Как подготовить ребенка к школе: в первый, пятый и десятый класс – советы психологов
1 сентября – это всегда стресс: для учеников, родителей и учителей. У первоклассников кардинально меняется жизнь, пятиклассники переходят на новую ступень с разнообразием учителей, а на старшеклассников возлагается ответственность за будущий выбор профессии. Как родители могут помочь ребенку снизить стресс, мотивировать на учебу и не лишить при этом присущей детству беззаботности?

Общие рекомендации
Режим дня. Если летом можно себе позволить ложиться и вставать позже, то учебный год – это четкий график, и организму нужно к нему привыкнуть. Поэтому начинайте приучать ребенка к школьному распорядку дня за несколько недель до сентября: ранний подъем, завтрак, сборы, домашние дела.
Положительное отношение к учебе. Рассказывайте о школе в позитивном ключе, вспоминайте интересные моменты своих школьных лет, указывайте на возможности для новых знакомств и занятий.
Станьте примером для ребенка и не нойте по утрам во время сборов на работу. Ваше эмоциональное состояние заразительно для ребенка. У него сложится впечатление, что утренние сборы куда-либо – это тяжелая каторга, даже если в школе у него проблем нет.
Избегайте негативных оценок школы, учителей, учебного процесса, не нагнетайте обстановку, не запугивайте фразами: «Это в детском саду тебе было легко, а в школе такого не будет», «Ты теперь в пятом классе, никто тебя жалеть не будет» и так далее.
Формируйте правильную мотивацию: суть учебы в знаниях, совершенствовании навыков, «прокачке» мозга, а не в оценках.
Посещайте кружки, секции, детские площадки, чтобы ребенок учился взаимодействовать с другими детьми, не боялся конфликтов и искал здоровые способы их разрешения.
Учите ребенка распознавать и выражать свои эмоции, контролировать свое поведение, спокойно реагировать на неудачи.
Первоклассник
На плечи ребенка, который идет в первый класс, возлагается взрослая ответственность: запомнить расположение помещений в школе, расписание, подружиться с детьми, понравиться учительнице, научиться переключаться с игровой на учебную деятельность, заставлять себя сидеть и слушать, побороть стеснение и многое другое. Очень важно, чтобы рядом были поддерживающие родители, которые помогут ему перейти на новый этап.
Для того, чтобы ребенок как можно легче адаптировался к школьной жизни, он должен быть готов: социально (иметь навыки коммуникации), интеллектуально (развиты когнитивные функции), мотивационно (работа над адекватной самооценкой, заинтересованность в обучении) и иметь достаточную силу воли (этому способствует подготовительная работа и занятия, которые формируют усидчивость).
Не нужно заострять внимание на том, что это новый, знаковый этап в жизни, достаточно того, что вы это знаете. У первоклассника может сформироваться школьная тревожность, от которой впоследствии достаточно сложно избавиться.
Не транслируйте свое негативное прошлое. Если вы не хотите вспоминать школьные годы, это не значит, что такой сценарий повторится и у ребенка. В крайнем случае придумайте историю, в которой вы преодолели все трудности, обрели друзей и легко влились в школьную жизнь. Для ребенка это станет образцом.
Не грузите первоклассника фразами «Ты должен хорошо учиться, быть послушным…», чтобы не было дополнительного стресса от завышенных ожиданий родителей. Школа и так большой стресс.
Читайте ребенку книги, разговаривайте, анализируйте поступки героев, рассказывайте о мире – это расширяет словарный запас, учит называть чувства и быть внимательнее.
Развивайте мелкую моторику. Лепка, рисование, аппликации, работа с мелкими предметами, конструкторы – все это пригодится для формирования навыков письма.
Приучайте к самостоятельности: в выполнении домашнего задания, в бытовых делах и поручениях.
Адаптация
В среднем адаптация первоклассников занимает от 3 недель до нескольких месяцев. Если она затянулась, ребенок вялый, плаксивый и отказывается идти в школу, стоит обратиться к детскому психологу.
