Александр Лукашенко: есть вариант проекта нового Основного закона

Александр Лукашенко: есть вариант проекта нового Основного закона

Президент позитивно оценил закрепление в Конституции ценностных ориентиров общества.

Президент Беларуси Александр Лукашенко, подводя предварительные итоги работы Конституционной комиссии на ее расширенном заседании, заявил, что есть вариант проекта нового Основного закона, передает корреспондент БЕЛТА.

"Позади месяцы напряженного труда, большой работы, споров, претензий друг к другу. На наш призыв принять участие в разработке новой редакции Основного закона откликнулось огромное количество людей, в том числе общественные объединения, - сказал глава государства, открывая заседание. - Вам пришлось детально изучить все предложения и инициативы, проанализировать мировой опыт государственного строительства, изучить современные тенденции развития конституционного законодательства. Это, безусловно, большая работа".

Александр Лукашенко поблагодарил всех членов комиссии за ответственный подход к делу, неравнодушие, искренность и вовлеченность. "Я внимательно следил за процессом, слушал ваши выступления в средствах массовой информации. Словом, был вовлечен в происходящее. Можно констатировать, что есть вариант проекта нового Основного закона страны", - заявил белорусский лидер.
Президент отметил системный характер предлагаемых изменений, которые затрагивают практически все разделы Конституции. Поправки, по его словам, направлены на то, чтобы сделать Основной закон страны более современным.

Отдельно глава государства выделил те положения, которые ему импонируют в предложенном проекте.

Ценностные ориентиры общества

Александр Лукашенко позитивно оценил закрепление в Конституции ценностных ориентиров общества, в том числе сохранение исторической правды и памяти о подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.

"На мой взгляд, это абсолютно правильно. Именно патриотизм и историческая память делают нас действительно одним народом, единой нацией. Если мы в Конституции акцентируем внимание на этом, то, давайте так, по-житейски говорить, это нам не помешает, это не будет противоречить нормам и принципам юриспруденции", - подчеркнул Президент.

237872-09.jpg

Суверенитет и территориальная целостность

"Вы верно предлагаете оставить незыблемыми конституционные принципы, направленные на обеспечение суверенитета и территориальной целостности Беларуси, - согласился с предложенными поправками Александр Лукашенко. - С ними мы состоялись как нация, как суверенное государство, о котором наш народ мечтал столетиями".

Преемственность социальной политики

Президент обратил внимание, что в Основном законе предлагается сохранить преемственность социальной политики государства и даже заметно повысить уровень социальной защищенности граждан. "С этим я согласен. Это соответствует государственному курсу, который поддерживает большинство граждан страны. Но тут есть опасность скатиться к льготированию всего и вся. Вот этого допустить нельзя ни в коем случае, - подчеркнул Александр Лукашенко. - Социальная защищенность - это не есть расширение льготирования".

Белорусский лидер считает, что новая Конституция должна предоставить, если это возможно, большие возможности для самореализации людей, чем нынешняя. "Наши люди очень привязаны к государству и считают, что государство должно делать все (большинство граждан, не все) - от ремонта заборов до строительства жилья", - заметил Президент. В будущем, по его мнению, ситуация должна постепенно меняться.

"Убежден, что белорусы позитивно воспримут предложения комиссии о закреплении гарантий пенсионного обеспечения, поддержки семей с детьми, ценности семьи и брака, равных возможностей для лиц с инвалидностью", - заявил белорусский лидер.


Гармонизация политической системы и перераспределение полномочий

Как отметил глава государства, одно из важных предложений Конституционной комиссии касается политической системы страны и направлено на то, чтобы сделать ее более гармоничной и сбалансированной, перераспределив полномочия Президента, парламента и правительства, установив конституционный статус Всебелорусского народного собрания, Центризбиркома.

"Также предложено расширить гарантии судебной защиты прав граждан. Проработано практически все, о чем мы стали говорить задолго до начала работы Конституционной комиссии", - сказал белорусский лидер.

Александр Лукашенко: референдум по новой редакции Конституции Беларуси состоится не позднее февраля 2022 года

Референдум по новой редакции Конституции Беларуси состоится не позднее февраля 2022 года. Об этом глава государства Александр Лукашенко заявил сегодня, принимая участие в расширенном заседании Конституционной комиссии, передает корреспондент БЕЛТА.

