Первая в Беларуси лаборатория практической подготовки открылась в Гродненском медуниверситете

Первая в Беларуси лаборатория практической подготовки открылась в Гродненском медуниверситете

Отдельные муляжи не просто точно повторяют размеры и форму человеческого тела, а имеют управляющую компьютерную часть, автоматически воспроизводящую реалистичную реакцию на клинические манипуляции...

В Гродненском государственном медицинском университете открылась первая в республике лаборатория практического обучения будущих врачей, в которой использованы современные симуляционные технологии.

Некоторые наглядные пособия, на которых будущие доктора станут отрабатывать практические навыки, сразу можно принять за настоящих пациентов. На самом деле это лишь муляжи. Отдельные из них не просто точно повторяют размеры и форму человеческого тела, а имеют управляющую компьютерную часть, автоматически воспроизводящую реалистичную реакцию на клинические манипуляции. Это позволяет моделировать разнообразные ситуации в различных областях – анестезиологии и реанимации, хирургии, терапии, акушерстве и гинекологии, педиатрии. Тренажерные классы по этим направлениям и созданы в лаборатории практического обучения.

Нас особенно впечатлил фантом с поэтическим названием «Ноэль». Согласно документации – это симулятор родов. На нем предстоит практиковаться будущим акушерам-гинекологам. Действовать им придется как в настоящем родильном зале. И особенно попотеть, если преподаватель задаст программу осложненных родов. Правда, здесь, в университетской лаборатории, у будущих врачей еще есть право на ошибку, которого в реальной жизни не дано.

А вот еще один «бессмертный пациент» «Максим-III-0I» запрограммирован, чтобы на нем осваивали тонкости массажа сердца, искусственной вентиляции легких и другие действия при сердечно-легочной и мозговой реанимации. В хирургической комнате заведующий лабораторией практического обучения Леонид Кепурко обращает наше внимание на тренажер, с помощью которого несложно научиться определять и различать более десятка видов опухолей кишечника! На манекенах можно практиковаться ставить катетер, зашивать рваную рану, справляться с разрывом внутренних органов и производить многие другие всевозможные манипуляции.

– Сегодня получить теоретические знания несложно – в распоряжении студентов книги, статьи, лекции, видеоматериалы, интернет-источники. А вот с практическим опытом труднее, а главное, это сопряжено с риском для реального пациента, – поясняет мне назначение ноу-хау проректор Игорь Богданович. – Тренажеры, моделирующие реальную ситуацию и имитирующие реакцию органов и тканей на действия врача – эффективный и безопасный способ для отработки практических умений. Получив навыки на манекене, начинающие врачи значительно быстрее и увереннее переходят к настоящим действиям, их дальнейшие реальные результаты становятся более профессиональными.

 Игорь Петрович рассказывает, что муляжи в подготовке медработников используются издавна. Еще в восемнадцатом веке во Франции практиковались на тряпичных куклах . А вот высокотехнологичные медицинские симуляторы – ноу-хау конца прошлого века. Возникли по аналогии с авиационными симуляторами для летчиков. В итоге будущие врачи могут оттачивать навыки на «бессмертных пациентах» в условиях, которые схожи с реальными. Кстати, гродненские студенты- медики получили такую возможность первыми в республике. Инициативу руководства медицинского университета и в первую очередь ректора Виктора Снежицкого поддержало Министерство образования.

 «Репетировать» в университетской лаборатории практического обучения смогут не только студенты, но и интерны, клинические ординаторы, начинающие врачи и даже опытные специалисты, которые захотят внедрить в практику новые способы лечения. Воспользоваться «учебным пособием» будет предоставлена возможность и представителям служб экстренной помощи. С другой стороны, в лаборатории университетские преподаватели проверят и объективно оценят уровень подготовки студентов. Но, уточняет проректор Игорь Богданович, симуляционный метод  не заменяет, а лишь дополняет в процессе обучения  теорию и практику у постели больного.
Редакция газеты «Гродненская правда»