Без гостехосмотра и страховки. В Транспортной инспекции области рассказали о самых частых нарушениях в сфере такси-перевозок

Без гостехосмотра и страховки. В Транспортной инспекции области рассказали о самых частых нарушениях в сфере такси-перевозок

Увеличение числа нарушений со стороны таксистов началось после отмены лицензирования данного вида деятельности.

С начала этого года в регионе зафиксировано более 435 нарушений со стороны водителей такси. С января по апрель случились 3 дорожно-транспортных происшествия с участием таксистов и наличием пострадавших. По данным фактам по поручению УСК по Гродненской области проводятся проверки.

Комбо нарушений

Как отметил начальник управления контроля автомобильного транспорта филиала Транспортной инспекции по Гродненской области Алексей Михальчик, значительное увеличение количества нарушений со стороны таксистов начались после того, как было отменено лицензирование данного вида деятельности. Речь идет не только о мелких недочетах. Некоторые водители собирают «комбо» из серьезных нарушений.

В этом году наш филиал проводил расследование по двум ДТП. В ходе проверки выяснилось, что оба водителя работали на индивидуальных предпринимателей, один из которых вообще находился за пределами Беларуси, – рассказал Алексей Михальчик. – Таксист был предоставлен сам себе. Он не проходил необходимые предрейсовые осмотры, у него не было страхового полиса, действующей медицинской справки, не был пройден гостехосмотр. Серьезным нарушением стало несоблюдение режима труда и отдыха. За три дня до ДТП водитель работал по 10 часов, а в некоторые месяцы по 20 дней был на линии без выходных.

IMG_3183.JPG

Таким образом, одной из причин дорожно-транспортных происшествий с участием такси является то, что в настоящий момент отдельные руководители таксомоторных парков самоустранились от выполнения своих обязанностей. Они должны организовывать и контролировать процесс перевозки, а не сводить свою работу лишь к регистрации в информационных системах и получению своей части дохода от перевозки.

Без страховки

Еще одно распространенное нарушение – неподходящая страховка (обычная для такси не годится). Авто в данном случае нужно страховать по типу А6, ведь такая машина несет больше рисков. Но и стоимость страховки выше. Бывает, что страховые компании в случае ДТП просто не делают выплаты, ведь водитель страховал машину для личного пользования, а по факту использовал ее для пассажирских перевозок. Нередко водители забывают и о том, что им раз в пять лет необходимо повышать квалификацию по соответствующей категории: для маршрутного транспорта – D, для такси – В.

Водители автобусов и маршрутных такси обязаны проходить повышение квалификации регулярно, ведь если они этого не делают, может встать вопрос о лишении лицензии. А вот водители такси не сильно переживают по поводу этого, ведь их деятельность не требует лицензии, – пояснил Алексей Михальчик. – Вычислять нарушителей становится все труднее. У таксистов появилась новая фишка: они частично обозначают свою машину элементами такси, а в ряде случаев автомобиль выглядит в потоке как машина простого обывателя.

IMG_3186.JPG

Ничего не покажу

Корреспондент «ГП» для большего понимания ситуации не только побеседовала с сотрудниками Транспортной инспекции, но и отправилась с ними в рейд.

По правилам дорожного движения пассажиры должны быть пристегнуты ремнями безопасности. В салоне автомобиля-такси на видном месте должны размещаться визитные карточки водителей с фото. Наружное оформление машины тоже должно быть соответствующее: по всей длине авто – наличие желтых полос и «шашечек», на крыше – оранжевый фонарь. Если расчет наличный, таксометр должен работать и под лобовым стеклом должен гореть оранжевый огонек СКНО, а пассажир по окончании поездки должен получить чек, который подтверждает заключение публичного договора между пассажиром и перевозчиком. К слову, если вы не получили чек по окончании поездки, вы имеете право не платить за нее.

IMG_3176.JPG

В целом во время рейда все прошло спокойно: у кого-то была не та страховка, не хватало опознавательных знаков, не был пройден гостехосмотр. Все же один таксист сильно выделился. При помощи жезла транспортный инспектор попросил водителя черного «Мерседеса» с фонарем на крыше остановиться. Машина завернула на стоянку. Водитель не приоткрыл дверь и даже не опустил стекло. Сказал, что перед ним не сотрудники ГАИ и ничего он не обязан показывать.

А это грубое нарушение – отказ в предоставлении документов должностному лицу, – рассказал Алексей Михальчик. – Прежде чем уехать, мужчина нагрубил, тем самым своими действиями он воспрепятствовал проведению контрольных мероприятий. Кроме того, было установлено, что он является нелегалом: не работает официально водителем такси и выполняет перевозку пассажиров без техосмотра и страховки.

IMG_3175.JPG

За отказ в предоставлении документов работниками Транспортной инспекции на водителя был составлен протокол по статье 24.2 КоАП Республики Беларусь (ответственность предусмотрена в виде штрафа от 10 до 30 базовых величин). Протокол был направлен в суд Октябрьского района г.Гродно. Водителя за перевозку без гостехосмотра привлекли к ответственности по части 4 статьи 18.11 КоАП Республики Беларусь, а по факту незаконной предпринимательской деятельности материалы направлены в ИМНС.

Где порядок?

Всего за 2020 год сотрудники транспортной инспекции выявили более 1000 нарушений со стороны водителей такси, 252 человека привлечены к административной ответственности (за 2021 год – уже 120). Среди нарушителей в этом году выявили 7 нелегалов. Как сообщили в ИМНС, их привлекли к административной ответственности с конфискацией полученного дохода.

Для пассажира опасность поездки с нелегалом заключается еще и в том, что в случае нареканий на оказание услуг контролирующие органы не смогут качественно рассмотреть обращение гражданина и восстановить его права.

IMG_3182.JPG

Далеко не всегда в непорядке виноват водитель. Иногда люди, желая подзаработать, идут в такси и, не разбираясь, подписывают все бумаги и соглашаются на все условия. Но в таком случае водитель подвергает себя большим рискам. Часто на подпись дают не контракт, а договор подряда. В таком случае сведения о заключении договора не всегда подаются в фонд социальной защиты населения. Такой вид трудовых отношений дает минимальную социальную и правовую защиту водителю, а в случае подписания договора аренды автомобиля водитель становится нелегалом.

В Транспортной инспекции по Гродненской области отмечают, что сложившиеся проблемы в перевозках такси могли бы решить изменения законодательства в части введения карточек допуска для организаций, оказывающих диспетчерские услуги, введения ответственности за передачу заказов нелегалам, а также исключения работы водителей такси по неприемлемым для перевозок пассажиров договорам подряда и договорам аренды авто.

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Редакция газеты «Гродненская правда»