Выгодно ли частнику участие в социальных проектах?

Что из себя представляет такая форма сотрудничества, выясняли представители территориальных органов власти Гродненщины на семинаре «Государственно-частное партнерство: международный опыт и перспективы для Беларуси».
На днях в Гродно проходило выездное заседание Межведомственного инфраструктурного координационного совета, организованного в рамках совместного проекта Европейского союза, Программы развития ООН и Министерства экономики Республики Беларусь «Укрепление национального потенциала в области применения механизмов государственно-частного партнерства в Республике Беларусь». Его основная цель – познакомить участников с тенденциями в реализации инфраструктурных проектов на уровне государственно-частного партнерства.
И, несмотря на то, что принятие профильного законопроекта в Беларуси еще в перспективе, определенные шаги в нормотворчестве уже предприняты. В частности, Министерством экономики подготовлен проект закона «О государственно-частном партнерстве», который будет передан для обсуждения в парламент и принятия соответствующего решения.
Так в чем же суть института государственно-частного партнерства?
Как сообщил собравшимся председатель совета директоров «ТРАНСПРОЕКТ Групп» Виталий Максимов (Россия), это одна из наиболее эффективных новых форм развития и строительства объектов государственной инфраструктуры и управления ей. Стоит отметить, что при реализации проекта объединяются усилия и потенциал двух хозяйствующих субъектов: государства (в форме его собственности) и бизнеса (в виде частнопредпринимательских инициатив). Именно на принципах государственно-частного партнерства в Северной Ирландии были построены такие социальные объекты, как больница скорой медицинской помощи, четыре школы, в Германии – международный аэропорт, в Венгрии – центральная автомагистраль, полигон захоронения твердых бытовых отходов…
По словам представителя Международной финансовой корпорации Сергея Мытарева, с привлечением их средств в рамках государственно-частного партнерства только в прошлом году было реализовано проектов по всему миру более чем на 18 миллиардов долларов.
И если интерес государства в подобной форме сотрудничества понятен – будут появляться необходимые для общества социальные объекты, так в чем же резон участия частного бизнеса в реализации проектов?
Как пояснил начальник центра государственно-частного партнерства ГНУ «Научно-исследовательский экономический институт» Министерства экономики Республики Беларусь Дмитрий Березовский, заинтересованность как национальных, так и зарубежных инвесторов объясняется потенциальными возможностями инвестировать крупные средства на длительный срок в конкретные объекты и получать от таких вложений стабильный гарантированный доход на протяжении ряда лет. К примеру, капитальные вложения инвестора в строительство больницы скорой помощи в Северной Ирландии составили 276 миллионов фунтов стерлингов. До ввода объекта в эксплуатацию государство не несло никаких затрат и только с момента его открытия начало перечислять по 13 миллионов фунтов ежегодно. Соглашение рассчитано на 30 лет, в течение которых инвестор будет ежегодно получать гарантированную сумму. После возврата с определенным плюсом своих инвестиций и выполнения обязательств социальный объект передается государству. Словом, выгодно всем: инвестору, власти, реализующей социальный проект, и главное, – населению, получающему в пользование нужный объект.
Похожие схемы реализации аналогичных инициатив могут появиться и в Беларуси. По словам собеседников, в них уже назрела необходимость. В частности, сформированы предложения по строительству и реконструкции социальных объектов в стране на сумму в три миллиарда долларов. И частный бизнес готов приступить к их реализации.
Например, компания Kapsch TrafficCom реализует заказ на создание национальной электронной системы взимания оплаты за проезд большегрузов по трассе М1 в Беларуси.
Таким же образом с привлечением частного капитала при участии государства могут появляться новые детские сады, школы, бассейны и другие социально значимые объекты.
Наша справка
Страны и секторы, где проекты государственно-частного партнерства наиболее успешны:
Австралия: транспорт, системы жизнеобеспечения городов.
Великобритания: школы, госпитали, тюрьмы, оборонные объекты и дороги.
Ирландия: дороги и городские транспортные системы.
Испания: платные дороги и системы жизнеобеспечения городов.
Канада: энергетика, транспорт, защита окружающей среды, водные ресурсы, канализация, рекреативные объекты, информационные технологии, здравоохранение и образование.
Нидерланды: общественное жилье и система жизнеобеспечения городов.
