Чем заняты дети в шестой школьный день на Новогрудчине

Во все времена в школах особое внимание уделялось воспитанию детей и подростков, организации свободного времени, развитию их способностей и удовлетворению потребностей в углубленном изучении различных предметов. Для решения этих и других задач в учреждениях общего среднего образования организована работа в шестой школьный день. Объединения по интересам, спортивные секции, конкурсы, массовые мероприятия… Субботняя школьная жизнь всегда была насыщенной и разнообразной.

Однако система образования Беларуси не стоит на месте. В век динамического развития общества нововведения неизбежны. Так, 19 января 2017 года министр образования Игорь Карпенко подписал приказ №21 «О совершенствовании организации шестого школьного дня». Как на практике реализуются основные положения приказа? Что изменилось? Какие направления работы получили новый импульс? Эти и другие вопросы мы задали заместителю начальника отдела образования, спорта и туризма райисполкома Ирине Барыкиной.

– Если говорить о работе педагогов, то существенных изменений не произошло. Законодательство Республики Беларусь предусматривает для педагогов рабочую неделю продолжительностью не более 36 часов. В соответствии с Кодексом об образовании предусмотрена 6-дневная школьная неделя, – отметила Ирина Николаевна. – Оплата труда учителей, которые проводят факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, осуществляется в соответствии с установленной им педагогической нагрузкой. Оплата труда классных руководителей, которые организуют мероприятия в 6-й школьный день, осуществляется за счет часов организационно-воспитательной работы. Кроме того, руководитель имеет право устанавливать стимулирующие выплаты (премии, надбавки) за проведение мероприятий в шестой школьный день.

Планирование и информирование

– Планирование расписания шестого школьного дня осуществляется в соответствии с нормативными правовыми документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь, возможностями учреждения образования и окружающей социальной среды. Также учитывается организация факультативных занятий для учащихся 9-11 классов, стимулирующих – для одаренных и талантливых детей, поддерживающих – для учеников со слабой успеваемостью, – продолжает разговор Ирина Барыкина. – В 6-й школьный день проводятся воспитательные мероприятия, факультативные занятия, объединения по интересам, консультации учителей-предметников и др. Руководством и специалистами отдела образования, спорта и туризма осуществляется строгий контроль по недопущению случаев формального подхода к планированию и проведению мероприятий в рамках шестого школьного дня.

1_3-4.jpg

Информация о предлагаемых в 6-й день мероприятиях заранее размещается на информационных стендах и интернет-сайтах учреждений образования в отдельном разделе «Шестой школьный день». Здесь можно также найти сведения о расписании работы учреждения в 6-й школьный день, графики работы спортивных и тренажерных залов, расписание работы объединений по интересам, спортивных секций, графики консультаций учителей-предметников, информацию и фотоотчет о проведенных мероприятиях в предыдущие школьные субботы.

1_1-5.jpg

Для совершенствования знаний

Приказом министра образования определено, что проводить предметные недели, научно-практические конференции, интеллектуальные конкурсы и др. учителя-предметники должны преимущественно в 6-й школьный день.

Что касается перемещения факультативных занятий на субботу, то это позволяет рационально использовать время и возможности учеников и разгрузить учебную неделю, – считает Ирина Николаевна. – К слову, такая практика используется не первый год. При этом задача перенести все факультативы на субботу перед педагогами не стоит.

В широком спектре рекомендуемых мероприятий в субботний день – предоставление образовательных услуг учителями начальной школы, в том числе на платной основе, по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Организация работы так называемых школ дошколят – обычная практика для большинства учреждений образования Новогрудчины. И с каждым годом эта услуга становится все более популярной.

Особое внимание – семье

Особое внимание в приказе уделено взаимодействию с семьей, – подчеркнула Ирина Барыкина. – Родители, в случае необходимости, могут посетить консультации, встретиться с педагогами-предметниками, обсудить вопросы, которые они не могут решить в силу своего рабочего времени в будние дни. В субботу стоит проводить физкультурно-оздоровительные и культурно-творческие мероприятия с участием родителей, и при необходимости – родительские собрания. Должно четко работать содружество педагогов, родителей и учащихся исходя из целесообразности и с учетом специфики работы каждого конкретного учреждения образования.

1_4-4.jpg

Максимально занятыми в мероприятиях шестого школьного дня должны быть ученики, которые требуют особого педагогического внимания: дети, которые находятся на различных категориях профилактического учета. Ведь чаще всего именно предоставление ребенка самому себе и отсутствие контроля со стороны родителей приводит к совершению правонарушений, преступлений, попаданию детей и подростков в различные “неприятные” ситуации.

Дополнительное образование

В шестой школьный день работают также учреждения дополнительного образования детей и молодежи, учебно-спортивные учреждения – отметила Ирина Николаевна. – Кроме традиционных объединений по интересам и мероприятий, в подписанном документе есть указание и на организацию на базе учреждений дополнительного образования зональных центров для проведения мероприятий в шестой школьный день, «выездных суббот» по месту жительства учащихся в сельской местности и др. Практика введения новых форм работы в учреждениях дополнительного образования Новогрудчины уже начата и до конца текущего учебного года будет завершена.

