18 февраля транспортная милиция Республики Беларусь отмечает 95-летие

18 февраля транспортная милиция Республики Беларусь отмечает 95-летие

В преддверии юбилейной даты интервью «ГП» дал начальник Гродненского ОВД на транспорте полковник милиции Александр Целюк...

18 февраля транспортная милиция Республики Беларусь отмечает 95-летие со дня образования. В преддверии юбилейной даты интервью «ГП» дал начальник Гродненского ОВД на транспорте полковник милиции Александр Целюк.

– Александр Александрович, до апреля прошлого года транспортная милиция была самостоятельным звеном в системе МВД. Однако реформа Министерства привела к упразднению республиканского управления внутренних дел на транспорте. Что теперь представляет собой милиция железнодорожных и воздушных магистралей?
– Произошла оптимизация структуры, вызванная реалиями сегодняшнего дня. Главное ее следствие – переподчинение отделов и отделений внутренних дел на транспорте по территориальному принципу. Возглавляемый мною отдел является структурным подразделением УВД облисполкома. А в МВД создано управление, координирующее вопросы обеспечения общественной безопасности на объектах транспорта. Сейчас оперативность нашего реагирования на происшествия возросла, так как нет ведомственной необходимости определять, кому выезжать на тот или иной тревожный сигнал. Со всеми РОВД работаем в одной упряжке.

– Претерпела ли изменения сфера обслуживания милиционеров-транспортников?
– Да. Протяженность участка обслуживания отдела, включая подъездные пути, увеличилась и составила почти 600 километров. Теперь она включает всю Гродненскую область, а ранее за состояние правопорядка на железной дороге в Островецком, Ошмянском, Слонимском и Сморгонском районах отвечали ОВД на транспорте иных областей.

В зоне обслуживания отдела 37 железнодорожных станций, 75 остановочных пунктов, 155 переездов. Ежесуточно проходит 240 пассажирских, пригородных и грузовых поездов. Пассажиропоток немалый – 4200 человек ежесуточно. Плюс к этому в зоне нашего внимания аэродромный комплекс. Как и ранее наш отдел дислоцируется в Гродно, на вокзале в Лиде находится наше отделение. А к ранее имевшимся линейным пунктам на станциях Волковыск и Бенякони добавились ЛПМ на станциях Слоним, Новоельня и Гудогай. Специфика нашей работы обусловлена особенностями функционирования объектов транспорта. Это и повышенная опасность осуществления транспортной деятельности, и транзитный характер перевозок, и круглосуточный режим работы, и многое иное. Мы обязаны разбираться во многих тонкостях железнодорожной и авиационной специфики.

У нас каждый милиционер знает, с какой цифры начинается цистерна или хоппер, как отличить рабочий тамбур от нерабочего, маневровый светофор от входного и выходного. Навыки получаем на практике, но есть сотрудники, имеющие профильное образование. Я до Академии МВД окончил Белорусский институт железнодорожного транспорта, став специалистом в области организации управления процессами перевозок. До того, как надел форменный милицейский мундир, успел поработать и башмачником, и составителем поездов, и дежурным по горке, и дежурным по станции, и маневровым диспетчером. Но инженером стать не успел. Меня заметили в добровольной дружине и предложили работу в транспортной милиции. В результате дослужился до полковника.

– Учитывая такую специфику, большого движения кадров нет?
– У нас много сотрудников со стажем, исчисляемым двузначными цифрами. Причем ОВДТ является их первым и единственным местом службы. Транспортная милиция давно стала хорошей школой профессионального становления. Она дала путевку в жизнь многим видным руководителям УВД и МВД. К примеру, руководивший Гродненским УВД генерал Николай Судиловский в 60-х годах руководил дорожным отделом милиции на БЖД. Начальник уголовного розыска Гродненского УВД полковник Игорь Волков в начале карьеры более десяти лет раскрывал преступления на российских и белорусских стальных магистралях.

В Гродненском ОВДТ получали опыт нынешний заместитель начальника уголовного розыска МВД Беларуси полковник Виктор Юзефович, начальник штаба Гродненского УВД полковник Андрей Прокопович и многие иные руководители.

Впрочем, бывают и обратные примеры. Так, партизан-разведчик Михаил Федотов, который после войны ликвидировал на Гродненщине бандформирования, начинал службу оперуполномоченным Щучинского райотдела милиции, а завершил начальником УВД на транспорте всей страны, став генералом. Интересна судьба заместителя министра МВД конца 90-х годов генерала Юрия Радюкевича. Он прошел школу руководителя в Лидском и Слонимском отделах милиции, УВД Гродненского облисполкома, а перед главным назначением своей жизни руководил транспортной милицией страны.
– 95 лет – серьезная дата. Сделайте краткий экскурс в историю.

– Первое Положение о полицейских управлениях Санкт-Петербургско-Варшавской и Московско-Нижегородской железных дорогах утвердил в 1861 году император Александр II. А через год на территории Беларуси появилась первая железнодорожная ветка Гродно–Поречье, являющаяся частью магистрали Петербург–Варшава. В Гродно начал действовать железнодорожный вокзал. Один из восьми обер-офицеров полицейского управления, базировавшегося в Вильно, с нижними чинами размещался в Гродно.

18 февраля 1919 года ВЦИК принял Декрет «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны», а также положения «О железнодорожной охране» и «О рабоче-крестьянской железнодорожной милиции». Эта дата и стала считаться днем образования транспортной милиции. В 1939 году после воссоединения Западной Белоруссии с БССР был образован дорожный отдел милиции на Белостокской железной дороге, в составе которого создано линейное отделение милиции на станции Гродно. В последующие годы было много реформаций, а нынешний статус отдел получил в 1991 году.

– Если говорить о дне сегодняшнем, можно ли у нас без тревог ездить в поездах и летать самолетами?
– Конечно, но это не означает, что вести себя можно беспечно. Те же вокзалы и поезда извечно притягивают к себе криминогенный элемент. К примеру, в прошлом году в сфере обслуживания Гродненского ОВДТ зарегистрировано почти 60 преступлений, большую половину которых составляют кражи. Каждое третье преступление совершено в поездах. Но отрадно констатировать, что не зафиксированы убийства, изнасилования, разбои, меньше совершалось хулиганств. Это результат нашей целенаправленной работы. К примеру, за год мои подчиненные сопроводили свыше трех с половиной тысяч поездов, в которых пресекли 670 административных правонарушений. Ныне на объектах железнодорожного и воздушного транспорта свыше 250 видеокамер, бдительное око которых фиксирует все.
Редакция газеты «Гродненская правда»