"Важно, чтобы вся проводимая работа по конституционному строительству стала основой для консолидации белорусского общества, заложила прочный правовой фундамент для развития страны на перспективу. Уверен, так и будет, потому что окончательное решение примет народ. Как я уже говорил, референдум состоится не позднее февраля будущего года", - сказал Президент.

Он отметил, что в обществе существуют разные точки зрения, особенно среди людей, которые многое сделали для становления государства. Есть, в частности, и те, кто считает, что референдум не нужен и нужно идти нынешним путем, не меняя Конституцию. "Это не принимается. Мы пообещали провести референдум по Конституции. От нас требовали "перамен" и не только. Мы сами понимали, что суть жизни состоит в том, чтобы постоянно меняться. Только на пользу должно быть. Перемены - это не ломка, не слом, а эволюционное развитие", - сказал Александр Лукашенко.

"Конституция нужна, потому что нужно нормальное движение вперед. Будем подразумевать это как перемены. И это разумно, когда мы перемены осуществляем не с бухты-барахты, а основываясь на фундаментальном. И это все должно быть законно. Конституция как раз и заложит основы этих перемен", - подчеркнул глава государства.

237872-06.jpg

Александр Лукашенко определил, как и кто до референдума будет дорабатывать проект новой Конституции

Президент Беларуси Александр Лукашенко, подводя итоги дискуссии на расширенном заседании Конституционной комиссии, определил, как и кто до референдума будет дорабатывать проект новой Конституции, передает корреспондент БЕЛТА.

"Это не последняя наша встреча. Я еще раз озвучу то, что вначале говорил. Администрация Президента подготовит распоряжение Президента, которым будет создана группа, которая доработает проект Конституции и выйдет на более совершенный проект. Я буду с ними часто встречаться, чтобы ответить на какие-то вопросы. А потом, перед внесением на всенародное обсуждение того проекта, мы с вами в таком же составе соберемся. Комиссия не распускается, не исчезает. Она продолжает работать. Группу вы будете знать. Вносите вы тоже туда свои предложения, - сказал глава государства. - Группа юристов после всенародного обсуждения каждую строчку просмотрит и окончательно юридическим языком пропишет документ, который будет выноситься на референдум. Вот где юристы будут. А эта группа должна быть не только юристов. Эта должна быть группа специалистов, где должны быть и экономисты, и управленцы".

В качестве примера Александр Лукашенко привел вопрос о том, какими должны быть функции и роль Всебелорусского народного собрания: "Вы что, считаете, что юристы по специальности лучше будут знать, чем Андрейченко (председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко. - Прим. БЕЛТА) функции эти? Нет. Он это прошел, это вся его жизнь. И он уже будет знать, как эксперт: это подойдет, это - нет. Это будет его мнение. Вот он не юрист, хотя в парламенте давно уже юристом тоже стал".

"Поэтому разные должны быть люди. Высокого уровня. Управленцы должны быть крепкие. А потом окончательный вариант, Ольга Ивановна (заместитель главы Администрации Президента Ольга Чуприс. - Прим. БЕЛТА), пожалуйста, соберите юристов и посмотрите с юридической точки зрения. Потому что Конституция - это прежде всего юридический документ", - сказал глава государства.

Таким образом, после доработки нынешнего проекта и его всенародного обсуждения юристы окончательно доработают документ и представят Президенту для последующего вынесения на референдум. Александр Лукашенко акцентировал внимание: на этом этапе в группе по доработке проекта новой Конституции могут принять участие и члены Конституционной комиссии. "Эта группа не только из ныне присутствующих людей. Этих людей надо определить. С такой группой я дорабатывал лично Конституцию эту (речь о практике подготовки проекта ныне действующего в стране Основного закона. - Прим. БЕЛТА), - отметил белорусский лидер. - Не надо говорить, что Конституция - это дело юристов. Нет. Юристы, если будет идея, могут ее облечь в любую форму. Но это уже будет на последней стадии".

