Кто был лучшим игроком в нашей команде? Команда
Имя нашего земляка гродненца Ивана Едешко в 1972 году зазвучало на весь мир: именно он стал автором того самого «золотого паса» Александру Белову, который за три секунды до окончания игры принес сборной СССР победу и звание олимпийского чемпиона по баскетболу. Позже этот случай войдет в десятку лучших спортивных моментов, а разыгрывающий Иван Едешко – в пятерку лучших игроков столетия. А еще этот факт ляжет в основу спортивной драмы «Движение вверх» Антона Мегердичева, которая вышла на экраны в 2017 году. Фильм тоже рекордсмен: он стал одним из самых кассовых российских фильмов в истории современного российского кинопроката.
Про родной Гродно, «Допинг», встречи с Мироновым и многое другое – в нашем интервью с Иваном Едешко: Олимпийским чемпионом 1972 года, бронзовым призером Олимпийских игр 1976 года, чемпионом Универсиады-1970, чемпионом мира-1974, чемпионом Европы-1971 и 1979, заслуженным тренером России и СССР, заслуженным мастером спорта СССР… Даже это далеко не все титулы и награды нашего земляка.
Недавний его приезд в Гродно был связан с эстафетой «Пламя мира» – огонь предстоящего спортивного состязания II Европейских игр Иван Едешко в числе других известных гродненцев пронес по улицам города.
От дворового баскетбола к профессиональному
– Считал и считаю себя русским белорусом. Очень люблю Беларусь, а Гродно считаю одним из самых лучших городов мира. В Москве другая атмосфера. А в Гродно живут близкие мне по духу люди. Чем старше становлюсь, тем больше тянет на родину, к общению с друзьями и родными. Чувствую и знаю, что я не забыт, меня помнят родные, друзья, простые гродненцы. С радостью узнают и встречают. Здесь отдыхаю мыслями и душой. Брат Евстафий очень любит рыбачить, и мы вместе рыбачим.
Любимые места? Неман. И там, где живут родные и друзья. Сохранился родительский дом, там сейчас живет племянница с семьей. Он находится в самом центре занеманской части города, напротив нынешней филармонии. Это место когда-то называли «пьяным углом».
Помню, приходя домой, мы «изображали», что делаем уроки, а потом спешили на улицу. Понимаете, мы – другое поколение, у нас были другие ценности. В свободное время искали, где какие секции спортивные есть. Ходили в любые, куда брали. В выходные дни на площадке встречались, и все время находились в движении. Именно там зарождалось стремление быть лучшим. И это, конечно, было одним из элементов мотивации, чтобы действительно сражаться, биться, добиваться. Это стало основным кредо.
Спорта в моей жизни было много: футбол, волейбол, ручной мяч, плавание, настольный теннис, бокс… Сейчас, бывает, тренеры говорят: «Иван, если бы ты остался в нашем виде спорта, ты бы точно стал олимпийским чемпионом». Сложно сказать. Все зависело от того, в какую бы среду ты попал. В 14 лет я подружился с баскетболом.
– То есть начали серьезно тренироваться? Кто стал вашим первым тренером?
– Самый первый мой тренер, баскетбольный специалист Яков Иосифович Фруман. У него впервые увидел, что такое реальный подход к баскетболу, тренировкам и тому, чтобы стать хорошим игроком. А через некоторое время я перешел в детскую спортивную школу, где работал Анатолий Иванович Марцынкевич. И если Яков Иосифович познакомил меня с игрой и тренировками, то уже у Анатолия Ивановича я стал по-настоящему тренироваться. Его и считаю своим первым тренером, который сформировал меня как игрока. Те тренировки были «мужскими», взрослыми. Он сам был известный спортсмен. И великий психолог.
– Это на его могилу вы положили медаль?
– Да. Когда его не стало, я приехал в Гродно и положил на его могилу медаль чемпиона Советского союза. Так было правильно.