Чтобы помочь нервной системе быстрее адаптироваться, настройте режим дня. Ребенок должен ложиться спать в 9 и вставать в 7, необходимо определить время для уроков и отдыха.
Поддерживайте маленького ученика и поощряйте за старание. Не гонитесь за идеальностью, не сравнивайте с другими, не наказывать за промахи. Ребенок и пошел в школу, чтобы научиться. Его и так будут сравнивать со сверстниками. Если раньше он был самый-самый, то теперь в классе собрались все «самые-самые», но будут те, кто схватит быстрее чтение, письмо, счет, лучше рисует, говорит и так далее. Верьте в своего ребенка и любите не за достижения.
Не стоит записывать первоклассника на все кружки и секции. Сначала ему надо адаптироваться к школе и наладить режим. Перегрузка дополнительными занятиями может плохо сказаться на обучении и даже самочувствии.
Если у ребенка есть способности в каком-то направлении и жаль терять время, тогда подберите подходящую форму дополнительных занятий. Но если ярких талантов нет, то позвольте ребенку расти и пробовать разные направления, чтобы найти что-то свое.
Родителям важно помнить, что помогать с выполнением домашнего задания нужно только тогда, когда ребенок в этом нуждается, то есть не сидеть над ним и не делать за него.
Пятиклассник
Раньше считалось, что подростковый возраст начинается примерно в 15-16 лет, но сейчас специалисты говорят о том, что ранний подростковый период начинается уже в 10-11 лет. Желание быть самостоятельным сочетается с неспособностью контролировать свои поступки и нести ответственность за свою жизнь. Внутренние конфликты могут привести к тому, что ребенок станет тревожным или плаксивым, а у кого-то возможно непослушание и агрессия.
Поддержите ребенка в период адаптации. Некоторые дети переходят в гимназию, другие — остаются в обычной школе. Даже если ребенок не меняет учебное заведение, классы часто переформировывают: из четырех начальных создают три пятых класса с большим числом учеников. Учителей становится больше, и каждый из них отличается требованиями, характером, стилем преподавания и иногда системой оценивания. Все это усложняет адаптацию.
Обычно именно в этом возрасте снижается успеваемость. У каждого учителя своя система оценивания, которую надо понять. Здесь уже не сработает философия учителя начального класса, когда порой оцениваются не фактические знания, а потенциал, и делаются «скидки» за счет положительных качеств личности. Зачастую в пятом классе проявляется разная успеваемость по предметам: например, по математике знания оцениваются высоко, а по русскому языку возникают трудности. Такая разница может влиять на самооценку и эмоциональное состояние ребенка.
С одной стороны, подростковый возраст отличается акцентом на отношения со сверстниками и развитие индивидуальности. С другой — учебная нагрузка увеличивается, и зачастую родители и учителя делают основной акцент на ней, а не на личностном развитии ребенка. Вместо того, чтобы помочь ребенку разобраться с внутренними противоречиями и поддержать его, взрослые начинают усиливать давление на учебу. В результате ребенок чувствует себя еще более подавленным или отвергает учебу.
Ребенок имеет право на ошибку – успокаивайте его и себя. Также нет ничего плохого в том, чтобы искать методы, как облегчить себе выполнение домашнего задания. Направьте детскую находчивость в другое русло или, наоборот, вовремя заметьте хорошую идею.
Прививайте интерес к получению знаний, вдохновляйте, будьте примером. Если родители ничем не заинтересованы, не читают, не изучают и не обсуждают ничего нового, странно требовать от ребенка включенности в учебу и любознательности. Совместный досуг, когда все рассказывают, о чем узнали и что прочитали в последнее время, настольные игры, похвала за старание – все это мотивирует детей учиться. Не прибегайте к материальному стимулированию и не платите деньги за оценки.
В этом возрасте детям необходима особая поддержка и внимание к их индивидуальности. Важно помнить: хороший ученик не всегда равно хороший человек. Отношение к ребенку должно строиться как к хорошему человеку — дочери или сыну — независимо от его оценок или успехов в учебе. Важно ценить его личность и развивать внутренние качества вне зависимости от академических достижений.
