«Трудные подростки»: как найти общий язык с «неуправляемыми» детьми

Подростковый возраст – кризисный период, который трудно переживать и родителям, и детям.

front-view-sad-girl-being-bullied-at-school-1568x931.jpg

Еще вчера – послушные малыши, а сегодня – отстраненные подростки, живущие по своим, порой абсолютно непонятным для взрослых правилам. Таких ребят называют «трудными». Их поведение отличается сомнительными хобби, агрессией, конфликтами с родителями и даже законом. Как найти подход к «неуправляемым» детям, узнавала журналист «ГП».

Гормоны бушуют, а контроль теряется

Для начала давайте разберемся с термином «трудный подросток». С этим нам поможет кандидат психологических наук, доцент кафедры экспериментальной и прикладной психологии ГрГУ имени Янки Купалы, практикующий психолог Татьяна Гижук.

гижук.jpg

Подростковый возраст – кризисный период, который трудно переживать и родителям, и детям. Непонимание друг друга, конфликты и напряжение в отношениях – частое явление. Но есть категория подростков, чье поведение выходит за всякие рамки. Таких ребят считают «трудными». Термин описывает не столько самого ребенка, сколько качество взаимодействия с ним. 

– Это ребенок, чье поведение вышло за грани социальных норм, и взрослым (родителям, учителям) стало сложно с ним справляться. Зачастую трудными подростками считают ребят с девиантным (отклоняющимся) поведением. Оно может быть направлено вовне, то есть побег из дома, совершение преступлений различной тяжести, или внутрь: употребление психоактивных веществ, замкнутость, депрессия, – рассказывает Татьяна Гижук. – Трудность во взаимодействии с подростком – это не ярлык, а сигнал. Это значит, что ребенок не может адаптироваться к требованиям среды или справиться с внутренними переживаниями.

«Трудными» подростки не рождаются, а становятся. И чаще всего на это влияет целая комбинация факторов. Во-первых, биологический: у подростков действительно бушуют гормоны. Система, отвечающая за эмоции и удовольствие, активизируется, а та, что отвечает за контроль импульсов и принятие решений, еще не дозрела. В результате – импульсивное и рискованное поведение. 
Второй фактор – психологический. Подростковый возраст – один из самых острых кризисов, которые переживает личность в процессе развития. Подросток ищет ответ на вопрос «Кто я?», и, если поиск проходит неудачно, возникает спутанность ролей, что может вылиться в протестное поведение или депрессию.

Третий фактор – социальный. Психолог подчеркивает, что именно он в большей степени влияет на развитие у подростка девиантного поведения.

– Тут я бы выделила три возможные линии. Во-первых, неблагополучная семейная обстановка. Скандалы, гиперопека или, наоборот, игнорирование, пренебрежительное отношение к ребенку. Поведение подростка – частое следствие семейной системы. Во-вторых, сложные отношения в социуме, например в школе. В-третьих, влияние плохой компании. Для подростков важно быть частью своей группы сверстников, быть принимаемым ими, быть как они. В психологии есть такое понятие, как «референтная группа», – это группа людей, чье мнение, поведение и предпочтения значимы для человека и влияют на его действия. Так вот, если подросток попадет в группу ребят с девиантными наклонностями, он будет вынужден стать как они. Поэтому родителям крайне важно знать, с кем общаются их дети. И тут речь идет не только про реальное общение, но и про виртуальное взаимодействие, – объясняет психолог.

Родитель как маяк безопасности

Часто, сталкиваясь с плохим поведением детей, родители чувствуют себя беспомощными, растерянными, а порой и отчаявшимися. Кажется, что все попытки наладить контакт тщетны, а ребенок намеренно идет наперекор. Но именно сейчас, в этот непростой период, как никогда важно не опускать руки. Ведь за маской бунтарства, дерзости или апатии скрывается подросток, который, возможно, сам не знает, как справиться с нахлынувшими эмоциями, страхами и неуверенностью.

Неправильно понятое или проигнорированное поведение может привести к необратимым последствиям, сломать судьбу, лишить шансов на счастливую и полноценную жизнь. Задача родителей – не заклеймить ребенка «трудным», а стать ему маяком, который укажет верный путь, несмотря на шторм подросткового возраста.

Тут нужно быть не «тиранами» или «надзирателями», а превратиться в «тихую гавань», надежную опору и главного адвоката. Важно: мы не боремся с подростком, а перестраиваем модель отношений с ним. Татьяна Гижук делится конкретной инструкцией:

– Для начала загляните правде в глаза и ответьте на вопрос: не стало ли «трудное» поведение ребенка следствием ваших семейных проблем. Если это так, то начать надо с себя. Смените парадигму, то есть перейдите к сотрудничеству. Первое и самое сложное – отказаться от ярлыка «трудный» и увидеть страдающего ребенка. Услышать его крик о помощи, который он не умеет выражать иначе. Спросите себя: «Что он пытается мне сказать? Чего ему не хватает?» Это кардинально меняет тон общения, – поясняет Татьяна Гижук.

