В Гродно в автомоторетроклубе «Винтаж» восстановили велосипед XVIII века

В Гродно в автомоторетроклубе «Винтаж» восстановили велосипед XVIII века

В 1815 году немецкий барон Карл фон Дрез придумал устройство, которое назвал «машина для бега»

– Деятельность нашего клуба при центре культуры Гродно не ограничивается восстановлением редких автомобилей, мотоциклов и созданием истории их двигателей, – рассказал «ГП» директор клуба Сергей Мукасей. – Недавно занялись историей и реконструкцией первых велосипедов и обратились в XVIII век. Первым образцом стал деревянный велосипед семнадцатого века, как машина для ходьбы. Человек садился на него, отталкивался ногами и двигался быстрее пешего хода.

DPP_47849.JPG

Не зря существует выражение «не надо изобретать велосипед», то есть придумывать что-то всем известное. А ведь люди долгое время обходились без них. Считается, что в 1801 году уральский кузнец Ефим Артамонов построил первый в мире велосипед с колесами, педалями и рулем. Из Урала он приехал в Москву и там его велосипед попал в царский музей редкостей и был забыт. Но до сих пор идут споры, было ли это событие на самом деле или это историческая байка.

DPP_47853.JPG

В 1815 году немецкий барон Карл фон Дрез придумал устройство, которое назвал «машина для бега». Но название это не прижилось и его стали называть «дрезиной», в честь барона. Выглядела дрезина как двухколесный самокат с рулем и без педалей, с деревянной рамой и могла развивать неплохую для того времени скорость. Это изобретение вызвало восторг! Представьте, во времена, когда главным транспортом была повозка, запряженная лошадьми, вдруг появляется возможность быстро передвигаться самому. Правда в движение эта штуковина приводилась при помощи ног, идущих по земле, отчего у ездоков быстро изнашивались ботинки. А вот когда в 60-е годы XIX мастер Пьер Лалман, делающий детские коляски, прикрутил к переднему колесу педали, его изобретением заинтересовались промышленники. Они начали выпуск большого количества велосипедов, да еще и с металлической рамой, которая заменила деревянную. Именно с этого момента и началась история велосипеда.

DPP_47855.JPGDPP_47856.JPG

Машину для ходьбы из дерева в Гродно собрали три года назад. Первым ее освоил старейший член клуба Витольд Григ, который коллекционировал автомобили ГАЗ послевоенных лет. Затем рассмотрели варианты двух, трех-колесных велосипедов XVIII века. Остановились на двухколесном без цепи с диаметром колеса около двух метров. Сделали несколько экземпляров, обкатали его на заасфальтированной улице Купальской. Желающих прокатиться на нем была очередь. «Железяка» грохотала, но ехала с большим ободом довольно быстро. Сложнее было слезать с его довольно высокого седла. Позже Сергей Мукасей обил железный обод кожей для уменьшения шума при езде.

P1012209.JPGP6091449.JPGPB250947.JPG

Клуб «Винтаж» планирует выставить экземпляр в центре Гродно осенью на празднике города одновременно с восстановленной автомотовелотехникой.

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!

Редакция газеты «Гродненская правда»