Много ли безбилетных "зайцев" в Европе?

Двери раскрываются. Кучка молодежи, оглянувшись по сторонам, гуськом побежала на второй этаж поезда. Контролер торопится следом, оставляя без внимания спокойно сидящих пассажиров. Психологический тест элементарный: убегают – значит, «зайцы»...

ЕВРОЗАЙЦЫ
Двери раскрываются. Кучка молодежи, оглянувшись по сторонам, гуськом побежала на второй этаж поезда. Контролер торопится следом, оставляя без внимания спокойно сидящих пассажиров. Психологический тест элементарный: убегают – значит, «зайцы».

То, что это происходит не в Беларуси, можно судить только по одному обстоятельству – поезд двухэтажный. Именно такую картину мой сын наблюдает ежедневно, стоя на перроне, откуда едет до города Оффенбурга, а потом обратно. Студенческий проездной билет сыну на месяц обходится в 90 евро (отсчет 30 дней возможен с любого числа, указанного вами при покупке). Это дает право проехать 50 километров на поезде, а также передвигаться на автобусах, трамваях в городах, что в зоне действия проездного. И все же молодые люди рискуют бегать от «волка-контролера». А потом похваляются друг перед другом: если «за уши» были пойманы только раз, то при штрафе в 40 евро сэкономили 50 евро. Правда, в случае нескольких таких залетов – помалкивают. Спросила у сына: «Кто они, пассажиры в заячьей шубке, русские или немцы?» Сын пояснил, национальности и возраста у «зайцев» нет – это просто люди, которые ищут приключений, случается, что и пожилые платят штраф…

Статистика свидетельствует, что в Германии 3,5 процента всех поездок в общественном транспорте выпадает на долю безбилетников. Вроде, не слишком большая цифра, а союз германских транспортных предприятий бьет тревогу и настаивает, чтобы земельные (областные) правительства увеличили штрафы до 60 евро, а за повторные нарушения – 120 евро. Рецидивистов и вовсе предлагается наказывать тюремным заключением. Немцы считают, что только ужесточением мер возможно справиться с хроническими «зайцами».

Кстати, 120 евро – это, например, расходы нашей семьи из пяти человек по оплате электричества за месяц в трехкомнатной квартире или примерно 10 процентов, а то и больше от зарплаты малоквалифицированного рабочего.

http://grodnonews.by/uploads2/poezd%20germania.jpg

http://grodnonews.by/uploads2/poezd%20germania2.jpg

При этом впереди всей Германии по ужесточению закона о безбилетниках – Берлин. Например, треть отбывающих наказание в исправительных учреждениях – «зайцы», которые были пойманы трижды в течение одного года и не оплатили штрафные санкции. Статья Уголовного кодекса – «незаконное использование услуг». Наказание – лишение свободы до полугода. Пострадавший – муниципальное транспортное предприятие.

Но и «зайцы» не собираются сдаваться. Тот же Берлин очень озадачен интернет-сообществом безбилетников, которые через социальные сети обмениваются информацией о появлении контролеров на линиях метро и в автобусах с точностью до минуты. Мне это напомнило поведение водителей в Беларуси, которые моргают фарами при появлении работников ГАИ на дороге.

Микрорайон Погораны–Кошевники в Гродно местные называют Добрым Простоквашино. Вышел из дома, махнул рукой, и проезжающая мимо машина останавливается, чтобы подвезти до «большого» города. Одна девушка пояснила: «Сегодня я вас, завтра кто-то меня или моего ребенка подвезет».
В ноябре, запрыгнув в такой добрый попутный автомобиль, сразу же пристегиваюсь. В Германии это называется «30 евро пристегни». Поворачиваю голову, а водитель-мужчина говорит: «Не переживайте, я, когда гаишников увижу, успею пристегнуться».