Старшеклассник
Обычно при переходе в 10 класс детям в первый же учебный день говорят: «Все, детство закончилось. Теперь вы должны взять ответственность за свое будущее, прекратить валять дурака и начать учиться». Без отдыха, друзей и хобби – только одна учеба. Груз ответственности слишком высок. Порой даже взрослые люди не знают, как жить дальше, но при этом на 16-летнего подростка возлагается ответственность за выбор жизненного пути.
Нет, несмотря на десятый класс и приближающиеся экзамены, жизнь у ребенка продолжается. Его нужно вовлекать в жизнь семьи, интересоваться увлечениями и друзьями, разрешать ему пробовать себя в разных направлениях – в творчестве, одежде и так далее. Это надо для того, чтобы ребенок не отдалялся и не замыкался, переставая выходить из комнаты и отвечая односложно: «Да, нет, не знаю».
Если ребенок не очень хорошо учился ранее, он еще может взять себя в руки. Обсудите направления, в которых ребенок хотел бы себя попробовать, предложите взять факультативы или нанять репетиторов по отдельным предметам.
Интересуйтесь, что происходит в школе, какие у ребенка есть вопросы и переживания. Будьте рядом. Обеспечьте ребенку безопасную и спокойную обстановку дома, где он может отдохнуть и поделиться своими мыслями. Не концентрируйтесь только оценках, а то ему будет казаться, что он, кроме оценок, не несет никакой ценности.
Будьте на стороне своего ребенка. Вы знаете его особенности и интересы. В случае неоднозначной ситуации с учителем или одноклассником выслушайте ребенка, чтобы он знал, что к вам можно идти и рассчитывать на вашу поддержку.
Во время разговора о будущей профессии не перебарщивайте с давлением: «Ты должен выбрать прямо сейчас. Если ты сделаешь неправильный выбор, то никогда не сможешь его изменить». Мы, взрослые, знаем слишком много примеров, когда люди после окончания университета меняли направление, переучивались, заканчивали курсы или набирались опыта с нуля в новой сфере. Выбор специальности – это то, что можно изменить. В конце концов студент может бросить учебу и поступить в другое учреждение, если понял, что это совсем не то, что ему интересно. Будущее для старшеклассника и так туманно, так придайте же своему ребенку уверенности в том, что он справится в любом случае, а вы его поддержите.
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!

Общие рекомендации
Режим дня. Если летом можно себе позволить ложиться и вставать позже, то учебный год – это четкий график, и организму нужно к нему привыкнуть. Поэтому начинайте приучать ребенка к школьному распорядку дня за несколько недель до сентября: ранний подъем, завтрак, сборы, домашние дела.
Положительное отношение к учебе. Рассказывайте о школе в позитивном ключе, вспоминайте интересные моменты своих школьных лет, указывайте на возможности для новых знакомств и занятий.
Станьте примером для ребенка и не нойте по утрам во время сборов на работу. Ваше эмоциональное состояние заразительно для ребенка. У него сложится впечатление, что утренние сборы куда-либо – это тяжелая каторга, даже если в школе у него проблем нет.
Избегайте негативных оценок школы, учителей, учебного процесса, не нагнетайте обстановку, не запугивайте фразами: «Это в детском саду тебе было легко, а в школе такого не будет», «Ты теперь в пятом классе, никто тебя жалеть не будет» и так далее.
Формируйте правильную мотивацию: суть учебы в знаниях, совершенствовании навыков, «прокачке» мозга, а не в оценках.
Посещайте кружки, секции, детские площадки, чтобы ребенок учился взаимодействовать с другими детьми, не боялся конфликтов и искал здоровые способы их разрешения.
Учите ребенка распознавать и выражать свои эмоции, контролировать свое поведение, спокойно реагировать на неудачи.
Первоклассник
На плечи ребенка, который идет в первый класс, возлагается взрослая ответственность: запомнить расположение помещений в школе, расписание, подружиться с детьми, понравиться учительнице, научиться переключаться с игровой на учебную деятельность, заставлять себя сидеть и слушать, побороть стеснение и многое другое. Очень важно, чтобы рядом были поддерживающие родители, которые помогут ему перейти на новый этап.