В заключение Александр Лукашенко поставил четкие задачи и довел сроки: "Надо в ближайшую неделю внести предложение по этой группе. Чтобы мы в течение хотя бы месяца доработали Конституцию. Потом соберемся, еще раз обсудим, внесем на рассмотрение народа. И в конце юристы доработают. Мы снова с вами соберемся перед вынесением не референдум. Вы заранее получите проект, прочитаете, просмотрите, и окончательно примем решение".

Как сообщалось БЕЛТА, Александр Лукашенко заявил, что референдум по новой редакции Конституции Беларуси состоится не позднее февраля 2022 года. "Важно, чтобы вся проводимая работа по конституционному строительству стала основой для консолидации белорусского общества, заложила прочный правовой фундамент для развития страны на перспективу. Уверен, так и будет, потому что окончательное решение примет народ. Как я уже говорил, референдум состоится не позднее февраля будущего года", - сказал Президент.

Александр Лукашенко обозначил спорные моменты в проекте новой Конституции

000019_1632816714_461835_big.jpg

Президент Беларуси Александр Лукашенко сегодня на расширенном заседании Конституционной комиссии обозначил спорные моменты в проекте нового Основного закона страны, передает корреспондент БЕЛТА.

"Не могу не остановиться на спорных моментах. Я не нашел переходных положений, дающих ответы на вопросы, как будут действовать органы власти после принятия Конституции (если это из Конституции не вытекает, нам предстоит доработать в этой части, переходные положения должны быть, чтобы не образовался какой-то вакуум), как будет формироваться Всебелорусское народное собрание, как будет работать Уполномоченный по правам человека? Конечно, можно отослать все к законам и подзаконным актам. Это тоже нормальная технология. Но желательно, чтобы фундаментальное было закреплено в Конституции. В проекте не предусмотрены декреты. В таком случае что будет с уже изданными? Они приняты до Конституции, в законы их перенесем в конце концов. Я не думаю, что это большая проблема. Но, тем не менее, специалисты говорят, что здесь есть вопрос. Нет ответа, каким будет механизм проведения выборов в единый день голосования при досрочном роспуске палат парламента", - заявил белорусский лидер.

Александр Лукашенко отметил, что назвал не все проблемные вопросы, их значительно больше. "Одним словом, нам есть что обсудить. Мы должны бережно и рационально отнестись к предложениям, которые по тем или иным причинам не учтены в подготовленном проекте Конституции. Кроме того, убежден, что поступят предложения и в ходе всенародного обсуждения", - сказал он.

Президент считает правильным, если последующей дошлифовкой проекта Конституции займутся эксперты-юристы, которые в сжатые сроки доработают текст с учетом результатов обсуждения, устранят юридические противоречия. "Не думаю, что юристы должны работать в одиночку. Здесь должны быть опытные люди, особенно управленцы. Конституцию ни один юрист не напишет. Это должны быть практики, люди от жизни. Чтобы юристы, обсудив те или иные вопросы, могли их правильно юридически сформулировать", - отметил белорусский лидер.

Александр Лукашенко: в стране делают Конституцию для белорусского народа

Тема недели: Итоги работы и спорные вопросы - Александр Лукашенко встретился с членами Конституционной комиссии

В стране делают Конституцию для белорусского народа. Об этом глава государства Александр Лукашенко заявил сегодня, принимая участие в расширенном заседании Конституционной комиссии, передает корреспондент БЕЛТА.

"Когда вы дотрагиваетесь до проекта Конституции, думайте о своих детях. Потому что им жить. Ну и мы еще умирать не собираемся. Поэтому думайте о своих детях", - посоветовал глава государства.

Александр Лукашенко подчеркнул, что при изменении Конституции надо отвечать на два основных вопроса: зачем это делается и кому это надо. При этом ответа на вопрос, что этого не нужно делать, быть не должно. "Конституцию мы должны усовершенствовать, как бы хороша она ни была. Потому что процессу совершенствования нет предела", - сказал Президент.

"Сегодня новое время, сегодня ситуация иная", - подчеркнул белорусский лидер.

