Взрывали машины и минировали мосты. Как на Гродненщине в Великую Отечественную спецгруппа «Стойкие» добывала ценные сведения и вела «рельсовую войну»

 Взрывали машины и минировали мосты. Как на Гродненщине в Великую Отечественную спецгруппа «Стойкие» добывала ценные сведения и вела «рельсовую войну»

В годы Великой Отечественной войны за линией фронта наряду с партизанами свои боевые задачи выполняли спецгруппы. Одно из таких подразделений, спецгруппа НКГБ БССР «Стойкие», действовала в Волковысском и Свислочском районах.

Приказ получен

В ночь с 6 на 7 октября 1943 года из подмосковного аэродрома за линию фронта вылетел военно-транспортный самолет. На его борту находилась разведывательно-диверсионная группа «Стойкие», которую возглавлял майор Иван Поворознюк. С ним летели еще 7 человек: его заместитель Константин Груздев, Алексей Никаноров, Михаил Гусаков, Гавриил Климович, Николай Иванов, Павел Чернышев и 18-летняя радистка Валентина Кузина. Места, где им предстояло базироваться, были знакомы командиру спецгруппы по довоенной службе. В июне 1941 года старший лейтенант Поворознюк проходил службу в 36 кавалерийской дивизии 6-го кавалерийского корпуса, которая дислоцировалась возле Волковыска.

поворознюк.jpg
Командир спецгруппы«Стойкие» И.Г. Поворознюк

Константин Груздев тоже был знаком с этими местами, так как до войны работал следователем Гродненского уездного отдела НКВД Белостокской области. В состав десантников включили людей, имевших опыт партизанской войны в тылу врага. Кроме оружия бойцы везли с собой в вещмешках газеты, запас продовольствия и радиостанцию для связи с центром.

К месту назначения

Десантировалась группа удачно: ее встретили партизаны. Но вскоре выяснилось, что приземлились они намного южнее заданного района высадки. Радистка Кузина передала первую радиограмму в Москву и приняла указание центра – группе перейти в район Волковыска. После встречи с командиром Брестского соединения Сергеем Сикорским, который выделил проводников, десантники на подводах двинулись к месту назначения. По прямой до Волковыска было примерно 150 километров, но им предстояло пройти по лесным тропам и болотам, мимо немецких гарнизонов, через охраняемые железные дороги и шоссе. По пути в бригаде «Советская Белоруссия» Поворознюк встретил и принял в группу сослуживцев по 36-й кавдивизии – лейтенанта Алексея Соловьева и младшего лейтенанта Григория Кожемяка. В группу также зачислили Ивана Жаворонка, до войны проживавшего недалеко от Волковыска в деревне Дыхновичи и хорошо знавшего местность, бывшего участкового уполномоченного Свислочского РО НКВД Николая Русака, а также партизан Ивана Гончаренко, Василия Кузина и Сергея Липова.

кузина.jpg
Радистка спецгруппы «Стойкие» В. Кузина

Шли под откос эшелоны

Только 17 ноября группа «Стойкие» вышла к деревне Малые Гринки, располагавшейся на окраине Беловежской пущи. Поначалу устроились в 7 километрах от Волковыска, на хуторе Зигмунтово, в семье местных жителей Апановичей. Постепенно организовали сеть связных, которые приносили разведданные из Волковыска. Все добытые сведения о противнике передавались по рации в Москву. Десантники начали проводить диверсии на железной и шоссейных дорогах. В ночь с 10 на 11 декабря Жаворонок, Махонько и Гончаренко сожгли в государственном имении склад, сгорело 12 тысяч пудов зерна. В ночь с 26 на 27 декабря десантники установили мину между станциями Свислочь и Семеновка, отправили под откос платформы с танками. 27 декабря бойцы с помощью взрывчатки повредили мост вблизи железнодорожной станции Андреевичи. 30 декабря Русак, Чернышев и Гончаренко вывели из строя водокачку на станции Свислочь, а на следующий день в нескольких километрах от станции на мине подорвался эшелон с цистернами бензина. Но основной деятельностью группы являлась разведка: сбор данных о состоянии вражеских гарнизонов, аэродромов, о передвижении немецких войск и техники по железной дороге в этом районе.