США: проекты, объединяющие природоохранную деятельность, коммерческие интересы, жизнеобеспечение сельских населенных пунктов.
На днях в Гродно проходило выездное заседание Межведомственного инфраструктурного координационного совета, организованного в рамках совместного проекта Европейского союза, Программы развития ООН и Министерства экономики Республики Беларусь «Укрепление национального потенциала в области применения механизмов государственно-частного партнерства в Республике Беларусь». Его основная цель – познакомить участников с тенденциями в реализации инфраструктурных проектов на уровне государственно-частного партнерства.
И, несмотря на то, что принятие профильного законопроекта в Беларуси еще в перспективе, определенные шаги в нормотворчестве уже предприняты. В частности, Министерством экономики подготовлен проект закона «О государственно-частном партнерстве», который будет передан для обсуждения в парламент и принятия соответствующего решения.
Так в чем же суть института государственно-частного партнерства?
Как сообщил собравшимся председатель совета директоров «ТРАНСПРОЕКТ Групп» Виталий Максимов (Россия), это одна из наиболее эффективных новых форм развития и строительства объектов государственной инфраструктуры и управления ей. Стоит отметить, что при реализации проекта объединяются усилия и потенциал двух хозяйствующих субъектов: государства (в форме его собственности) и бизнеса (в виде частнопредпринимательских инициатив). Именно на принципах государственно-частного партнерства в Северной Ирландии были построены такие социальные объекты, как больница скорой медицинской помощи, четыре школы, в Германии – международный аэропорт, в Венгрии – центральная автомагистраль, полигон захоронения твердых бытовых отходов…
По словам представителя Международной финансовой корпорации Сергея Мытарева, с привлечением их средств в рамках государственно-частного партнерства только в прошлом году было реализовано проектов по всему миру более чем на 18 миллиардов долларов.
И если интерес государства в подобной форме сотрудничества понятен – будут появляться необходимые для общества социальные объекты, так в чем же резон участия частного бизнеса в реализации проектов?
Как пояснил начальник центра государственно-частного партнерства ГНУ «Научно-исследовательский экономический институт» Министерства экономики Республики Беларусь Дмитрий Березовский, заинтересованность как национальных, так и зарубежных инвесторов объясняется потенциальными возможностями инвестировать крупные средства на длительный срок в конкретные объекты и получать от таких вложений стабильный гарантированный доход на протяжении ряда лет. К примеру, капитальные вложения инвестора в строительство больницы скорой помощи в Северной Ирландии составили 276 миллионов фунтов стерлингов. До ввода объекта в эксплуатацию государство не несло никаких затрат и только с момента его открытия начало перечислять по 13 миллионов фунтов ежегодно. Соглашение рассчитано на 30 лет, в течение которых инвестор будет ежегодно получать гарантированную сумму. После возврата с определенным плюсом своих инвестиций и выполнения обязательств социальный объект передается государству. Словом, выгодно всем: инвестору, власти, реализующей социальный проект, и главное, – населению, получающему в пользование нужный объект.
Похожие схемы реализации аналогичных инициатив могут появиться и в Беларуси. По словам собеседников, в них уже назрела необходимость. В частности, сформированы предложения по строительству и реконструкции социальных объектов в стране на сумму в три миллиарда долларов. И частный бизнес готов приступить к их реализации.
Например, компания Kapsch TrafficCom реализует заказ на создание национальной электронной системы взимания оплаты за проезд большегрузов по трассе М1 в Беларуси.
Таким же образом с привлечением частного капитала при участии государства могут появляться новые детские сады, школы, бассейны и другие социально значимые объекты.
Наша справка
Страны и секторы, где проекты государственно-частного партнерства наиболее успешны:
Австралия: транспорт, системы жизнеобеспечения городов.
Великобритания: школы, госпитали, тюрьмы, оборонные объекты и дороги.
Ирландия: дороги и городские транспортные системы.
Испания: платные дороги и системы жизнеобеспечения городов.
Канада: энергетика, транспорт, защита окружающей среды, водные ресурсы, канализация, рекреативные объекты, информационные технологии, здравоохранение и образование.
Нидерланды: общественное жилье и система жизнеобеспечения городов.
США: проекты, объединяющие природоохранную деятельность, коммерческие интересы, жизнеобеспечение сельских населенных пунктов.