Александр Лукашенко обратил внимание, что в Конституции нужно в том числе учитывать и уроки событий прошлого года, когда оппоненты пытались фактически разрушить страну. "Мы после прошлого года понимаем, что их допустить к власти нельзя. Потому что это не только нас ликвидируют. Ладно бы нас… Уничтожат страну! Поэтому Конституция новая должна учитывать эти нюансы. И это больше будет относиться к органам власти, их полномочиям, функциям", - сказал Президент.

237872-16.jpg

Конституционная комиссия предлагает изменить 53 статьи Основного закона и добавить 14 новых

Конституционная комиссия предлагает изменить 53 статьи Основного закона, добавить 14 новых и исключить 3 статьи. Об этом заявил председатель Конституционного суда Петр Миклашевич на расширенном заседании Конституционной комиссии с участием Президента Беларуси Александра Лукашенко, передает корреспондент БЕЛТА.

Глава комиссии рассказал присутствующим о сути предлагаемых изменений в Основной закон. В частности, предлагается сохранить президентскую форму правления, уточнив функции, полномочия Президента, парламента, правительства. Установить конституционный статус Всебелорусского народного собрания как высшего представительного органа народовластия.

По словам Петра Миклашевича, комиссия провела 11 заседаний, где на основании предложений граждан и членов комиссии выработала предложения по внесению изменений в Конституцию. "В дальнейшем с учетом замечаний членов Конституционной комиссии предложения по изменению конституционных положений были доработаны. Таким образом, Конституционная комиссия предлагает внести изменения в 53 статьи Конституции, включить в Конституцию 14 новых статей, исключить 3 статьи", - сказал глава КС.

"Полагаем, что разработанные Конституционной комиссией предложения по изменению Конституции могут являться основой дальнейшего совершенствования общества и государства, укрепления конституционного фундамента развития Беларуси как демократического социального правового государства", - добавил Петр Миклашевич.

По его словам, не выработаны пока единые подходы по трем основным блокам.

Первое - это состав и порядок формирования Всебелорусского народного собрания. Большинство членов комиссии полагает, что в состав ВНС должны входить Президент, депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики, областных и Минского городского Совета депутатов, а также Президент, прекративший исполнение полномочий, - пожизненно. Всего 585 членов.

По поводу избрания других делегатов ВНС единых подходов не выработано.

Также не удалось прийти к одному решению по вопросу применения смертной казни. Комиссия признала пока нецелесообразно вносить изменения в статью 24, так как для этого требуется проведение специального референдума. "Вместе с тем некоторыми членами Конституционной комиссии предлагается отменить смертную казнь или изменить порядок ее применения", - отметил Петр Миклашевич.

В числе нерешенных вопросов остались поправки в статью 69 о праве трудовых коллективов выдвигать кандидатов в депутаты. Конституционная комиссия признала целесообразным сохранить это конституционное положение. Вместе с тем некоторыми членами предлагается исключить это право.

"Данные вопросы требуют сегодня дополнительного всестороннего обсуждения", - резюмировал Петр Миклашевич.

"Этот вопрос надо отнести в будущее". Александр Лукашенко высказал свою позицию по поводу смертной казни

Президент Беларуси Александр Лукашенко сегодня на расширенном заседании Конституционной комиссии высказал свою позицию по вопросу сохранения в стране возможности применения смертной казни, передает корреспондент БЕЛТА.

Во время мероприятия член Конституционной комиссии кандидат экономических наук Сергей Дубков высказал мнение по поводу 24-й статьи действующей Конституции, которая предусматривает смертную казнь. "Мне кажется, что сейчас заложена ментальная ловушка. С одной стороны, предлагаемые изменения (в проекте обновленной Конституции. - Прим. БЕЛТА) усиливают традиционные ценности белорусского общества. Эти традиционные ценности базируются на христианских ценностях. Это заложено в ментальном культурном коде белорусской нации. И эти изменения поддержаны большинством членов Конституционной комиссии. При этом одна из фундаментальных христианских ценностей - право на жизнь - стоит в стороне. Получается, с одной стороны, мы усиливаем фундаментальные традиционные ценности. При этом по вопросу смертной казни мы опускаем этот вопрос", - сказал он.

Сергей Дубков признал, что, вероятно, любой вариант решения этого вопроса так или иначе вызовет противоречия в обществе. Однако, уверен он, невозможно называть себя христианами, выступать за традиционные ценности и при этом их нарушать.

