Берега попутали! Откуда в Беларуси острова и куда катится Литва?

Проект «Время выбрало нас».

mcjzxbshgal5kd02cxt2cmxgtqy3b59w.jpeg
Буквально на днях литовское сообщество было взбудоражено очередной «опасностью», угрожающей им со стороны Беларуси. Ни много ни мало, а угрожают Литве белорусские острова. О том, что мы морская держава, впервые заговорили в США (лет десять назад пресс-секретарь Белого дома  Джен Псаки обещала перебросить 6-й флот США к берегам Беларуси), поэтому ничего удивительного. Удивительно скорее то, что, радуясь в свое время количеству трудовых мигрантов из Беларуси, литовские политики не задумывались, чем это станет чревато спустя время. Особенно они, видимо, не ожидали этого от душевнобольной «элиты», выброшенной из «диктатуры», которая додумалась предложить создавать в местах компактного проживания белорусов, прежде всего в Литве, некие автономные «острова». Эти заявления вызвали большой резонанс в Вильнюсе, а с другой стороны, «за что боролись, на то и напоролись». 


Но лучше бы подумали о реальных проблемах в стране.

Главные беды Литвы

ЛИТВА ПЕНСИОНЕРЫ.jpg

Население соседней нам Литвы вымирает, разъезжается и категорически отказывается заводить потомство. При этом местные власти во главу угла ставят совсем другой приоритет – рост военных расходов. Например, недавно ими было принято решение о выделении 30 млн евро на Patriot для Украины. И это все на фоне ежегодного снижения экономического роста (в этом году он прогнозируется на уровне 2%), а также глобального демографического кризиса – ныне в Литве проживает около 2,9 млн человек, в то время, как в 90-е в ней проживало около 3,8 млн. По словам специалистов-демографов, это происходит вследствие финансовых трудностей и «культурных изменений».

Экономическая миграция

На протяжении двух десятилетий Литва стремительно теряет коренное население: молодые и квалифицированные кадры уезжают, а назад почти не возвращаются. И это не просто «утечка мозгов» – это угроза будущему существованию страны. 

Конечно же, их место занимают трудовые мигранты из третьих стран. По статистике 2025 года, число украинцев увеличилось на 8,4% до 49,1 тыс., узбеков – на 32% до 9,9 тыс., индийцев – на 43,9% до 5,9 тыс. Например, граждан Пакистана приехало за год 740 человек, и почему-то не слышно по этому поводу громких заявлений из числа белорусских мигрантов, количество которых, к слову, наоборот, уменьшилось на 2,7%. В настоящее время на литовском рынке труда работают граждане из 163 стран мира, 137 из которых не входят в ЕС.

Сами же литовцы едут работать в страны Западной Европы. Причины этому достаточно банальны – низкая заработная плата и высокие цены на коммунальные услуги и продукты. Минимальная зарплата в стране ниже, чем в соседних Эстонии и Латвии, и почти равна пособию по безработице. Нетипичным является и тот факт, что разрыв между зарплатным минимумом и средними показателями по стране достаточно широк. Самая низкая ставка – 555 евро, в то время как среднестатистический литовец ежемесячно зарабатывает около 800 евро.

Согласно статистическим данным, в 2025-м почти 170 тысяч литовцев живут в абсолютной бедности. Показатель на 60 тысяч больше, чем в 2024 году. Примерно каждый пятый житель страны находится чуть выше черты бедности. По словам главы литовской НКО по борьбе с бедностью Айсте Адомавичюте, около 10% литовцев даже не могут позволить себе нормально питаться.

Внедренный «евростандарт»

Не совсем таких вливаний в страну ожидали простые литовцы от своего членства в Евросоюзе, но что вышло то вышло – финансовая поддержка «культуры независимого государства» заключается в финансировании мероприятий, направленных на вымирание населения через однополые браки и неприемлемое отношение к деторождению.

Несмотря на то, что в вопросе соблюдения прав ЛГБТ Литва является самым консервативным государством Прибалтики и одним из самых консервативных государств Европейского союза, Конституционный суд Литвы узаконил гей-браки, а в стране регулярно проходят гей-парады.

