Десятиклассник из Гродно составляет задачи по физике, подсказывая, как сэкономить

Десятиклассник из Гродно составляет задачи по физике, подсказывая, как сэкономить

Задумывались ли вы, что выгоднее: кипятить воду для чая на электрической плите или в электрочайнике? Или что можно купить за полгода, если заменить обычные лампы накаливания на светодиодные лампочки? Сколько можно сэкономить, если выключать воду, пока чистишь зубы? Ученики СШ №37 знают ответы на эти и многие другие вопросы. Составляет математические задачки на тему физики десятиклассник Антон Барташ.

Началось все еще раньше, с исследовательской деятельности. Потом появилось первое пособие – история плюс математика. В нем собраны отдельные исторические факты о Гродно, на основе которых строятся несложные, для 4 – 5 классов, математические задачки, вроде «Сколько лет прошло с момента открытия в Гродно железнодорожного вокзала?» или «Рассчитайте среднегодовой прирост населения Гродно в позапрошлом веке». Вместе с Антоном над составлением сборника работали ученики школы Илья Семашко и Алексей Куприянович. Выбирали факты, которые заинтересовали их самих. А значит, рассудили ребята, и другим будут интересны. Потом придумывали разноплановые задачи на вычитание, умножение, вычисление процентов, площади и так далее.

Этот сборник был первым, и там есть над чем поработать и что улучшить. Но Антону понравилась сама идея: объединить разные учебные предметы. Второй сборник соединил математику и физику, а если быть точнее, то вопросы энергосбережения и экономии. Такой будет интересно почитать и применить к себе не только детям, но и взрослым.

IMG_20180515_154646_HDR.jpg

– Стараемся с коллегами использовать сборник Антона на уроках, – говорит учитель математики Инна Гаспаревич.Если мы говорим о том, что задачи должны быть практикоориентированными, то вот они именно такие. Не просто посчитать расстояние из пункта А в пункт Б, а увидеть, как далеко находятся друг от друга города Гродненщины. Или не убеждать кого-то вместо перегоревшей лампочки накаливания купить светодиодную, а на конкретных примерах рассчитать, что последнее просто выгоднее для семейного бюджета.

Кстати, именно с лампочек все и началось.

Как-то мне стало интересно, на чем можно сэкономить в квартире. У нас дома я насчитал около 50 лампочек. Стало интересно, а если заменить на светодиодные, получится ли сэкономить? – рассказал Антон. – Таких вопросов насобиралось много. Поэтому в пособии появились разделы «Электричество», «Газ», «Вода». И по каждому – примеры задач, в которых легко поменять исходные данные и сделать свои расчеты. Мне показалось, что задачник будет интереснее сверстникам, если не просто даст посчитать, сколько можно сэкономить, а еще и поможет выяснить, что можно купить за эти деньги. Каждый выбирает, что ему больше по душе: мороженое, вафли, наушники для телефона…

33.jpg

С помощью сборника можно увидеть и на примере собственного жилья просчитать самые разные способы экономии. В СШ №37 этому учатся с детства. Решая практические задачки, ребятам намного легче увидеть, что выгоднее. И где найти ту копейку, которая рубль бережет.

По моей просьбе Антон решил и задачку, которая интересовала меня давно, но, как это часто бывает, ее решение я откладывала. Итак, что выгоднее: кипятить воду на элекроплите или в электрочайнике? Время во втором случае мы экономим однозначно, а деньги?

Задача. Электроплита «Гефест» имеет 4 конфорки с общей мощностью 6500 Вт. Следовательно, мощность одной конфорки составляет 1625 Вт. Используя эту плиту, один литр воды можно вскипятить за 11 минут, то есть за 0,183 часа. Таким образом, будет затрачено 0,2981 Вт*ч (0,183 ч × 1625 Вт = 298,1 Вт/ч = 0,2981 кВт*ч), что нам обойдется в 0,0498 рубля (0,2981 кВт*ч * 0,16731 р/кВт*ч = 0,0498 р), то есть приблизительно в 5 копеек.

Электрочайник же имеет мощность 2200 Вт, благодаря чему способен вскипятить это же количество воды за 3 минуты 50 секунд, то есть за 0,06 часа. Тогда за это время будет израсходовано 0,132 кВт*ч (2,2 кВт × 0,06 ч = 0,132 кВт*ч), что нам обойдется в 0,0221 рубля или в 2 копейки (0,132 кВт*ч * 0,16731 р/кВт*ч = 0,0221 р).
Очевидно, что при использовании электрочайника тратится в два раза меньше электроэнергии и в три раза меньше времени.