"Точка зрения расхожая, понятная, мотивированная, обоснованная. Упор сделан на христианские ценности. Может, не совсем к месту пример. У нас же и на Западе христиане живут. Недавно в Швейцарии, что меня удивило, прошел референдум - 65% примерно высказались за однополые браки. Как это соотносится с христианскими ценностями? - задал риторический вопрос глава государства, реагируя на сказанное. - Теоретически - да, трудно опровергнуть сказанное. Но Конституция - это не теоретический трактат. Это реакция на то, что происходит в нашем обществе, и наше будущее. На какое-то обозримое будущее".

"Давайте будем идти все-таки от жизни. Хотя я не опровергаю эту точку зрения. Она мне знакома. Всегда об этом говорили", - отметил белорусский лидер.

Александр Лукашенко отметил, что его часто упрекали в том, что Беларусь - единственная в Европе страна, где не отменена или не введен мораторий на смертную казнь. "Я всегда говорил: я не могу подписать указ вопреки тому, что было на референдуме. Запад это не слышал. Они слушали мою мотивацию, а потом я понимал, что они кукиш в кармане держали, просто помалкивали, а потом за глаза меня критиковали. Но согласитесь, что я поступил честно. Я не стал идти вопреки мнению народа. Хотя если бы я подписал указ о приостановлении смертной казни, думаю, рейтинг бы мой не упал. Но я на это не пошел, понимая, что это нельзя делать. Потому что народ принял вот такое решение, сохранив смертную казнь на референдуме. Конституционным большинством, по-моему", - объяснил свою позицию глава государства.

"Разброс по смертной казни большой. Это действительно так. Если мы сейчас поднимем этот вопрос… Все-таки я думаю, что большинство за сохранение (смертной казни. - Прим. БЕЛТА)", - сказал глава государства.

Президент согласился с мнением, что надо соответствующий вопрос все-таки отнести в будущее. "Если уже на то пошло, рассмотреть его отдельно на референдуме. И людям об этом сказать", - отметил Александр Лукашенко.

Александр Лукашенко о передаче полномочий: вижу, что некоторые вещи подписываю формально

Глава государства Александр Лукашенко на расширенном заседании Конституционной комиссии высказался насчет передачи полномочий от Президента другим властным органам, передает корреспондент БЕЛТА.

В ходе дискуссии директор информационно-аналитического учреждения "Круглый стол демократических сил" Юрий Воскресенский высказал мнение, что работа комиссии была очень конструктивная и носила доктринальный характер. "Но мне кажется, что уже в том проекте, который мы подготовили, потенциал комиссии себя несколько исчерпал. В том плане, что на этом этапе к делу уже должны подключаться профессиональные президентские юристы. Те, кто профессионально вырабатывает законопроекты, согласовывает. Чтобы не допустить шероховатостей", - сказал он.

"То, что ты сказал по поводу шлифовки, - это будет последний этап. Я и говорю - это вариант проекта. Его надо сейчас еще дописать: ВНС, дележка власти, переформатирование, перераспределение. Это - Президента, это - правительства. Кстати, что мы и делаем. Мы же сейчас потихоньку вплоть до областей предаем эти полномочия, - отреагировал Александр Лукашенко. - Я как Президент вижу, что некоторые вещи подписываю формально. Они прошли уже фильтр".

В качестве примера глава государства привел периодически подписываемые им указы о присвоении званий полковника. Соответствующие предложения формирует министр обороны, а потом они через Госсекретариат Совбеза поступают на подпись Президенту. "Он (министр. - Прим. БЕЛТА) наверх отдает предложения. Он знает, что там не должно быть "свой-чужой", что этот нравится, а этот нет. Потому что там еще один фильтр. И потом это же к Президенту идет. Если он внесет, и мне кто-то скажет или я буду знать, что там какое-то левое предложение, ну такое и мнение о министре. То есть раз наверх, значит, ответственность больше. Вот только в этом. А остальное - это фактически формально, - рассказал Александр Лукашенко. - И сегодня вопрос встает, надо мне - главе государства - звания полковников присваивать, или оставить только генеральский корпус".

