Испытано на себе: путешествие в Израиль. Часть 2
Поток желающих посетить святые места в Израиле не иссякает круглый год. Зарабатывать на индустрии паломничества в Святую землю начали еще тысячу лет назад крестоносцы...
Поток желающих посетить святые места в Израиле не иссякает круглый год
Зарабатывать на индустрии паломничества в Святую землю начали еще тысячу лет назад крестоносцы. К XII веку, кстати, относят появление профессии гида. Библейские места в Израиле – повсюду. Посетить все реально, если располагаешь достаточным запасом времени и, конечно, средств. В рамках пресс-тура белорусских журналистов христианской теме было посвящено несколько дней.
Запомнилось место, где Иоанн Креститель крестил Иисуса в водах Иордана. Причем побывали мы именно на историческом месте, а не в организованной «туристической купальне». Вифавара – переправа через Иордан, где крестили Иисуса, в десяти километрах от древнего Иерихона, находящегося, к слову, на палестинских территориях. Тут проходит граница с Иорданией, поэтому дорога к бывшему броду идет мимо минных полей. Само святое место безопасно и облагорожено. Есть душевые, раздевалки, за которыми, правда, табличка «Внимание, мины!», есть охрана – патруль израильских солдат. На другом берегу в десятке метров – иорданские пограничники, православный монастырь и ... такая же купальня. И до сих пор ведутся дискуссии: с какой же стороны был совершен две тысячи лет назад обряд крещения Иисуса.
Споров относительно расположения святых мест на озере Кинерет (Галилейском море) гораздо меньше. Озеро и для современного Израиля знаковое – более 30 процентов пресной воды для страны забирают именно из этого водоема.
Во времена Христа местные жители жили здесь в основном за счет рыбной ловли. И именно на берегах этого озера случилось немало чудес: изгнание бесов, хождение по воде аки посуху, усмирение бури ... Сохранилась и скала, рядом с которой тысячи людей были накормлены двумя рыбами и пятью хлебами.
Неподалеку часовня первенства Петра. Внутри ее скала, на которой Иисус накрыл трапезу для апостолов, явившись им в третий раз после воскресения. За трапезой на скале и было сказано Петру: «Тебе пасти овец моих»...
Интересны две церкви на месте древнейшего города Капернаум, разрушенного землетрясением в VIII веке. Одна из них православная Петра и Павла, построенная на территории монастыря 12 апостолов. Примечателен монастырь своей открытостью и тем, что присматривает за всем хозяйством один единственный монах Иринарх, родом из Македонии. В церкви, выделяющейся в общем пейзаже красными куполами, хранится список самой древней иконы с ликом Христа.
Есть на что посмотреть и в католической части Капернаума. Земля тут принадлежит ордену францисканцев, вокруг сохранившиеся остатки зданий старинного города. Над одним из них, где, по преданию, стоял дом тещи Петра и где останавливался Иисус, возведен необычный по архитектуре храм, который как бы покрывает собой остатки здания и древней домовой церкви.
Очень интересно посетить женский монастырь с церковью Святой равноапостольной Марии Магдалины. Этот участок, где, по преданию, Иисус исцелил Марию Магдалину, еще в начале прошлого века был выкуплен русской православной церковью. На территории монастыря есть несколько радоновых источников: один из них, говорят, обладает целительной силой, избавляя от недугов глаза.
В отличие от многочисленных музеев и исторических мест платы за вход тут не требуют: просто просят не заходить в шортах, с едой, питьем и животными. Даже свечи можно брать свободно. Рядом лоток для сбора пожертвований, сколько дать, вопрос, наверное, совести, открытости да и толщины кошелька. Жадничать, впрочем, не хочется...
Мертвое море тоже причастно к библейским сюжетам. Недалеко от него располагались канувшие в Лету Содом и Гоморра, тут же начинается Иудейская пустыня. Если попросить местных, вас отвезут к соляному столбу, очень похожему очертаниями на женщину. Говорят, это жена Лота, семья которого была единственной, что выжила в погрязшем в грехах и уничтоженном городе. Несмотря на запрет оглядываться назад, женщина решила в последний раз взглянуть на родной город, обернулась и ... превратилась в соляной столб.
Встреча с Иерусалимом для нас началась с подъема на Масличную гору... С нее весь древний город как на ладони. Храмовая гора, где теперь стоит мусульманская мечеть, в которой находится краеугольный камень мира. Наглухо замурованные Золотые ворота: через них, по преданиям, в город въедет мессия... Дворцы, храмы, улочки старого города. Дух захватывает!
Тут же, впрочем, начинаешь понимать, что для местного населения паломники и туристы – очень выгодный бизнес. Перебивая экскурсовода, предлагают купить путеводители, одежду, свечи и иконы, едва ли не силой тянут в магазины. Даже в Храме Гроба Господня араб, чья семья с XII века хранит ключи от храма, настоятельно рекомендует купить «самый настоящий ладан» именно у него...