На пути к Белостоку

В начале февраля 1944 года Поворознюк получил приказ о передислокации группы к Белостоку. Группа «Стойкие» отправилась на новое место. К группе присоединились Григорий Манжура из отряда имени Кирова и двое партизан-проводников, знающих местность. 12 февраля, направляясь из деревни Праздники к станции Андреевичи, группа днем остановилась на хуторе, который окружили каратели. В жестоком бою геройски погибли командир группы Поворознюк, бойцы Соловьев, Русак, Иванов, Жаворонок, Махонько, Манжура, Шелест. Несколько человек, в том числе Груздев, были ранены. Лишь под покровом ночи бойцам удалось оторваться от врага и вернуться на базу.

Важные сведения

После гибели Поворознюка группа, которую возглавил капитан Константин Груздев, продолжала выходить на диверсии и вести разведку в Волковыске и Свислочи. С приближением фронта важно было добыть сведения о расположении линии обороны врага, его баз, складов, узлов связи и аэродромов – эти объекты бомбила советская авиация. Также в центр передавались сведения о вооруженных формированиях польской Армии Крайовой, действовавших в этом районе. Постоянно шла борьба с немецкими спецслужбами, которые выявляли подпольщиков и партизанских связных. Весной 1944 года немцы несколько раз предпринимали попытки окружить и уничтожить партизан в Ружанской пуще, но безуспешно.


груздев.jpg
Зам. командира спецгруппы «Стойкие» К.А. Груздев

«Рельсовая война»

23 июня 1944 года началась наступательная операция «Багратион», в ходе которой происходило освобождение Беларуси. Накануне операции партизаны совершили диверсии на железных дорогах. Из воспоминаний Константина Груздева: «…в ночь с 19 на 20 июня 1944 года по указанию ЦК КП(б)Б и БШПД все партизанские бригады, отряды и отдельные десантные разведывательно-диверсионные группы вышли на железнодорожные магистрали противника для проведения 3-го заключительного этапа «рельсовой войны». Вместе с кировцами на участке дороги Брест – Барановичи, близ станции Бронная Гора, вышла группа наших подрывников. Они вывели из строя более 200 рельсов».

В начале июля группа «Стойкие» действовала уже в прифронтовой зоне. В районе Свислочи и Порозово отступали войска вермахта, по которым наносили удары партизаны: из засад нападали на немцев, взрывали автомашины, минировали мосты. По воспоминаниям Константина Груздева, группа подрывников под командованием Пронина возле хутора Клетиск, находившегося южнее Свислочи, подорвала 12 июля немецкий автотягач, тянувший артиллерийское орудие к фронту. Второй автотягач с орудием на шоссе Беловежа – Свислочь, западнее деревни Великие Гринки, подорвала группа Бириллова.

минеры закладывают взрывчатку.jpg
Минеры «Стойких» закладывают взрывчатку

В ночь с 15 на 16 июля Климович и Клинцевич подорвали мост через реку Колонку возле деревни Праздники. На дорогах образовались пробки, чем пользовались советские штурмовики, наносившие удары с воздуха по скоплениям немецких войск. Это были последние боевые операции десантников. Красная Армия продолжала наступление, и 17 июля 1944 года был освобожден Свислочский район.

За время пребывания в тылу врага разведывательно-диверсионная группа «Стойкие» пустила под откос 3 эшелона, взорвала 7 автомобильных и железнодорожных мостов, 400 метров железнодорожных путей, а также 11 немецких автомобилей и мотоциклов.

памятник спецгруппе в Порозово.jpg
Памятник погибшим участникам группы «Стойкие» в г.п. Порозово Свислочского района

Редакция газеты «Гродненская правда»