иван Федорович стал командиром части, название которой звучит как песня: отдельный легкопереправочный парк первой гвардейской инженерной штурмовой бригады резерва главного командования. Правда, в резерве долго не пришлось скучать. Участвовал в первой попытке взятия Витебска. После переформирования в Домодедово – опять фронт. При переправе через реку Нарев, что в Белостокской области, был ранен осколком.
Участвовал в штурме Кенигсберга. Как всегда на реке. Как всегда на переправе.
Закончил войну Иван Микулович в звании капитана.