Как вести бизнес в условиях конкуренции?

Как вести бизнес в условиях конкуренции?

Об этом, а также о повышении конкурентоспособности продукции гродненских предприятий шла речь за «круглым столом» в Гродно

Как вести цивилизованный бизнес в условиях конкуренции, каким образом будут усовершенствованы нормы антимонопольного законодательства Беларуси – об этом, а также о повышении конкурентоспособности продукции гродненских предприятий шла речь за «круглым столом» в Гродно.

В обсуждении вопросов приняли участие члены Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по экономике, бюджету и финансам, директора крупнейших предприятий области.

Директор Департамента ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь Игорь Фомин рассказал о направлениях совершенствования антимонопольного законодательства с учетом международных обязательств.

– Соглашение о принципах конкурентности – это основополагающий документ, в соответствии с которым Беларусь взяла на себя обязательства о создании и передаче полномочий по антимонопольному регулированию наднациональному органу – Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), – рассказал Игорь Фомин. – Одним из основных пунктов передачи этих полномочий является унификация законодательств. Стороны определились, какие нормативные акты будут унифицированы и приведены в соответствие с соглашением о единых правилах и принципах конкуренции.

Основной документ – закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», проект которого подготовлен и внесен в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь. Сейчас он проходит стадию согласования.

– В проекте закона расширены полномочия антимонопольного органа, – пояснил Игорь Фомин. – Определены основные принципы государственной политики в сфере монополистической деятельности и развития конкуренции. Более четко прописано, что действие закона распространяется и на рынок финансовых услуг. Сегодня антимонопольный орган может своим решением подать иск в суд на реорганизацию предприятия, если сделан вывод, что монополия оказывает влияние на конкуренцию на рынке и ее надо разукрупнять. Есть уже серьезные дела с Российской Федерацией по товаропроводящим сетям. Те, кто строит свой бизнес на территории России, должен знать и правильно подходить к законодательству этой страны, понимать последствия своей деятельности.

Одновременно с унификацией законодательства разрабатывается модельный закон о конкуренции. Это единый для трех стран закон, который призван объединить нормы антимонопольного законодательства Беларуси, России и Казахстана в интересах бизнеса. Это тоже является одним из условий передачи полномочий Евразийской экономической комиссии. Сейчас этот закон обсуждается парламентариями каждой из стран. ЕЭК проводила «круглый стол» по модельному закону в Минске.

Важно, что в соответствии с действующим законодательством модельный закон о конкуренции пока будет являться рекомендательным. Началась работа по приведению в соответствие с ним национальных экономик. А в будущем он станет базой для создания кодекса о конкуренции. Когда этот кодекс вступит в силу, он будет являться обязательной нормой в Республике Беларусь. Поэтому сейчас парламентарии Беларуси, России и Казахстана серьезно подходят к обсуждению модельного закона о конкуренции и проекта закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», который в результате будет приведен к нормам международного права.

 По мнению Игоря Фомина, Беларуси при унификации антимонопольного законодательства в ЕЭП не придется поступиться какими-либо принципиальными нормами. В Беларуси базовые принципы в этом направлении унифицированы и сегодня.

Странам еще предстоит пройти несколько переходных этапов. Создается соответствующая нормативная база, определяются полномочия ЕЭК. Идет процесс гармонизации национальных законодательств. Предусматривается также разработка и заключение соглашения о защите конфиденциальной информации.

Об антимонопольном регулировании и создании конкурентной среды в Гродненском регионе рассказал заместитель председателя Гродненского облисполкома Александр Русанов:

– На Гродненщине количество предприятий-монополистов за последние десять лет сократилось более чем в два раза, это уже свидетельствует о нормальной конкурентной среде, – заявил Александр Георгиевич. – В 2002 году в реестре субъектов хозяйствования, которые занимают доминирующее положение на республиканских рынках, значилось 34 предприятия области, сегодня – 20. В настоящее время в реестр преимущественно включены предприятия, которые оказывают коммунальные, бытовые услуги населению, физическим и юридическим лицам и социально значимые услуги. Вместе с тем число предприятий малого бизнеса постоянно растет. Если в начале 2002 года было зарегистрировано 1520 субъектов малого бизнеса, то в начале этого года их число выросло в пять раз и составило более 8 тысяч субъектов хозяйствования. Это довольно неплохой удельный вес в целом по стране – 26 процентов. Думаю, что в текущем году мы достигнем цифры в 30 процентов, на что нацеливают решения правительства.

О необходимости совершенствования законодательства о тендерных закупках говорил в своем выступлении председатель Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Дмитрий Харитончик. Его поддержали генеральный директор ОАО «Гродно Азот» Константин Маянов, генеральный директор ОАО «Гродненский мясокомбинат» Анатолий Гришук и другие руководители предприятий. Успешному ведению бизнеса, в том числе и продвижению продукции на экспорт, сегодня мешают долгосрочные тендерные процедуры, которые затягиваются на месяцы, а порой и на годы. К вопросу о конкуренции это имеет прямое отношение. Упуская время, предприятия теряют деньги.
Редакция газеты «Гродненская правда»