В Гродно прошла Международная научно-практическая конференция «Самореализация педагога и обучающихся в поликультурном образовательном пространстве учреждения образования»

Восток и запад
Такие конференции проводятся Гродненским областным институтом развития образования уже много лет. Три года – со статусом международных. Нынешняя бьет все рекорды по географии участников. Обменяться опытом приехали ученые и практики из России, Казахстана, Украины, Молдовы, Польши и Литвы. Это, как отметил начальник управления образования облисполкома Александр Сонгин, только подтверждает актуальность ее темы.
– Тема конференции – одна из самых значимых в современной педагогике. Особенно для учителя, – уверена ректор института Светлана Сергейко. – Потому что только самореализовавшийся педагог, то есть человек, который удовлетворен своей профессией, видит в будущем перспективу, воодушевлен работой, получает хороший результат. И только такой педагог может взрастить ученика, который в будущем самореализуется, принесет пользу себе и обществу.
Технология успеха
Гродненская область, которая еще со времен Советского Союза была одним из лидеров в повышении квалификации педагога и научно-методическом сопровождении процесса его профессионального становления, продолжает заложенные традиции. Например, в областном институте развития образования в этом году создали сетевое сообщество молодых педагогов. Благодаря ему каждый может обозначить проблему, с которой столкнулся, и получить совет специалиста. Все большее распространение получает школа молодого педагога, проходит фестиваль педагогических идей.
В этом направлении на Гродненщине есть немало других разработок. Например, в институте вводится новая образовательная программа, ориентированная на выстраивание педагогами собственной самореализационной стратегии. Их научат ставить и правильно формулировать цели, разрабатывать план и достигать желаемых результатов, несмотря ни на какие трудности. Планируется обучать специалистов техникам самореализации.
Песочная терапия
Участникам конференции предложили посетить несколько мастер-классов и научиться преодолевать негативные эмоциональные состояния, развивать исследовательскую активность дошколят и другие.
Необычным было занятие квалифицированного пескотерапевта Натальи Костюк, которая предложила взрослым поиграть с песком. На выбор – кинетический песок, цветной, световые столы с песочной анимацией. Получается что-то на стыке искусства, психологии и педагогики.
– Это больше арт-терапия, чем рисование, – поясняет Наталья Чеславовна. – Но это такая «мягкая» арт-терапия, когда человек является участником шоу. И пока он работает с песком, перебирает, создает узоры, рисует, внутри у него происходят позитивные изменения.
Работа с таким песком – прекрасный способ снять напряжение. А для детей это еще и ненавязчивое обучение в форме забавной игры.
На одном языке
– Для меня важным в этой конференции является еще одно понятие – поликультурная образовательная среда, – рассказывает профессор Тульского государственного педагогического университета имени Л. Н. Толстого Инна Федотенко. – К сожалению, в сегодняшней ситуации учителя не всегда готовы работать в классе, где учатся дети разных конфессий, национальностей и культур. Нужно помнить, что здесь совершенно очевидны вызовы и риски, которые связаны с межнациональными, этническими конфликтами. Ребенок может оказаться в изоляции, в роли жертвы. Мы должны подготовить будущих педагогов к работе в таких условиях, видеть и упреждать назревающие конфликты.
В этом плане интересный опыт Молдовы, где коренное население составляет около 75 процентов. А еще живут гагаузы, русские, украинцы, евреи, румыны. В Молдове есть школы с разными языками обучения – государственным румынским, украинским, русским и так далее. Ученики всех школ с 1 по 9 класс изучают предмет «История, культура, традиции народов, населяющих Молдову». Суть в том, что параллельно школьники знакомятся с традициями Молдовы и народа, который они представляют.
Интересным в плане развития личности показался опыт молдован в начальной школе, где они полностью отказались от отметок. Главное – не что получил ребенок, а чему он научился. В будущем, уверены педагоги, это поможет ребенку реально оценивать себя, свои силы, ставить и достигать цели.
Такие конференции проводятся Гродненским областным институтом развития образования уже много лет. Три года – со статусом международных. Нынешняя бьет все рекорды по географии участников. Обменяться опытом приехали ученые и практики из России, Казахстана, Украины, Молдовы, Польши и Литвы. Это, как отметил начальник управления образования облисполкома Александр Сонгин, только подтверждает актуальность ее темы.
– Тема конференции – одна из самых значимых в современной педагогике. Особенно для учителя, – уверена ректор института Светлана Сергейко. – Потому что только самореализовавшийся педагог, то есть человек, который удовлетворен своей профессией, видит в будущем перспективу, воодушевлен работой, получает хороший результат. И только такой педагог может взрастить ученика, который в будущем самореализуется, принесет пользу себе и обществу.
Технология успеха
Гродненская область, которая еще со времен Советского Союза была одним из лидеров в повышении квалификации педагога и научно-методическом сопровождении процесса его профессионального становления, продолжает заложенные традиции. Например, в областном институте развития образования в этом году создали сетевое сообщество молодых педагогов. Благодаря ему каждый может обозначить проблему, с которой столкнулся, и получить совет специалиста. Все большее распространение получает школа молодого педагога, проходит фестиваль педагогических идей.
В этом направлении на Гродненщине есть немало других разработок. Например, в институте вводится новая образовательная программа, ориентированная на выстраивание педагогами собственной самореализационной стратегии. Их научат ставить и правильно формулировать цели, разрабатывать план и достигать желаемых результатов, несмотря ни на какие трудности. Планируется обучать специалистов техникам самореализации.
Песочная терапия
Участникам конференции предложили посетить несколько мастер-классов и научиться преодолевать негативные эмоциональные состояния, развивать исследовательскую активность дошколят и другие.
Необычным было занятие квалифицированного пескотерапевта Натальи Костюк, которая предложила взрослым поиграть с песком. На выбор – кинетический песок, цветной, световые столы с песочной анимацией. Получается что-то на стыке искусства, психологии и педагогики.
– Это больше арт-терапия, чем рисование, – поясняет Наталья Чеславовна. – Но это такая «мягкая» арт-терапия, когда человек является участником шоу. И пока он работает с песком, перебирает, создает узоры, рисует, внутри у него происходят позитивные изменения.
Работа с таким песком – прекрасный способ снять напряжение. А для детей это еще и ненавязчивое обучение в форме забавной игры.
На одном языке
– Для меня важным в этой конференции является еще одно понятие – поликультурная образовательная среда, – рассказывает профессор Тульского государственного педагогического университета имени Л. Н. Толстого Инна Федотенко. – К сожалению, в сегодняшней ситуации учителя не всегда готовы работать в классе, где учатся дети разных конфессий, национальностей и культур. Нужно помнить, что здесь совершенно очевидны вызовы и риски, которые связаны с межнациональными, этническими конфликтами. Ребенок может оказаться в изоляции, в роли жертвы. Мы должны подготовить будущих педагогов к работе в таких условиях, видеть и упреждать назревающие конфликты.
В этом плане интересный опыт Молдовы, где коренное население составляет около 75 процентов. А еще живут гагаузы, русские, украинцы, евреи, румыны. В Молдове есть школы с разными языками обучения – государственным румынским, украинским, русским и так далее. Ученики всех школ с 1 по 9 класс изучают предмет «История, культура, традиции народов, населяющих Молдову». Суть в том, что параллельно школьники знакомятся с традициями Молдовы и народа, который они представляют.
Интересным в плане развития личности показался опыт молдован в начальной школе, где они полностью отказались от отметок. Главное – не что получил ребенок, а чему он научился. В будущем, уверены педагоги, это поможет ребенку реально оценивать себя, свои силы, ставить и достигать цели.