Не проверяй, а доверяй

Дальше нужно пересмотреть стиль воспитания. Психологическому благополучию и социальной компетентности подростков больше всего способствует авторитетный стиль – когда родитель ставит перед ребенком высокие, но разумные требования и правила и сочетает их с отзывчивостью и теплым отношением. А вот авторитарный (требование без тепла) и попустительский (тепло без требования) стили могут привести к развитию у подростка девиантного поведения.

Перейдите от контроля к доверию. Своим поведением подростки всячески отталкивают родителей, но внутренне очень в них нуждаются. Татьяна Гижук дополняет: тотальный контроль заставит подростка еще больше скрываться и отчуждаться. Когда разговор выглядит не как допрос, а как беседа, тогда выстраивается линия доверия.

Кроме этого, родителям нужно установить четкие и справедливые границы для подростка. Поверьте, пока в голове у ребенка бушует ураган чувств, в здоровых правилах ему будет спокойнее и комфортнее. Чаще всего подростки бунтуют не против правил, а против их бессмысленности для них.

– Подросток должен понимать логику ограничений. Обсуждайте вместе с ним правила. Например, проговорите, почему нужно быть дома в назначенное время. Не «потому что я так сказал», а потому что это важно для его же безопасности и полноценного отдыха, – говорит Татьяна Гижук. – Пусть на смену ультиматумам придут переговоры. Сядьте и вместе составьте «семейный договор»: правила, обязанности, последствия их нарушения и поощрения. Это учит подростка не слепому подчинению, а ответственности и социальному договору.

Если чувствуете, что не справляетесь, всегда можно обратиться к грамотному психологу, который поможет и подскажет, как наладить связь с подростком и пережить возрастной кризис. 

Как помогает школа

Конечно, основная нагрузка по взаимодействию с подростками ложится на родителей, потому что именно с ними у ребенка формируется первичная и самая крепкая связь. Но помочь ребятам встать на верный путь и понять себя могут не только близкие люди, но и школа, где ребенок проводит большую часть времени.

О том, какую работу с подростками проводят в учреждениях образования, рассказала директор Гродненского областного социально-педагогического центра Ирина Кажуро.

кажуро.JPG

– В начале каждого учебного года мы проводим разъяснительную работу с родителями. Организуем родительские собрания, приглашаем туда грамотных специалистов. Обязательно даем родителям контакты школьного психолога, районного социально-педагогического центра, специалистов учреждений здравоохранения, республиканского центра психологической помощи, куда можно обратиться в случае затруднений в вопросах воспитания и взаимодействия со своими детьми. Хотя в первую очередь все же рекомендуем обращаться именно к школьному педагогу-психологу. У него есть возможность наблюдать за ребенком во время учебного процесса, видеть, как он взаимодействует со сверстниками. Также школьный психолог может присутствовать на уроках, а сам учащийся в любой момент может обратиться к специалисту за консультацией, – рассказывает Ирина Кажуро.

Помимо разъяснительной работы, в начале каждого учебного года проводится психологическая диагностика детей. Такое изучение помогает на раннем этапе определить, имеются ли у подростка какие-либо предпосылки, которые могут привести к противоправным действиям. Важно изучить семейную ситуацию каждого ребенка, его личностные особенности, узнать с кем он общается, дружит в учреждении образования и в свободное от учебы время.

По результатам диагностики педагог-психолог организует работу с детьми, направленную на коррекцию личностных особенностей, обучение навыкам эффективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Часто причиной ухудшения поведения подростка становится то, что он плохо ощущает себя в классном коллективе, не может найти контакт со сверстниками.

– Для этого классные руководители проводят социометрические исследования, чтобы выявить детей, которые являются лидерами в коллективе, и тех, кого в коллективе не принимают. После классный руководитель и педагог-психолог начинают работу по включению таких ребят в коллектив. В частности, психолог помогает скорректировать личностные особенности подростка, а классный руководитель находит для него такую деятельность, которая способствует проявлению лидерских качеств, – делится Ирина Кажуро. 

Кружки и секции по интересам

В работе с подростками важное значение имеет их досуговая занятость. Учреждения образования предлагают ребятам множество возможностей для всестороннего развития, как на базе школ, так и за ее пределами. С этой задачей отлично справляются и учреждения дополнительного образования детей и учащейся молодежи. Ребятам предлагаются кружки и спортивные секции разной направленности, благодаря чему каждый может найти себе занятие по интересам.

Большую роль играет и наставничество. Связь со значимым взрослым вне семьи, к примеру с тренером, педагогом, наставником из программы волонтеров, – мощный защитный фактор для подростка. Особенно полезным это будет для ребят из неполных семей.

– Например, если мальчика воспитывает только мама, то ему подойдут занятия в спортивной секции, кружке, где руководитель мужчина. Он может стать авторитетом для ребенка, – дополняет Ирина Львовна.

Кружки, секции, дополнительные занятия – это хорошая возможность для подростка обрести здоровую социальную среду, проявить себя, получить признание.

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Редакция газеты «Гродненская правда»