Для того, чтобы ребенок как можно легче адаптировался к школьной жизни, он должен быть готов: социально (иметь навыки коммуникации), интеллектуально (развиты когнитивные функции), мотивационно (работа над адекватной самооценкой, заинтересованность в обучении) и иметь достаточную силу воли (этому способствует подготовительная работа и занятия, которые формируют усидчивость).
Не нужно заострять внимание на том, что это новый, знаковый этап в жизни, достаточно того, что вы это знаете. У первоклассника может сформироваться школьная тревожность, от которой впоследствии достаточно сложно избавиться.
Не транслируйте свое негативное прошлое. Если вы не хотите вспоминать школьные годы, это не значит, что такой сценарий повторится и у ребенка. В крайнем случае придумайте историю, в которой вы преодолели все трудности, обрели друзей и легко влились в школьную жизнь. Для ребенка это станет образцом.
Не грузите первоклассника фразами «Ты должен хорошо учиться, быть послушным…», чтобы не было дополнительного стресса от завышенных ожиданий родителей. Школа и так большой стресс.
Читайте ребенку книги, разговаривайте, анализируйте поступки героев, рассказывайте о мире – это расширяет словарный запас, учит называть чувства и быть внимательнее.
Развивайте мелкую моторику. Лепка, рисование, аппликации, работа с мелкими предметами, конструкторы – все это пригодится для формирования навыков письма.
Приучайте к самостоятельности: в выполнении домашнего задания, в бытовых делах и поручениях.
Адаптация
В среднем адаптация первоклассников занимает от 3 недель до нескольких месяцев. Если она затянулась, ребенок вялый, плаксивый и отказывается идти в школу, стоит обратиться к детскому психологу.
Чтобы помочь нервной системе быстрее адаптироваться, настройте режим дня. Ребенок должен ложиться спать в 9 и вставать в 7, необходимо определить время для уроков и отдыха.
Поддерживайте маленького ученика и поощряйте за старание. Не гонитесь за идеальностью, не сравнивайте с другими, не наказывать за промахи. Ребенок и пошел в школу, чтобы научиться. Его и так будут сравнивать со сверстниками. Если раньше он был самый-самый, то теперь в классе собрались все «самые-самые», но будут те, кто схватит быстрее чтение, письмо, счет, лучше рисует, говорит и так далее. Верьте в своего ребенка и любите не за достижения.
Не стоит записывать первоклассника на все кружки и секции. Сначала ему надо адаптироваться к школе и наладить режим. Перегрузка дополнительными занятиями может плохо сказаться на обучении и даже самочувствии.
Если у ребенка есть способности в каком-то направлении и жаль терять время, тогда подберите подходящую форму дополнительных занятий. Но если ярких талантов нет, то позвольте ребенку расти и пробовать разные направления, чтобы найти что-то свое.
Родителям важно помнить, что помогать с выполнением домашнего задания нужно только тогда, когда ребенок в этом нуждается, то есть не сидеть над ним и не делать за него.
Пятиклассник
Раньше считалось, что подростковый возраст начинается примерно в 15-16 лет, но сейчас специалисты говорят о том, что ранний подростковый период начинается уже в 10-11 лет. Желание быть самостоятельным сочетается с неспособностью контролировать свои поступки и нести ответственность за свою жизнь. Внутренние конфликты могут привести к тому, что ребенок станет тревожным или плаксивым, а у кого-то возможно непослушание и агрессия.
Поддержите ребенка в период адаптации. Некоторые дети переходят в гимназию, другие — остаются в обычной школе. Даже если ребенок не меняет учебное заведение, классы часто переформировывают: из четырех начальных создают три пятых класса с большим числом учеников. Учителей становится больше, и каждый из них отличается требованиями, характером, стилем преподавания и иногда системой оценивания. Все это усложняет адаптацию.
Обычно именно в этом возрасте снижается успеваемость. У каждого учителя своя система оценивания, которую надо понять. Здесь уже не сработает философия учителя начального класса, когда порой оцениваются не фактические знания, а потенциал, и делаются «скидки» за счет положительных качеств личности. Зачастую в пятом классе проявляется разная успеваемость по предметам: например, по математике знания оцениваются высоко, а по русскому языку возникают трудности. Такая разница может влиять на самооценку и эмоциональное состояние ребенка.