По словам Президента, аналогичная ситуация и во взаимодействии по некоторым вопросам по линии правительства. Более того, когда сейчас идет речь о передаче дополнительных полномочий, глава государства акцентирует внимание, что вместе с ними переходит и соответствующая доля ответственности. "Это уже моя позиция. То, что правительство должно делать - экономический блок - оно должно этим заниматься. А Президент, особенно будущий, должен это видеть и контролировать. Должа быть система контроля", - подчеркнул белорусский лидер.

Александр Лукашенко: я никогда ниоткуда не бежал и не сбегу

Президент Беларуси Александр Лукашенко подчеркивает, что никогда ниоткуда не бежал и не сбежит. Об этом он заявил сегодня на расширенном заседании Конституционной комиссии, передает корреспондент БЕЛТА.

Таким образом Президент отреагировал на слова члена комиссии Владимира Басько - генерального директора научно-технологической ассоциации "Инфопарк". "После того, как вы оставите пост Президента, очень хотелось бы, и я вас лично прошу об этом, все-таки попытаться остаться в роли гаранта независимости нашего государства, спокойствия и мира в нашей стране", - сказал он.

"Отвечаю сразу на вопрос, чтобы у вас не было шальных мыслей: я никогда ниоткуда не бежал и не сбегу!" - подчеркнул белорусский лидер.

Александр Лукашенко и Григорий Василевич подискутировали на тему импичмента и не только

000019_1632845701_461958_big.jpg

Президент Беларуси Александр Лукашенко сегодня на расширенном заседании Конституционной комиссии высказался по широкому кругу тем. В частности, реагируя на выступления и предложения, озвученные доктором юридических наук, заслуженным юристом Григорием Василевичем.

Григорий Василевич высказал мнение, что в процедуре отстранения от должности главы государства, если возникнут такие условия и необходимость, должно быть задействовано не только Всебелорусское народное собрание, которому планируется придать конституционный статус, но и парламент. "Да, окончательное решение за собранием. Но механизм предварительный, может быть, стоило бы сохранить как раз за парламентом", - сказал он.

Александр Лукашенко поддержал этот тезис, высказавшись в том числе насчет нынешней процедуры импичмента главе государства, которая предусмотрена в Конституции. "В принципе, если поставить вопрос, возможно ли по этой Конституции объявить импичмент Президенту? Ответ однозначный - нет. Практически нет", - сказал он.

Президент пояснил, что в то время, когда формировалась нынешняя Конституция, в обществе был раздрай, и нужна была сильная власть. "А что такое сильная власть? Президент тогда должен был действовать, не боясь, что его завтра возьмут и сметут", - отметил глава государства.

Он напомнил, что сам лично в начале своей президентской карьеры сталкивался с попытками отстранить его от власти.

"Я даже многие вопросы знаю изнутри, что делалось в Конституционном суде" - сказал Григорий Василевич.

Александр Лукашенко констатировал, что ныне обстановка уже не та. Он уверен, что норма о возможности отстранения Президента от власти "из-за дуроломства" должна остаться в Конституции. "Она в принципе во всех конституциях есть. Но какая эта должна быть норма? Какова роль будет при отстранении от власти у парламента (обязательно надо сохранить эту норму, что парламент - обе палаты - должен вносить предложение). Возможно, заключение делает Конституционный суд. И тогда ВНС - народ собрался и окончательно поставил точку. Реально? Реально. Без всякой казуистики. Все понятно", - предложил белорусский лидер.

Еще одна тема, которую поднял Григорий Василевич, касается согласования парламентом назначаемого Президентом премьер-министра. "Есть перегибы с точки зрения наделения полномочиями палат парламента. Когда обе палаты дают согласие Президенту на назначение премьер-министра. Если заглядывать в послезавтра, может быть конфликт между палатами с различным мнением", - высказался он по предварительному проекту обновленной Конституции.

Он отметил, что, как вариант предлагал предусмотреть, что Палата представителей дает согласие Президенту на назначение премьер-министра, но с более мягкой формулировкой - с учетом мнения Совета Республики.

