Что делать, если купил товар ненадлежащего качества?

Что делать, если купил товар ненадлежащего качества?

Одним из основных прав потребителей является право на надлежащее качество товаров.

К сожалению, нередки случаи обнаружения покупателями недостатков в приобретенном товаре. Для таких случаев законом Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» определен механизм защиты нарушенных прав покупателей.

Согласно п. 1 ст. 20 закона в числе требований, которые потребитель вправе предъявить в случае реализации ему товара ненадлежащего качества, требование о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара.

В соответствии с п. 1 ст. 21 закона указанное требование потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю, поставщику, представителю ремонтной организации) в течение гарантийного срока или срока годности товара. 

В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены либо гарантийные сроки которых составляют менее двух лет, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки обнаружены в течение двух лет со дня передачи таких товаров продавцом потребителю, а в отношении недвижимого имущества - в течение трех лет со дня его передачи продавцом потребителю, если более длительные сроки не установлены законодательством, техническими регламентами Таможенного союза, техническими регламентами Евразийского экономического союза и (или) договором.

В силу п. 1 ст. 22 закона обнаруженные недостатки товара должны быть устранены продавцом безвозмездно и незамедлительно. Если устранить недостатки товара незамедлительно не представляется возможным, максимальный срок их устранения не может превышать 14 дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования. Вместе с тем по письменному соглашению с потребителем этот срок может быть увеличен, но не более чем до 30 дней.

Важно также отметить, что при получении товара от продавца (изготовителя, поставщика, представителя) для устранения выявленных недостатков ремонтная организация обязана устранить их с учетом вышеуказанных сроков.

Кроме того, исходя из п. 2 ст. 22 закона в случае безвозмездного устранения недостатков в товаре длительного пользования потребитель вправе потребовать предоставления ему на период ремонта безвозмездно во временное пользование аналогичного товара. Изготовитель или продавец обязан удовлетворить данное требование в 3-дневный срок, а также обеспечить доставку потребителю такого товара за свой счет. Однако это касается не всех товаров. Правительством Республики Беларусь установлен перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется. К примеру, в их числе автомобили, мебель, игрушки, телевизоры, ювелирные изделия и другие.

Также указанное требование не подлежит удовлетворению, если продавцом (изготовителем) является физическое лицо, осуществляющее реализацию товаров в рамках ремесленной или самостоятельной профессиональной деятельности (производящее товары).

Кроме того, за нарушение прав потребителя во время гарантийного ремонта (нарушение сроков ремонта, невыполнение или задержка выполнения требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта аналогичного товара) для продавца (изготовителя, поставщика, представителя, ремонтной организации) также предусмотрена ответственность.

Таким образом, законом подробно урегулированы отношения, возникающие в связи с реализацией потребителю товара ненадлежащего качества. Потребителю важно знать свои права и защищать их в случае нарушения. За профессиональной помощью в целях защиты своих прав граждане могут обратиться к адвокатам.

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Редакция газеты «Гродненская правда»