Сам себе психолог. Разбираемся в анализе детских рисунков

Можно ли заглянуть в душу ребенка, проникнуть в его внутренний мир? Как понять, что ребенок чувствует, как переживает те или иные события? Как разобраться, есть ли у него психологические проблемы и не пора ли обращаться к специалисту за помощью? Такие вопросы могут волновать многих заботливых родителей. А ответы на них можно найти, не выходя из дома, используя то, что в большом количестве есть в каждой семье с детьми. Это — детские рисунки, рассказывает mlyn.by.
Рисунок ребенка — одна из форм внешнего практического выражения его жизненного опыта. Они не появляются из ничего, из «чистой» фантазии. В рисунке отражается то, что ребенок когда-либо видел, слышал, то, что он в связи с этим чувствовал, переживал, обдумывал. Первоисточником всегда выступает внешний материальный мир. И только уже отраженный сознанием ребенка материальный мир может преобразовываться, дополняться благодаря его фантазии и вторично отражаться в рисунке. То есть, что бы ни изобразил ребенок, это никогда не является «чистой» выдумкой, хотя иногда бывает трудно понять, откуда взялись те или иные образы и что является их первоисточником.
Рисуночные тесты являются одним из диагностических инструментов в работе психологов. Но, как и любые психологические тесты рисуночные методики являются только вспомогательными в психологической диагностике и к тому же никогда не имеют 100% достоверности и надежности. Самостоятельно, как единственный метод диагностики, рисуночный тест никогда не используется профессиональными психологами.

Помните, рисуночный тест — профессиональный инструмент, который в руках дилетанта может дать не просто недостоверный результат, но и показать то, что прямо противоположно действительности. Процедура проведения рисуночного теста стандартизирована, имеет определенные правила и требования. Поэтому человеку, не имеющему профессионального психологического образования, не стоит пытаться применять рисуночные тесты к своему ребенку. Никто же без медицинского образования не делает УЗИ, ЭКГ или флюорографию, хотя руководство по проведению этих обследований нетрудно найти в интернете.
Однако наблюдательный, думающий родитель и без тестов может по рисункам своего ребенка понять, что у того есть какие-то проблемы и попытаться решить их самостоятельно или обратиться к специалисту. Итак, какие же «сигналы» в рисунках ребенка могут свидетельствовать о наличии у него проблем?
Анализ рисунка можно условно разделить на анализ того, что нарисовано и как нарисовано. Родителю стоит обратить внимание на рисунки, на которых изображены агрессивные персонажи или сцены насилия: злые чудовища и звери, бандиты, сцены нападений, драк, убийств и т.п. Особого внимания и немедленного реагирования требуют рисунки на половую тему. В норме дети, тем более дошкольного возраста, не рисуют ничего подобного. И если половая тема появилась в рисунках ребенка, то после спокойного, доброжелательного и ненавязчивого расспроса ребенка о том, что он нарисовал и где это видел, необходимо обратиться за консультацией к специалисту.
Никогда не устраивайте ребенку допрос! И не ругайте его за то, что он нарисовал, даже если это, по взрослым меркам, является чем-то одиозным и недопустимым.

Теперь посмотрите на то, как дети рисуют. Обычно изображение занимает центральную часть листа или распределено по всей его площади (если это, например, пейзаж). Сигналом о том, что у ребенка могут быть (только могут!) какие-то проблемы, служит очень маленький рисунок или расположенный на краю листа, как бы прижимаясь к краешку. А также чрезмерно большие персонажи, которые едва помещаются на листе.
Рисунки детей, особенно дошкольников, обычно красочные. Маленькие дети любят использовать разные цвета, экспериментировать с ними. Поэтому если ребенок не использует цветные карандаши и краски или рисует только одним, чаще темным, цветом, то взрослому стоит выяснить причину, по которой это происходит.
Также родитель может обратить внимание на характер линий в рисунке ребенка. В норме ребенок рисует со средним нажимом, стремится (если его этому научили) рисовать аккуратно, не выходя за контуры, полностью закрашивая детали, если этого требует задумка. Обратите внимание на чрезмерный нажим карандаша, который может доходить до прорывов бумаги, или очень слабые, еле заметные линии. Чрезмерная размашистость штрихов при закраске, небрежность в рисунке, «запачканный» рисунок — все это тоже может говорить о том, что либо ребенка не научили правильно рисовать, либо у него есть какие-то психологические проблемы.
Если родитель заметил что-то из перечисленных «сигналов», ему не стоит паниковать. Они являются, в первую очередь, поводом для того, чтобы более внимательно присмотреться к ребенку, поговорить с ним, расспросить о рисунке, его самочувствии, мыслях и делах. Один единственный «страшный» рисунок вполне может означать, что у ребенка просто было плохое настроение во время рисования, а не то, что у него есть серьезные проблемы.
Если же «сигналы» в рисунках повторяются, то родитель может обратиться за консультацией к психологу, который есть почти в каждом детском саду и школе. При этом туда стоит отправиться именно родителю, а не ребенку. В первый раз лучше сходить самому. Возьмите с собой рисунки и вместе со специалистом обсудите, что вас в них обеспокоило.
Помните, нерешаемых проблем не существует. Главное – ваша внимательность, вдумчивость и желание понять своего ребенка и помочь ему.

