Фермерам в занятии козоводством и овцеводством нужна поддержка

Фермерам в занятии козоводством и овцеводством нужна поддержка

Фермерам в занятии козоводством и овцеводством нужна поддержка.

Полтора десятка лет назад семья Снежко, продав квартиру в Гродно, возвратилась на свою малую родину – Ошмянщину. Сначала Татьяна пошла работать по специальности – она профессиональный музыкант, баянист. Когда в семье родился первенец Илья, не стала нарекать на небольшую зарплату культработника. Вместе с мужем Олегом решили: всего добьемся сами. И сферу для решения финансовых проблем выбрали трудоемкую и непростую – сельское хозяйство. Завели большое подсобное хозяйство: кроликов, кур, коз, овец, свиней, коров. Но фермером, вспоминает Татьяна, поначалу она становиться не собиралась. После рождения Насти и Миланы задумали строить дом в деревне Повишни – не век же жить с родителями. Нужны были средства, и они нашли, как заработать.

Постепенно в домашнем хозяйстве стало 12 коров, ведь стабильный доход приносило только молоко, которое сдавали на Ошмянский сыродельный завод. Дойное стадо увеличивалось, для коров нужны были помещения. А потому Татьяна обратилась в райисполком, чтобы выкупить у сельхозпредприятия неэксплуатируемую полуразвалившуюся ферму. Там ей и посоветовали зарегистрировать фермерское хозяйство и стать его главой.

За пять фермерских лет Снежко отремонтировали старую ферму, построили новую, купили технику. Сейчас крайне необходим трактор МЗ-82, в лизинг или в кредит, но решить этот вопрос пока не получается.

– Расширяемся, для молока купили специальное холодильное оборудование, теперь продукция от нас поступает на сыродельный завод охлажденной, – рассказывает Татьяна Снежко. – Словом, у нас крупнотоварное производство. Но молоко мы сдаем по той же цене, что и население, а не по той, которая установлена для сельхозпроизводителей – юридических лиц. То же и с покупкой сельхозтехники.

Корма для животных, топливо для техники – все покупают фермеры по рыночной цене.

Они никаких льгот не просят – только бы уравняли их с сельхозпредприятиями.

Прошлой осенью Татьяне Снежко удалось взять в аренду у местного сельхозпредприятия земли – планируют использовать под сенокос и пастбища. Тех 37 гектаров, которые были у фермеров до сих пор, чтобы накормить все увеличивающееся стадо животных, явно не хватало.

Основной доход, как и прежде, за счет крупного рогатого скота. Чего не скажешь о козах и овцах.

 – С козами много забот – доить их приходится вручную. Да и в питании эти животные привередливы.

Поэтому в хозяйстве Снежко ограничилась 50 козами, чтобы было питательное молоко для своей семьи, для родных. Излишки сдают на Ошмянский сыродельный завод. Хотя надеялись на большее, ведь их фермерское хозяйство было включено в республиканскую программу по племенному делу в животноводстве в разделе «Племенное овцеводство и козоводство». Программа вышла на завершающую стадию, но ощутимого эффекта фермер не почувствовала. Нет помощи ни с племенным молодняком, ни с реализацией продукции козоводства и овцеводства.

 А ведь занятие не из простых. Овчины, к примеру, надо высушить и правильно сохранить, шерсть вымыть, расчесать, отделить ту, которая пригодна для валяния, от той, которая пойдет для прядения нити. Когда посчитали затраты, оказалось, что они выше возможных доходов. Выходит, что дешевле шкуры и шерсть после стрижки утилизировать.

Овец сейчас в фермерском хозяйстве «Снежко» более трехсот. Ягнят и овечий молодняк охотно покупают жители Ошмянского и соседних районов.

Фермеры думают идти дальше, надеясь построить перерабатывающий цех, чтобы и «золотое руно» их овец шло в дело. Но здесь им нужна поддержка не только на словах. Тем более, что отечественная промышленность нуждается в овечьей шерсти и овчинах. Об этом шла речь на семинаре, организованном в рамках упомянутой выше республиканской программы. Но дальше разговоров дело не пошло.
Редакция газеты «Гродненская правда»