Напомним, в Новогрудском районе работают следующие учреждения дополнительного образования – центр творчества детей и молодежи, центр туризма и краеведения, центр технического творчества учащихся и эколого-биологический центр; учебно-спортивные учреждения – специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва № 1, детско-юношеская спортивная школа № 2, детско-юношеская спортивная школа профсоюзов по зимних видам спорта.

По данным отдела образования, спорта и туризма райисполкома в учреждениях дополнительного образования работает 195 объединений по интересам, из них 77 в шестой школьный день (39% от общего количества объединений). 33 объединения работают в сельской местности. На базе учебно-спортивных учреждений организована работа 97 спортивных секций, в том числе 52 из них работает в субботу.

Профориентация на новом уровне

Одно из принципиальных нововведений приказа №21 – решение вопросов трудового воспитания и взаимодействие общей средней школы с системой профессионально-технического образования. Пристальное внимание уделено организации и проведению профориентационных мероприятий, допрофессиональной подготовки и профессионального обучения учащихся школ и гимназий на базе профессионально-технических и средних специальных учреждений.

shkolniki_professii08042016.jpg

Новый формат воспитательных мероприятий предусматривает формирование у учащихся стремления к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных знаний о своих способностях, перспективах профессионального пути, формирование готовности к будущей самостоятельной жизни, – прокомментировала Ирина Барыкина. – Более тесное взаимодействие с учреждениями профессионально-технического и среднего специального образования позволит учащимся получить информацию о тех профессиях, которые востребованы в стране и регионе, о перспективах развития рынка труда. Старшеклассники должны видеть реальную заинтересованность в их труде на производстве, возможность успешной реализации через рабочие специальности. Профориентационная работа осуществляться с учетом запросов и потребностей учащихся и поэтапно становится обязательным направлением работы в шестой школьный день в каждом учреждении Новогрудчины.

***

Об организации профориентации в шестой школьный день в учреждениях образования Гродненской области говорил начальник управления образования облисполкома Александр Сонгин во время проведения итоговой коллегии управления образования, которая прошла на минувшей неделе.

“Мы ориентируем школы и гимназии на изменение подходов к профориентационной работе, организовываем ее максимально в 6-ой школьный день. Это время, когда можно свозить детей на экскурсии на предприятия, провести какие-то тесты, классные часы с участием детей и родителей по профориентации, другие мероприятия, которые будут действительно интересны и полезны”, – отметил Александр Сонгин.

***

Традиции сохраняются

По-прежнему в школах и гимназиях будут проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия, игры, спартакиады, соревнования, занятия объединений по интересам спортивной направленности. Эти формы работы особенно востребованы и среди детей, и среди взрослых. Ведь дают возможность провести время весело, интересно и полезно.

1_8-1.jpg

Шестой школьный день – благоприятное время для организации общественно полезного труда учащихся, волонтерской деятельности во взаимодействии с общественными объединениями «БРСМ», «БРПО» и др. Субботники, трудовые акции, благотворительные рабочие марафоны, акции по сбору вторичного сырья, оказание посильной помощи ветеранам войны и труда, пожилым людям, детям-инвалидам остаются неотъемлемой частью школьной жизни, в том числе и в 6-й день, – рассказала Ирина Николаевна.

Языком цифр

Система образования Новогрудчины представлена 19 учреждениями общего среднего образования в городе и районе (в их числе специальная школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи), в которых обучается более 4300 детей. В вышеназванных учреждениях работает 151 объединение по интересам, из них 45 в 6-й школьный день, и 36 спортивных секций, из которых 18 в 6-й школьный день.

Учреждения общего среднего образования не должны мешать ученикам посещать спортивные секции, объединения по интересам и творческие коллективы учреждений дополнительного образования, специальные учебно-спортивные учреждения, учреждения культуры и др.

1_6-3.jpg

Рассказать обо всех тонкостях организации 6-го школьного дня в рамках одной статьи просто невозможно. К тому же, среди педагогов, родителей и детей существуют разные мнения по поводу организации работы учреждений образования в шестой школьный день, целесообразности проведения некоторых занятий и мероприятий и вообще необходимости этого самого 6-го дня. Если вас, уважаемые новогрудчане, интересуют вопросы организации шестого школьного дня, редакция газеты “Новае жыццё” приглашает обсудить их во время проведения “прямой телефонной линии” с начальником отдела образования, спорта и туризма райисполкома Олегом Аникевичем, которая состоится 22 февраля 2017 года с 10.00 до 11.00 по тел. 3-95-05. Если вы не имеете возможности позвонить в назначенный день и время, то оставить свои вопросы можно на сайте газеты в разделе “Редакция” (рубрика “Задать вопрос”) или через комментарии. Результаты проведения “прямой линии” с Олегом Аникевичем будут опубликованы в газете и на сайте.

На снимках — 6-ой школьный день в СШ №7 и гимназии №1.


Редакция газеты «Гродненская правда»