Если говорить о нем, вспоминается момент, когда Анатолий Иванович давал нам, как мы считали, «допинг». Это было на чемпионате Беларуси в Минске. Помню, первую половину проигрывали. Он заходит в раздевалку, открывает баночку и каждому дает по таблеточке. Говорит, они помогут собраться, придадут сил, настроение поднимут… Мы выпили таблетки и на самом деле буквально «летали» по площадке. Выиграли тогда. А потом оказалось, это был просто витамин С.
– На встрече со школьниками в городской гимназии вы говорили, что одно из условий достижения цели – труд. Когда были подростком, много тренировались?
–Да. В день по четыре часа тренировок. Сначала два часа в детской спортивной школе, а потом еще столько же тренировался на стадионе «Красное знамя», куда ходил брат Евстафий. Это, конечно, меня сильно продвинуло. Все же в «Красном знамени» тренировался со взрослой мужской командой. И уже в старших классах школы играл за сборную команду ветеранов города Гродно. Помню и первую с ними выездную игру в Польше. Там тренеры сказали, что у меня хорошее будущее.
– Тогда и решили связать жизнь со спортом?
– Спорт тогда был увлечением. Это позже он стал профессией. В то время техническое образование считалось особенно престижным. Сдал вступительные экзамены в РТИ, и меня приняли на факультет, где был недобор, – литейное производство. Параллельно играл за «Спартак». Тренер Вячеслав Кудряшов, видя мои данные к баскетболу, сказал, что лучше быть хорошим тренером, чем плохим инженером. Пора было расставить приоритеты. И я после двух курсов ушел в университет физической культуры.
– В Москву сами хотели уехать?
– Это не я решил. После университета я подлежал призыву на военную службу. Приказом министра обороны вызвали как-то в Москву, предложили остаться, даже жилье и автомобиль обещали. Отказывался. Хотел вернуться в Беларусь. А потом вызвали и говорят: «Так, младший лейтенант, мы вас отпускаем. Но через 10 дней призываем на повышение квалификации офицеров». Хорошо говорю. «А потом через 20 дней мы вас вызываем, и вы поедете на Дальний Восток – как ценный кадр вы нужны нашей армии. Или другой вариант: вы остаетесь в Москве». И я остался.
– На самом деле давали и квартиру, и машину?
– Конечно. А потом… жалел ли я, что остался в Москве? Наверное, уже и нет. Потому что стал олимпийским чемпионом. И я был «королем».
Поэзия игры
– И это была уже другая жизнь, другой круг общения?
– Большой театр, Таганка… Тогда подружились со многими артистами. На Олимпиадах, чемпионатах мира они приезжали к нам, мы часто встречались, и дружба порой продолжалась в Москве. С некоторыми общаемся до сих пор.
Помню случай с Андреем Мироновым. С ним познакомились на Олимпийских играх в Мюнхене. Не могу сказать, что мы стали друзьями, но встречались часто. Как-то с командой после победы в каком-то турнире возвращались из Ленинграда поездом, и я пошел в вагон-ресторан за шампанским. В одном из вагонов вижу – стоит у окна Андрей Миронов. Обрадовались, на обратном пути захожу к нему в купе, открываю дверь, а там Михаил Ульянов. Мы все друг друга знали, но выпить шампанское они отказались наотрез. Потом только я узнал, что у Миронова в то время были проблемы со спиртным. Ульянов в ответ: «Мы не будем». И я, услышав голос Жукова, которого он играл, извинился и ушел. Мне кажется, это одна из последних наших встреч с Андреем.
С Вячеславом Добрыниным дружим примерно с 1978 года. Вместе принимали участие в шоу Андрея Малахова. Был он у меня на 70-летии. Лев Лещенко тогда тоже был. Я приглашал их не как артистов, а как друзей. И в какой-то момент, когда случилась заминка, Лещенко взял все в свои руки и стал ведущим праздника. Даже пел с Добрыниным.
– С Лещенко как вас судьба свела?
– Он – фанат баскетбола. Был вице-президентом команды Московской области. Это настоящий болельщик. Мне даже порой жалко было его, насколько он эмоционально все переживал.