В целом же он отметил, что положения относительно дачи предварительного согласия Президенту на назначение тех или иных кандидатур в том числе вытекают из текста действующей Конституции.

Александр Лукашенко отметил, что не хочет окончательно высказываться по тем или иным вопросам, но, тем не менее, высказал свое суждение по обозначенным вопросам. Глава государства считает, что если вести речь о согласовании кандидатуры премьер-министра парламентом, который двухпалатный, то по смыслу это нормально. "Но, самое главное, мы ведь усиливаем правительство. И премьер-министра усиливаем. Мы же ему передаем полномочия. Это будет правильно. Определенные полномочия и по формированию правительства будут в руках премьера. Знаете, когда усиливаем премьера, так пусть он идет через две палаты", - порассуждал глава государства.

Что касается возможности возникновения конфликта между палатами парламента, Президент отметил, что в этом как раз и заключается суть их работы. "Они всегда должны находиться в хорошем смысле этого слова в конфликте", - считает Александр Лукашенко.

А то, что до сих пор не было каких-то конфликтов между ними, Президент объяснил тщательной работой над законопроектами, когда парламентарии изначально на всех этапах основательно вовлечены в законотворческий процесс. Более того, серьезные законопроекты часто рассматриваются на совещаниях вплоть до президентского уровня. "Всегда в контакте. По-свойски, по-человечески работаем вместе", - пояснил белорусский лидер.

Александр Лукашенко также отметил, что если Палата представителей в основном занимается законотворчеством, то Совет Республики наделен и кадровыми полномочиями: "В основном кадры идут через Совет Республики и ЦИК, и Конституционный суд, и Национальный банк, и прочие".

В этом плане, считает Президент, нежелательно допустить какое-то смещение в функциях, слишком "окунать" Палату представителей в кадровые вопросы. Например, если допустить, что Палата представителей будет формировать правительство. "А Правительство - это исполнительный орган власти. Это другая ветвь власти. Чтобы не было здесь конфликта. Чтобы излишне законодательная ветвь власти не вмешивалась в деятельность исполнительной. Вот этого быть не должно", - подчеркнул Президент.

Вместе с тем глава государства не исключает, что стоит сохранить действующий порядок, когда премьер-министр назначается Президентом с согласия Палаты представителей. "Если мы о кадровых вопросах будем говорить, ну, устоялась практика утверждения премьер-министра с согласия парламента - Палаты представителей у нас. Наверное, не стоит от этого отходить. Хотя это уже тоже смешение, если уж так "рубом" ставить вопрос", - отметил белорусский лидер.

Опять же, в Беларуси пока удалось избежать смешения функций и полномочий ветвей власти, потому как в стране Президент фактически выведен над ветвями власти, констатировал Александр Лукашенко.

"Вот над этим надо подумать и иметь в виду, чтобы не было этого смешения. Каждый должен заниматься своим делом. И усиление премьер-министра - это как раз усиление исполнительной ветви власти, и это делает ее более независимой. Плюс еще Президент же будет. Он за это несет ответственность. Президентская республика - у него будут соответствующие полномочия. Без излишнего вмешательства в законодательную ветвь власти", - сказал глава государства.

"Просто рассуждения. К чему мы придем, на что мы выйдем - посмотрим", - добавил он.

Александр Лукашенко также согласился с Григорием Василевичем, что в Конституции важно прописывать именно социальные гарантии гражданам, а не вести речь о неких льготах. "Должны быть гарантии. Это более широкое понятие. А все эти гарантии должны воплощаться в законах", - отметил Президент.

В свою очередь Григорий Василевич поддержал главу государства в том, что по ряду вопросов необходимо выработать переходные положения, где конкретно прописать порядок действий по обозначенным проблемным моментам. Это в том числе касается возможности введения единого дня голосования на выборах в Палату представителей и местные Советы депутатов и соответствующих изменений в проведении выборов. Как действовать, если, например, по каким-то основаниям будут досрочно прекращены полномочия Палаты представителей.