Почти все объекты, связанные с христианством, чья-то собственность. Чаще всего одной из церквей. Больше всего, кажется, принадлежат греческой церкви, говорят, даже музей Израиля и сам парламент Кнессет построены на арендованных у этой церкви землях. Немаленькие владения у армянской церкви. Например, храм, где расположена Гробница Девы Марии у подножия Масличной горы. А находящийся в десятке метров грот, где последнюю ночь перед казнью провел Иисус с учениками, уже в собственности католической церкви. Совсем рядом камень, на который упал с небес пояс Богородицы, брошенный в утешение Фоме, – он принадлежит православному монастырю.
В нескольких шагах – Гефсиманский сад с древнейшими оливковыми деревьями. Сами деревья еще «молоды» – им по 500-600 лет, а вот их корни вполне могут помнить Иисуса. В этом саду поставлена Церковь Агонии, внутри которой священный камень. Здесь Христос молился в последнюю ночь перед распятием... Первую часовню здесь поставили еще византийцы: на полу фрагменты сохранившейся мозаики...
В старом городе начинается Виа Долороза – путь скорби – улица, по которой, как считается, пролегал путь Христа к Голгофе. На крестном пути 14 остановок – девять по улице и еще пять в Храме Гроба Господня, а начинается он от церкви Бичевания и Капеллы Осуждения, принадлежащих католической церкви.
Сегодня пройти этим путем – тоже своего рода испытание. Многочисленные лавочки и кафе зазывают яркими цветами, но отпугивают, на наш взгляд, слишком легким отношением к санитарии. Проезжающие по узким улочкам машины и мотоциклы заставляют туристов вжиматься в выемки стен. Зазевавшиеся рискуют получить синяки...
Без гида и не заметишь, что прошел очередную остановку: места падения Иисуса под тяжестью креста, его встреч с людьми обозначены не очень ярко. Не зная, можно пройти мимо знаковых сооружений. Например, древней тюрьмы, в темнице которой, по преданиям, томился Иисус. Рядом со входом в камеру Варравы греческий монах предлагает купить свечи, крестики и многое другое. Цены – явно демократичнее, чем у арабских торговцев у входа в Храм Гроба Господня.
Виа Долороза несколько раз изгибается, и на одном из поворотов сворачиваем с улицы сознательно – впереди Стена плача. Найти щель для своей записки не проблема. Их, оказывается, регулярно вынимают, складывают в специальные пакеты и закапывают на Масличной горе. Ни одна записка не пропадает. Причем в записке надо просить от кого-то, а свои просьбы можно высказать напрямую, прикоснувшись к стене. Подходы к ней разделены на две половины. В мужской – более широкой – свободно, а вот в женской, говорят, надо выстоять большую очередь.
Очередями пугали нас и на подходе к Храму Гроба Господня. Но даже в Кувуклию – часовню, возведенную над Гробом Господним в IV веке,– попали довольно быстро. Правда, греческий монах здесь не разрешает задерживаться более 30 секунд. Подольше можно побыть у изголовья гробницы с обратной стороны Кувуклии. Тут маленьким приделом владеют копты: именно здесь можно прикоснуться к самой скале гробницы.
Храм, объединивший под одной крышей все места, связанные со смертью и воскресением Христа, в XII веке построили крестоносцы на месте византийской базилики. В XVI веке его расширили монахи-францисканцы. Сегодня Храм Гроба Господня разделен между шестью церквями: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской. У каждой из них есть приделы и места для молитв.
В очереди за право прикоснуться к Голгофе – и европейцы, и африканцы, и даже азиаты. В подземный храм Обретения Животворящего Креста спускаются все. В былые времена паломники на стенах пещеры выбивали кресты, сегодня, к сожалению, в некоторых местах можно встретить надписи маркером на разных языках в стиле «Здесь был...».
Почти все священные камни, скалы закрыты – верующие пытались отколоть себе по кусочку. Теперь большинство старается освятить крестики на камне миропомазания у самого входа в храм. Пучок пасхальных свечей – 33 штуки – опаливают у специального огня у входа в Кувуклию. Многие спешат прикоснуться в православной части храма к мраморной чаше, обозначающей Пуп Земли.