«СОСЕДское ОКО»
Правила дорожного движения нарушают и в Германии. Но за мое время проживания и езды по немецким дорогам не довелось лично познакомиться с сотрудниками дорожной полиции. Вижу их лишь во время установки фотокамер, фиксирующих нарушения скоростного режима, или при регулировании движения в час пик, при ДТП или пробках. А нет контакта с человеком в форме – нет возможности «договориться». Таким образом, коррупция на этом «фронте» исключается изначально. Плюс это или минус пусть каждый решит для себя сам.

А как без остановки транспорта ловить выпивох, которые сели за руль? Рассуждаю на эту тему с женщиной, живущей в Германии уже 23 года. «Оглянись вокруг, – говорит она. – Среди только наших знакомых могу с десяток человек назвать, кто лишался прав. Работает система информирования. Сосед принимал лекарства, которые затормаживают реакцию. Приехал на заправку, его неуверенную походку не оставила без внимания оператор АЗС и вызвала полицию. Молодой человек всю ночь пил с друзьями пиво, к пяти утра надо было на работу, решил, что пронесет, но… его ждала машина дорожной полиции возле места работы – позвонил кто-то из друзей. Знакомый приехал на работу с «ароматом» перегара. Его не просто не допустили к работе, но и освидетельствовали, доказав, что был за рулем в нетрезвом состоянии по пути к месту службы…»

Сижу и думаю. Ну нет в моем понимании, что «сдать» нарушителя – это нормальное явление. Как-то въезжала в Гродно за авто, выписывающим зигзаги. Все, что сделала, не обгоняла. На стоянке у магазина в Девятовке из машины в прямом смысле вывалился водитель и побрел в магазин. «Куда и как он поедет в таком состоянии?» – это все, о чем я тогда подумала. Позвоню ли завтра, если увижу такую сцену в Германии или в Беларуси?.. Вопрос остается открытым. Стыдно быть «шестеркой»? Но не замучит ли потом совесть, когда узнаешь, что водитель, которого мы не остановили, натворил бед.

В Германии за нарушения Правил дорожного движения получаешь или штраф, или штрафные пункты, или и то, и другое одновременно. Восемнадцать пунктов, и ты без прав. Назад получить их очень сложно, особенно если был лишен за вождение в наркотическом или алкогольном опьянении. Чтобы получить разрешение на вторую попытку, нужно пройти у психотерапевта так называемый идиотентест, для чего необходимо в течение полугода доказывать свой трезвый образ жизни посредством сдачи анализов… Причем вызовы на анализы от врача всегда внезапны. Цена возврата права на вождение начинается от 1000 евро. Существует и такая практика: запрет на сдачу прав на несколько лет или даже навсегда.

Обнулить штрафные пункты тоже не так просто, какие-то из них пропадают по истечении двух лет, какие-то через пять лет, а самые тяжелые пункты, связанные с алкогольной или наркотической подоплекой, только через 10 лет.

Начинающим водителям, у которых права вначале временные на два года,  или у кого возраст до 22 лет, лучше воздержаться от вождения даже после бутылки пива. Для них требование – 0 промилле в крови – неукоснительно, иначе срок временности прав продлевается до 4–5 лет.

Для опытных водителей наказуемы уже 0,3 промилле, если водитель ведет на дороге себя странно  или нарушил Правила дорожного движения, не говоря о несчастном случае; 0,5 промилле – уже серьезнее, могут забрать права на срок от 1 до 3 месяцев и «вручить» 4 пункта;

1,1 промилле – лишение прав на полгода, 7 пунктов и штраф 500 евро минимум. При повторе и особенно через короткий промежуток времени все гораздо хуже: несколько тысяч евро – штраф, а права забирают на год или навсегда, предусмотрена и уголовная ответственность – год тюрьмы.

Отмазаться от наказания даже за мелкий проступок в Германии нет никаких шансов. Любая попытка надавить на блюстителя порядка чревата куда более жесткими последствиями. И это правило здесь неукоснительно действует, невзирая на самый высокий ранг нарушителя. Видимо, отсюда и берет свое начало известный на весь мир немецкий порядок.
Баден-Баден (Германия) – Гродно
Редакция газеты «Гродненская правда»