Высказался Григорий Василевич и относительно численности Всебелорусского народного собрания. Как вариант, ограничиться численным составом в 1,5 тыс. человек вместо порядка 2,5 тыс., как практиковалось ранее. "Может быть, более привлекательно, если эта цифра будет более оптимальная. С тем, чтобы и люди понимали, что здесь не разрастание какого-то аппарата", - сказал он. - Варианты обсуждались, и у нас был консенсус по поводу того, что парламентарии входят, Президент действующий и обязательно, я предлагал это, что Президент, который ушел в отставку, тоже является автоматически членом ВНС. И вышли на областной уровень, Минского городского совета депутатов. Дальше действительно у нас были споры".

Довольно неожиданно Григорий Василевич предложил подумать над тем, нужно ли в Беларуси учреждать институт уполномоченного по правам человека, ведь сам юрист несколько лет назад готовил концепцию по этому вопросу. "Конституционный суд получает огромные полномочия. Я считаю это правильно. Исходя из существенного расширения полномочий Конституционного суда, есть ли необходимость в этом органе, который будет не более чем какой-то инстанцией без реальных полномочий. Я в этом не убежден", - сказал он.

Отдельная тема - декреты Президента. Есть предложения отойти от практики их принятия главой государства. На этот спорный аспект в начале встречи указывал и сам Александр Лукашенко - что тогда делать с уже принятыми и действующими. Юридическое решение этого вопроса найти не сложно, но Григорий Василевич предложил сохранить за Президентом полномочия на издание декретов. "Но в тот период, когда не заседает парламент. Да, у нас срок существенно продлен. По сути, месяцев 10 будет работать парламент по проекту (Конституции. - Прим. БЕЛТА). В этот период, исходя из особой необходимости, может быть, стоило бы сохранить право Президента на издание декретов. Но можно подумать о сохранении силы этих декретов, возможности отмены и так далее. Это вопросы чисто законодательного характера, но в привязке к Конституции", - отметил юрист.

Видит он проблему и в предлагаемом соотношений законов и указов. "Указы Президента сейчас по проекту должны соответствовать законам. Мне представляется, что и закон и указ исходя из статуса этих органов - парламента, Президента - должны соответствовать Конституции. При возникновении спора или коллизии между законом и указом - это вопросы Конституционного суда", - предложил Григорий Василевич. Иначе выходит, что акты главы государства по статусу ниже принимаемых парламентом законов.

"Сомнительным кажется исключение из Конституции нормы о том, что можно избирателям отозвать депутатов. Думаю, для депутата это стимул работать с гражданами, избирателями, разъясняя политику. Просто исключить эту норму, думаю, не совсем правильно и в юридическом, и в иных планах", - продолжил юрист.

Он также предложил дополнительно акцентировать внимание в проекте новой Конституции на развитии местного самоуправления.

"Текст достаточно добротный, но много вопросов, которые еще надо шлифовать", - резюмировал Григорий Василевич.

Формирование ЦИК и Конституционного суда. Александр Лукашенко рассказал о возможных полномочиях ВНС

000019_1632847927_461961_big.jpg

По словам главы государства, речь может идти о наделении ВНС функцией формирования состава Центризбиркома. Рассуждая на эту тему, Александр Лукашенко сказал: "Почему бы не отдать на Всебелорусское народное собрание? Пускай Всебелорусское народное собрание, где и Президент, определит, что это за ЦИК".

Также к полномочиям ВНС можно отнести вопрос формирования Конституционного суда, считает глава государства: "Почему не отдать его на Всебелорусское народное собрание? Пусть там утверждают".

Кроме того, ВНС должен нести функции общественного контроля за решениями нового Президента, когда он будет избран. "Он будет понимать: если я чего-то сделаю не так, то даже наверху, во власти меня покритикуют, как минимум - на Всебелорусском народном собрании, и это пойдет в общество. То есть Президент становится не то что более зависим, но более ответственным перед избранниками народа", - обратил внимание Александр Лукашенко.

Это позволит придерживаться фундаментального принципа сдерживания и противовесов в новой системе политического управления, которая будет прописана в проекте Конституции. "Формировать функции, полномочия и само ВНС надо из практики и из той жизни, которая складывается у нас сегодня. Но не тащить туда лишние функции. Ибо мы разрушим существующую систему власти, где у нас президентская республика (она должна остаться)", - заявил белорусский лидер.

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Редакция газеты «Гродненская правда»