С одной стороны, подростковый возраст отличается акцентом на отношения со сверстниками и развитие индивидуальности. С другой — учебная нагрузка увеличивается, и зачастую родители и учителя делают основной акцент на ней, а не на личностном развитии ребенка. Вместо того, чтобы помочь ребенку разобраться с внутренними противоречиями и поддержать его, взрослые начинают усиливать давление на учебу. В результате ребенок чувствует себя еще более подавленным или отвергает учебу.
Ребенок имеет право на ошибку – успокаивайте его и себя. Также нет ничего плохого в том, чтобы искать методы, как облегчить себе выполнение домашнего задания. Направьте детскую находчивость в другое русло или, наоборот, вовремя заметьте хорошую идею.
Прививайте интерес к получению знаний, вдохновляйте, будьте примером. Если родители ничем не заинтересованы, не читают, не изучают и не обсуждают ничего нового, странно требовать от ребенка включенности в учебу и любознательности. Совместный досуг, когда все рассказывают, о чем узнали и что прочитали в последнее время, настольные игры, похвала за старание – все это мотивирует детей учиться. Не прибегайте к материальному стимулированию и не платите деньги за оценки.
В этом возрасте детям необходима особая поддержка и внимание к их индивидуальности. Важно помнить: хороший ученик не всегда равно хороший человек. Отношение к ребенку должно строиться как к хорошему человеку — дочери или сыну — независимо от его оценок или успехов в учебе. Важно ценить его личность и развивать внутренние качества вне зависимости от академических достижений.
Старшеклассник
Обычно при переходе в 10 класс детям в первый же учебный день говорят: «Все, детство закончилось. Теперь вы должны взять ответственность за свое будущее, прекратить валять дурака и начать учиться». Без отдыха, друзей и хобби – только одна учеба. Груз ответственности слишком высок. Порой даже взрослые люди не знают, как жить дальше, но при этом на 16-летнего подростка возлагается ответственность за выбор жизненного пути.
Нет, несмотря на десятый класс и приближающиеся экзамены, жизнь у ребенка продолжается. Его нужно вовлекать в жизнь семьи, интересоваться увлечениями и друзьями, разрешать ему пробовать себя в разных направлениях – в творчестве, одежде и так далее. Это надо для того, чтобы ребенок не отдалялся и не замыкался, переставая выходить из комнаты и отвечая односложно: «Да, нет, не знаю».
Если ребенок не очень хорошо учился ранее, он еще может взять себя в руки. Обсудите направления, в которых ребенок хотел бы себя попробовать, предложите взять факультативы или нанять репетиторов по отдельным предметам.
Интересуйтесь, что происходит в школе, какие у ребенка есть вопросы и переживания. Будьте рядом. Обеспечьте ребенку безопасную и спокойную обстановку дома, где он может отдохнуть и поделиться своими мыслями. Не концентрируйтесь только оценках, а то ему будет казаться, что он, кроме оценок, не несет никакой ценности.
Будьте на стороне своего ребенка. Вы знаете его особенности и интересы. В случае неоднозначной ситуации с учителем или одноклассником выслушайте ребенка, чтобы он знал, что к вам можно идти и рассчитывать на вашу поддержку.
Во время разговора о будущей профессии не перебарщивайте с давлением: «Ты должен выбрать прямо сейчас. Если ты сделаешь неправильный выбор, то никогда не сможешь его изменить». Мы, взрослые, знаем слишком много примеров, когда люди после окончания университета меняли направление, переучивались, заканчивали курсы или набирались опыта с нуля в новой сфере. Выбор специальности – это то, что можно изменить. В конце концов студент может бросить учебу и поступить в другое учреждение, если понял, что это совсем не то, что ему интересно. Будущее для старшеклассника и так туманно, так придайте же своему ребенку уверенности в том, что он справится в любом случае, а вы его поддержите.
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!