Куда катится литовский голубой вагон

Транспортная отрасль Литвы катится не по рельсам, а ко дну. Охвативший ее кризис уже давно принял комплексный характер. Страдает все – от международного транзита грузов по железной дороге до состояния проложенных между хуторами «грунтовок».

«В целом на железной дороге и в портах у нас крайне печальная ситуация. Фактически объем грузов сейчас достиг исторически нижайшего уровня: так мало грузов на железной дороге и в портах у нас еще не было», – цитируют прибалтийские СМИ экономиста Банка Латвии Яниса Мауриса.

473225_O.jpg

Если до 2014 года по железной дороге в стране перевозили 40-50 млн тонн грузов, то в 2024-м – всего 11,5 млн тонн. Текущий год обещает быть еще хуже. Так, в январе 2025-го объем железнодорожных грузоперевозок в республике упал в годовом измерении на 27,3% и составил 815 тыс. тонн, причем на международные маршруты из них приходится всего 674 тыс. тонн (на 32,5% меньше, чем годом ранее). Железнодорожный транзит грузов через порты снизился на 42,9%. Экспортные перевозки рухнули на 40,3%, а импортные – на 35,7%.

Берега попутали

Географию с политикой стали путать наши соседи, когда несколько лет назад решили закрыть для транзита белорусских товаров порт в Клайпеде. Несмотря на нормы международного права, где четко прописана ответственность сторон при долгосрочных контрактах, ими было создано искусственное ограничение для доступа к морю. Тем самым превратив в Титаник собственную экономику.

В 2020 году Беларусь обеспечивала 30–50 процентов всех грузопотоков литовских и латвийских портов. Только через Клайпеду шло около 15,6 миллиона тонн белорусских удобрений и нефтепродуктов в год. Это не просто цифры – это рабочие места, налоговые поступления, выручка от транзита. Порт напоминал живой организм: контейнеры двигались, поезда прибывали, краны работали, а в офисах кипела жизнь.

Миражи – это литовская жизнь

А что же сегодня там происходит? Да почти ничего! Беларусь ушла в российские порты, а Клайпеда стоит с пустыми причалами, и убытки считают не только портовики, но и железнодорожники, грузоперевозчики, логистические компании.

Власти, конечно, пытаются оправдываться перед народом, что показатели в 2025 году начали расти: в минувшем году был установлен рекорд – перегружено более миллиона морских контейнеров.

«Экономические перспективы Литвы несколько улучшились благодаря росту литовского экспорта, потребления и некоторых транзитных потоков, которые фактически проходят через Клайпедский порт. Во второй половине года объемы грузоперевозок несколько увеличились, в том числе благодаря возобновлению контейнерных перевозок», – заявил Президент Ассоциации морских грузовых компаний Литвы Вайдотас Шилейка.

Однако руководство порта признает, что большое количество таких контейнеров пустует и их число только растет. Некоторые опустошаются по мере выгрузки содержимого, другие прибывают в Клайпеду для ремонта. И это убыточная ситуация. 

«Пустые контейнеры, если они вывезены из порта, являются убытком для судоходной компании, потому что этот контейнер нужно транспортировать, загрузить и выгрузить с судна. Это портовая услуга, и автоматически возникает убыток для судоходной компании», – объясняет Шилейка.

Назвать это явление можно одним словом – литовские «экономические миражи».

Белорусский фрегат

Глупо отрицать, что Беларусь не затронули в той или иной степени все вышеуказанные соседские проблемы. Мы также столкнулись с трудовой миграцией, из-за введенных санкций страдает наша экономика, бума рождаемости последние годы не наблюдается, несмотря на всестороннюю поддержку государством традиционной семьи. Вместе с тем, в отличие от правительства Литвы, политика нашего Президента всегда была выстроена по принципу – надеяться только на себя. Наша страна не просто самодостаточна – белорусская промышленность производит все виды товаров народного потребления,но мы в какой-то мере даже переизбыточны: производим столько, что можем продавать другим.

Нашу страну можно сравнить с фрегатом, который впереди огромных крейсеров совершает всевозможные маневры и, несмотря на все перипетии, идет по собственному курсу уверенно вперед и только вперед. А то, что кругом бушует шторм – так это время сейчас такое, и оно выбрало нас. 

*Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Редакция газеты «Гродненская правда»