– А еще вы дружны с журналистом и поэтом Сергеем Гапоновым, автором песни «Три секунды до победы»?
– Именно он помог с написанием моей книги «Три секунды и не только…». Да, он автор песен «Три секунды до Победы» и «Олимпийские чемпионы не бывают бывшими», где звучит и моя фамилия. Есть у него стихотворение о ветеранах ЦСКА, где сказано о каждом. Мне понравилось, как написано обо мне: «Нельзя забыть, как мяч метнул Едешко, // Как будто в нераспаханную даль. // И стали нашими орлы и решки, // И золотая Мюнхена медаль!»
– Для вас в баскетболе есть поэзия? Или вы как профессионал видите технику игры?
– Я был «королем паса», так меня называл Александр Гомельский, отец баскетбола, величайший тренер. Он говорил что, я могу залезть в любую кучу и передать пас.
(– В одном интервью Гомельский вспоминал: в свое время он не понимал, что баскетбол должен быть не только результативным, но и зрелищным. Тренер говорил, что он это проглядел. А Иван Едешко смотрел в будущее. И его игра была именно такой: красивой и зрелищной, – рассказывает Элла Едешко, племянница баскетболиста).
– В чем была сильная сторона советской школы баскетбола и команды ЦСКА?
– В команде было семь лучших игроков из разных республик: Грузии, Украины, Беларуси, Казахстана, России… Кто был лучшим игроком? Команда. Мы действительно выигрывали командой! Искусство тренера заключается в том, чтобы доверять игроку делать то, что он умеет делать лучше всех . Именно поэтому мне было доверено совершить передачу в последние три секунды игры с американцами.
Баскетбольный блокбастер
– Пару лет назад на экраны вышел и моментально стал популярным фильм «Движение вверх» о сборной ЦСКА и победе в Мюнхене…
– Бог дважды благословил нас. Первый раз – это те три секунды, которые решили исход игры и принесли нам золото. И второй раз, когда создали фильм «Движение вверх». Победа 1972 года была забыта. Даже на 45-летие этой победы нас никто не поздравил. Фильм «Движение вверх» вернул память о тех событиях. И баскетбол снова стал популярным среди детей.
«Движение вверх» – это настоящий блокбастер чувств. Они очень хорошо показаны у всех героев. Был у нас фильм «Легенда №17», но «Движение вверх» стал круче. Помните легендарное: «Михайлов, Петров, Харламов, на площадку!» Но в фильме показан только Харламов. А в «Движении вверх» – вся наша команда. И это здорово.
– Как вам образ вас самого?
– Меня сыграл актер Кузьма Сапрыкин и, да, он передал меня – в танцах, поведении. Он единственный, кто сам играл в баскетбол, а у остальных актеров были дублеры. Съемки шли в Москве 4,5 месяца, и я почти каждый день приходил, консультировал.
– Иван Иванович, вы активный болельщик?
– Всегда сижу в первых рядах во время матчей Евролиги. И восторгаюсь уровнем современного баскетбола, физической подготовки и взаимодействиями на площадке… Небо и земля. Если бы мы играли с нынешними спортсменами, нам было бы очень тяжело.
А женский баскетбол не люблю. Женщина должна делать наедине три вещи: молиться Богу, заниматься любовью и играть в баскетбол. Потому что это не женское дело – когда они выходят в длинных трусах… Не женственно. Есть только один плюс: высокие девочки находят себя в игре. К тому же, это позволяет заработать на жизнь.
– Сегодня какое место спорт занимает в вашей жизни?
– Мне очень повезло. Когда-то спорт был моим хобби, и я не думал, что буду зарабатывать им. Но хобби превратилось в профессию.
Сегодня в моей жизни на первом месте семья. На втором – профессия. Я все еще востребован, провожу много семинаров для игроков, работаю с детьми как внештатный тренер и провожу мастер-классы. Кроме того, выступаю как лектор и креативный спикер перед детьми и взрослыми, в том числе не спортсменами. На третьем месте – друзья. Дальше – рыбалка, путешествия, отдых. Этим сегодня живу и чувствую себя счастливым.