За порядком следит местная полиция. Сотрудников не видно, но в случае ЧП они появляются незамедлительно. Наиболее многолюдно в храме на Пасху. Вмещает он до 18 тысяч человек, и вход осуществляется лишь по пропускам. У каждой страны свои квоты. В 2012 году, рассказали в Посольстве Беларуси, белорусские группы внутрь не попали. В 2011-м пропустили 50 человек, в 2010-м прошли все. Какой будет квота в нынешнем году, предугадать невозможно. Впрочем, и в обычный день посещение святыни – праздник. Кажется, всю жизнь буду повторять: я там был!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Испытано на себе: путешествие в Израиль
Зарабатывать на индустрии паломничества в Святую землю начали еще тысячу лет назад крестоносцы. К XII веку, кстати, относят появление профессии гида. Библейские места в Израиле – повсюду. Посетить все реально, если располагаешь достаточным запасом времени и, конечно, средств. В рамках пресс-тура белорусских журналистов христианской теме было посвящено несколько дней.
Запомнилось место, где Иоанн Креститель крестил Иисуса в водах Иордана. Причем побывали мы именно на историческом месте, а не в организованной «туристической купальне». Вифавара – переправа через Иордан, где крестили Иисуса, в десяти километрах от древнего Иерихона, находящегося, к слову, на палестинских территориях. Тут проходит граница с Иорданией, поэтому дорога к бывшему броду идет мимо минных полей. Само святое место безопасно и облагорожено. Есть душевые, раздевалки, за которыми, правда, табличка «Внимание, мины!», есть охрана – патруль израильских солдат. На другом берегу в десятке метров – иорданские пограничники, православный монастырь и ... такая же купальня. И до сих пор ведутся дискуссии: с какой же стороны был совершен две тысячи лет назад обряд крещения Иисуса.
Споров относительно расположения святых мест на озере Кинерет (Галилейском море) гораздо меньше. Озеро и для современного Израиля знаковое – более 30 процентов пресной воды для страны забирают именно из этого водоема.
Во времена Христа местные жители жили здесь в основном за счет рыбной ловли. И именно на берегах этого озера случилось немало чудес: изгнание бесов, хождение по воде аки посуху, усмирение бури ... Сохранилась и скала, рядом с которой тысячи людей были накормлены двумя рыбами и пятью хлебами.
Неподалеку часовня первенства Петра. Внутри ее скала, на которой Иисус накрыл трапезу для апостолов, явившись им в третий раз после воскресения. За трапезой на скале и было сказано Петру: «Тебе пасти овец моих»...
Интересны две церкви на месте древнейшего города Капернаум, разрушенного землетрясением в VIII веке. Одна из них православная Петра и Павла, построенная на территории монастыря 12 апостолов. Примечателен монастырь своей открытостью и тем, что присматривает за всем хозяйством один единственный монах Иринарх, родом из Македонии. В церкви, выделяющейся в общем пейзаже красными куполами, хранится список самой древней иконы с ликом Христа.
Есть на что посмотреть и в католической части Капернаума. Земля тут принадлежит ордену францисканцев, вокруг сохранившиеся остатки зданий старинного города. Над одним из них, где, по преданию, стоял дом тещи Петра и где останавливался Иисус, возведен необычный по архитектуре храм, который как бы покрывает собой остатки здания и древней домовой церкви.
Очень интересно посетить женский монастырь с церковью Святой равноапостольной Марии Магдалины. Этот участок, где, по преданию, Иисус исцелил Марию Магдалину, еще в начале прошлого века был выкуплен русской православной церковью. На территории монастыря есть несколько радоновых источников: один из них, говорят, обладает целительной силой, избавляя от недугов глаза.
В отличие от многочисленных музеев и исторических мест платы за вход тут не требуют: просто просят не заходить в шортах, с едой, питьем и животными. Даже свечи можно брать свободно. Рядом лоток для сбора пожертвований, сколько дать, вопрос, наверное, совести, открытости да и толщины кошелька. Жадничать, впрочем, не хочется...
Мертвое море тоже причастно к библейским сюжетам. Недалеко от него располагались канувшие в Лету Содом и Гоморра, тут же начинается Иудейская пустыня. Если попросить местных, вас отвезут к соляному столбу, очень похожему очертаниями на женщину. Говорят, это жена Лота, семья которого была единственной, что выжила в погрязшем в грехах и уничтоженном городе. Несмотря на запрет оглядываться назад, женщина решила в последний раз взглянуть на родной город, обернулась и ... превратилась в соляной столб.
Встреча с Иерусалимом для нас началась с подъема на Масличную гору... С нее весь древний город как на ладони. Храмовая гора, где теперь стоит мусульманская мечеть, в которой находится краеугольный камень мира. Наглухо замурованные Золотые ворота: через них, по преданиям, в город въедет мессия... Дворцы, храмы, улочки старого города. Дух захватывает!
Тут же, впрочем, начинаешь понимать, что для местного населения паломники и туристы – очень выгодный бизнес. Перебивая экскурсовода, предлагают купить путеводители, одежду, свечи и иконы, едва ли не силой тянут в магазины. Даже в Храме Гроба Господня араб, чья семья с XII века хранит ключи от храма, настоятельно рекомендует купить «самый настоящий ладан» именно у него...