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Рисунок ребенка — одна из форм внешнего практического выражения его жизненного опыта. Они не появляются из ничего, из «чистой» фантазии. В рисунке отражается то, что ребенок когда-либо видел, слышал, то, что он в связи с этим чувствовал, переживал, обдумывал. Первоисточником всегда выступает внешний материальный мир. И только уже отраженный сознанием ребенка материальный мир может преобразовываться, дополняться благодаря его фантазии и вторично отражаться в рисунке. То есть, что бы ни изобразил ребенок, это никогда не является «чистой» выдумкой, хотя иногда бывает трудно понять, откуда взялись те или иные образы и что является их первоисточником.
Рисуночные тесты являются одним из диагностических инструментов в работе психологов. Но, как и любые психологические тесты рисуночные методики являются только вспомогательными в психологической диагностике и к тому же никогда не имеют 100% достоверности и надежности. Самостоятельно, как единственный метод диагностики, рисуночный тест никогда не используется профессиональными психологами.

Однако наблюдательный, думающий родитель и без тестов может по рисункам своего ребенка понять, что у того есть какие-то проблемы и попытаться решить их самостоятельно или обратиться к специалисту. Итак, какие же «сигналы» в рисунках ребенка могут свидетельствовать о наличии у него проблем?
Анализ рисунка можно условно разделить на анализ того, что нарисовано и как нарисовано. Родителю стоит обратить внимание на рисунки, на которых изображены агрессивные персонажи или сцены насилия: злые чудовища и звери, бандиты, сцены нападений, драк, убийств и т.п. Особого внимания и немедленного реагирования требуют рисунки на половую тему. В норме дети, тем более дошкольного возраста, не рисуют ничего подобного. И если половая тема появилась в рисунках ребенка, то после спокойного, доброжелательного и ненавязчивого расспроса ребенка о том, что он нарисовал и где это видел, необходимо обратиться за консультацией к специалисту.
Никогда не устраивайте ребенку допрос! И не ругайте его за то, что он нарисовал, даже если это, по взрослым меркам, является чем-то одиозным и недопустимым.
Рисунки детей, особенно дошкольников, обычно красочные. Маленькие дети любят использовать разные цвета, экспериментировать с ними. Поэтому если ребенок не использует цветные карандаши и краски или рисует только одним, чаще темным, цветом, то взрослому стоит выяснить причину, по которой это происходит.
Также родитель может обратить внимание на характер линий в рисунке ребенка. В норме ребенок рисует со средним нажимом, стремится (если его этому научили) рисовать аккуратно, не выходя за контуры, полностью закрашивая детали, если этого требует задумка. Обратите внимание на чрезмерный нажим карандаша, который может доходить до прорывов бумаги, или очень слабые, еле заметные линии. Чрезмерная размашистость штрихов при закраске, небрежность в рисунке, «запачканный» рисунок — все это тоже может говорить о том, что либо ребенка не научили правильно рисовать, либо у него есть какие-то психологические проблемы.
Если родитель заметил что-то из перечисленных «сигналов», ему не стоит паниковать. Они являются, в первую очередь, поводом для того, чтобы более внимательно присмотреться к ребенку, поговорить с ним, расспросить о рисунке, его самочувствии, мыслях и делах. Один единственный «страшный» рисунок вполне может означать, что у ребенка просто было плохое настроение во время рисования, а не то, что у него есть серьезные проблемы.
Если же «сигналы» в рисунках повторяются, то родитель может обратиться за консультацией к психологу, который есть почти в каждом детском саду и школе. При этом туда стоит отправиться именно родителю, а не ребенку. В первый раз лучше сходить самому. Возьмите с собой рисунки и вместе со специалистом обсудите, что вас в них обеспокоило.
Помните, нерешаемых проблем не существует. Главное – ваша внимательность, вдумчивость и желание понять своего ребенка и помочь ему.