Берега попутали! Откуда в Беларуси острова и куда катится Литва?
Проект «Время выбрало нас».

Но лучше бы подумали о реальных проблемах в стране.
Главные беды Литвы

Население соседней нам Литвы вымирает, разъезжается и категорически отказывается заводить потомство. При этом местные власти во главу угла ставят совсем другой приоритет – рост военных расходов. Например, недавно ими было принято решение о выделении 30 млн евро на Patriot для Украины. И это все на фоне ежегодного снижения экономического роста (в этом году он прогнозируется на уровне 2%), а также глобального демографического кризиса – ныне в Литве проживает около 2,9 млн человек, в то время, как в 90-е в ней проживало около 3,8 млн. По словам специалистов-демографов, это происходит вследствие финансовых трудностей и «культурных изменений».
Экономическая миграция
На протяжении двух десятилетий Литва стремительно теряет коренное население: молодые и квалифицированные кадры уезжают, а назад почти не возвращаются. И это не просто «утечка мозгов» – это угроза будущему существованию страны.Конечно же, их место занимают трудовые мигранты из третьих стран. По статистике 2025 года, число украинцев увеличилось на 8,4% до 49,1 тыс., узбеков – на 32% до 9,9 тыс., индийцев – на 43,9% до 5,9 тыс. Например, граждан Пакистана приехало за год 740 человек, и почему-то не слышно по этому поводу громких заявлений из числа белорусских мигрантов, количество которых, к слову, наоборот, уменьшилось на 2,7%. В настоящее время на литовском рынке труда работают граждане из 163 стран мира, 137 из которых не входят в ЕС.
Сами же литовцы едут работать в страны Западной Европы. Причины этому достаточно банальны – низкая заработная плата и высокие цены на коммунальные услуги и продукты. Минимальная зарплата в стране ниже, чем в соседних Эстонии и Латвии, и почти равна пособию по безработице. Нетипичным является и тот факт, что разрыв между зарплатным минимумом и средними показателями по стране достаточно широк. Самая низкая ставка – 555 евро, в то время как среднестатистический литовец ежемесячно зарабатывает около 800 евро.
Согласно статистическим данным, в 2025-м почти 170 тысяч литовцев живут в абсолютной бедности. Показатель на 60 тысяч больше, чем в 2024 году. Примерно каждый пятый житель страны находится чуть выше черты бедности. По словам главы литовской НКО по борьбе с бедностью Айсте Адомавичюте, около 10% литовцев даже не могут позволить себе нормально питаться.
Внедренный «евростандарт»
Не совсем таких вливаний в страну ожидали простые литовцы от своего членства в Евросоюзе, но что вышло то вышло – финансовая поддержка «культуры независимого государства» заключается в финансировании мероприятий, направленных на вымирание населения через однополые браки и неприемлемое отношение к деторождению.Несмотря на то, что в вопросе соблюдения прав ЛГБТ Литва является самым консервативным государством Прибалтики и одним из самых консервативных государств Европейского союза, Конституционный суд Литвы узаконил гей-браки, а в стране регулярно проходят гей-парады.
Куда катится литовский голубой вагон
Транспортная отрасль Литвы катится не по рельсам, а ко дну. Охвативший ее кризис уже давно принял комплексный характер. Страдает все – от международного транзита грузов по железной дороге до состояния проложенных между хуторами «грунтовок».«В целом на железной дороге и в портах у нас крайне печальная ситуация. Фактически объем грузов сейчас достиг исторически нижайшего уровня: так мало грузов на железной дороге и в портах у нас еще не было», – цитируют прибалтийские СМИ экономиста Банка Латвии Яниса Мауриса.

Если до 2014 года по железной дороге в стране перевозили 40-50 млн тонн грузов, то в 2024-м – всего 11,5 млн тонн. Текущий год обещает быть еще хуже. Так, в январе 2025-го объем железнодорожных грузоперевозок в республике упал в годовом измерении на 27,3% и составил 815 тыс. тонн, причем на международные маршруты из них приходится всего 674 тыс. тонн (на 32,5% меньше, чем годом ранее). Железнодорожный транзит грузов через порты снизился на 42,9%. Экспортные перевозки рухнули на 40,3%, а импортные – на 35,7%.
Берега попутали
Географию с политикой стали путать наши соседи, когда несколько лет назад решили закрыть для транзита белорусских товаров порт в Клайпеде. Несмотря на нормы международного права, где четко прописана ответственность сторон при долгосрочных контрактах, ими было создано искусственное ограничение для доступа к морю. Тем самым превратив в Титаник собственную экономику.В 2020 году Беларусь обеспечивала 30–50 процентов всех грузопотоков литовских и латвийских портов. Только через Клайпеду шло около 15,6 миллиона тонн белорусских удобрений и нефтепродуктов в год. Это не просто цифры – это рабочие места, налоговые поступления, выручка от транзита. Порт напоминал живой организм: контейнеры двигались, поезда прибывали, краны работали, а в офисах кипела жизнь.
Миражи – это литовская жизнь
А что же сегодня там происходит? Да почти ничего! Беларусь ушла в российские порты, а Клайпеда стоит с пустыми причалами, и убытки считают не только портовики, но и железнодорожники, грузоперевозчики, логистические компании.Власти, конечно, пытаются оправдываться перед народом, что показатели в 2025 году начали расти: в минувшем году был установлен рекорд – перегружено более миллиона морских контейнеров.
«Экономические перспективы Литвы несколько улучшились благодаря росту литовского экспорта, потребления и некоторых транзитных потоков, которые фактически проходят через Клайпедский порт. Во второй половине года объемы грузоперевозок несколько увеличились, в том числе благодаря возобновлению контейнерных перевозок», – заявил Президент Ассоциации морских грузовых компаний Литвы Вайдотас Шилейка.
Однако руководство порта признает, что большое количество таких контейнеров пустует и их число только растет. Некоторые опустошаются по мере выгрузки содержимого, другие прибывают в Клайпеду для ремонта. И это убыточная ситуация.
«Пустые контейнеры, если они вывезены из порта, являются убытком для судоходной компании, потому что этот контейнер нужно транспортировать, загрузить и выгрузить с судна. Это портовая услуга, и автоматически возникает убыток для судоходной компании», – объясняет Шилейка.
Назвать это явление можно одним словом – литовские «экономические миражи».
Белорусский фрегат
Глупо отрицать, что Беларусь не затронули в той или иной степени все вышеуказанные соседские проблемы. Мы также столкнулись с трудовой миграцией, из-за введенных санкций страдает наша экономика, бума рождаемости последние годы не наблюдается, несмотря на всестороннюю поддержку государством традиционной семьи. Вместе с тем, в отличие от правительства Литвы, политика нашего Президента всегда была выстроена по принципу – надеяться только на себя. Наша страна не просто самодостаточна – белорусская промышленность производит все виды товаров народного потребления,но мы в какой-то мере даже переизбыточны: производим столько, что можем продавать другим.Нашу страну можно сравнить с фрегатом, который впереди огромных крейсеров совершает всевозможные маневры и, несмотря на все перипетии, идет по собственному курсу уверенно вперед и только вперед. А то, что кругом бушует шторм – так это время сейчас такое, и оно выбрало нас.
*Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!