Почти все объекты, связанные с христианством, чья-то собственность. Чаще всего одной из церквей. Больше всего, кажется, принадлежат греческой церкви, говорят, даже музей Израиля и сам парламент Кнессет построены на арендованных у этой церкви землях. Немаленькие владения у армянской церкви. Например, храм, где расположена Гробница Девы Марии у подножия Масличной горы. А находящийся в десятке метров грот, где последнюю ночь перед казнью провел Иисус с учениками, уже в собственности католической церкви. Совсем рядом камень, на который упал с небес пояс Богородицы, брошенный в утешение Фоме, – он принадлежит православному монастырю.
В нескольких шагах – Гефсиманский сад с древнейшими оливковыми деревьями. Сами деревья еще «молоды» – им по 500-600 лет, а вот их корни вполне могут помнить Иисуса. В этом саду поставлена Церковь Агонии, внутри которой священный камень. Здесь Христос молился в последнюю ночь перед распятием... Первую часовню здесь поставили еще византийцы: на полу фрагменты сохранившейся мозаики...
В старом городе начинается Виа Долороза – путь скорби – улица, по которой, как считается, пролегал путь Христа к Голгофе. На крестном пути 14 остановок – девять по улице и еще пять в Храме Гроба Господня, а начинается он от церкви Бичевания и Капеллы Осуждения, принадлежащих католической церкви.
Сегодня пройти этим путем – тоже своего рода испытание. Многочисленные лавочки и кафе зазывают яркими цветами, но отпугивают, на наш взгляд, слишком легким отношением к санитарии. Проезжающие по узким улочкам машины и мотоциклы заставляют туристов вжиматься в выемки стен. Зазевавшиеся рискуют получить синяки...
Без гида и не заметишь, что прошел очередную остановку: места падения Иисуса под тяжестью креста, его встреч с людьми обозначены не очень ярко. Не зная, можно пройти мимо знаковых сооружений. Например, древней тюрьмы, в темнице которой, по преданиям, томился Иисус. Рядом со входом в камеру Варравы греческий монах предлагает купить свечи, крестики и многое другое. Цены – явно демократичнее, чем у арабских торговцев у входа в Храм Гроба Господня.
Виа Долороза несколько раз изгибается, и на одном из поворотов сворачиваем с улицы сознательно – впереди Стена плача. Найти щель для своей записки не проблема. Их, оказывается, регулярно вынимают, складывают в специальные пакеты и закапывают на Масличной горе. Ни одна записка не пропадает. Причем в записке надо просить от кого-то, а свои просьбы можно высказать напрямую, прикоснувшись к стене. Подходы к ней разделены на две половины. В мужской – более широкой – свободно, а вот в женской, говорят, надо выстоять большую очередь.
Очередями пугали нас и на подходе к Храму Гроба Господня. Но даже в Кувуклию – часовню, возведенную над Гробом Господним в IV веке,– попали довольно быстро. Правда, греческий монах здесь не разрешает задерживаться более 30 секунд. Подольше можно побыть у изголовья гробницы с обратной стороны Кувуклии. Тут маленьким приделом владеют копты: именно здесь можно прикоснуться к самой скале гробницы.
Храм, объединивший под одной крышей все места, связанные со смертью и воскресением Христа, в XII веке построили крестоносцы на месте византийской базилики. В XVI веке его расширили монахи-францисканцы. Сегодня Храм Гроба Господня разделен между шестью церквями: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской. У каждой из них есть приделы и места для молитв.
В очереди за право прикоснуться к Голгофе – и европейцы, и африканцы, и даже азиаты. В подземный храм Обретения Животворящего Креста спускаются все. В былые времена паломники на стенах пещеры выбивали кресты, сегодня, к сожалению, в некоторых местах можно встретить надписи маркером на разных языках в стиле «Здесь был...».
Почти все священные камни, скалы закрыты – верующие пытались отколоть себе по кусочку. Теперь большинство старается освятить крестики на камне миропомазания у самого входа в храм. Пучок пасхальных свечей – 33 штуки – опаливают у специального огня у входа в Кувуклию. Многие спешат прикоснуться в православной части храма к мраморной чаше, обозначающей Пуп Земли.
За порядком следит местная полиция. Сотрудников не видно, но в случае ЧП они появляются незамедлительно. Наиболее многолюдно в храме на Пасху. Вмещает он до 18 тысяч человек, и вход осуществляется лишь по пропускам. У каждой страны свои квоты. В 2012 году, рассказали в Посольстве Беларуси, белорусские группы внутрь не попали. В 2011-м пропустили 50 человек, в 2010-м прошли все. Какой будет квота в нынешнем году, предугадать невозможно. Впрочем, и в обычный день посещение святыни – праздник. Кажется, всю жизнь буду повторять: я там был!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Испытано на себе: путешествие в Израиль