Много ли безбилетных "зайцев" в Европе?
Двери раскрываются. Кучка молодежи, оглянувшись по сторонам, гуськом побежала на второй этаж поезда. Контролер торопится следом, оставляя без внимания спокойно сидящих пассажиров. Психологический тест элементарный: убегают – значит, «зайцы»...
ЕВРОЗАЙЦЫ
Двери раскрываются. Кучка молодежи, оглянувшись по сторонам, гуськом побежала на второй этаж поезда. Контролер торопится следом, оставляя без внимания спокойно сидящих пассажиров. Психологический тест элементарный: убегают – значит, «зайцы».
То, что это происходит не в Беларуси, можно судить только по одному обстоятельству – поезд двухэтажный. Именно такую картину мой сын наблюдает ежедневно, стоя на перроне, откуда едет до города Оффенбурга, а потом обратно. Студенческий проездной билет сыну на месяц обходится в 90 евро (отсчет 30 дней возможен с любого числа, указанного вами при покупке). Это дает право проехать 50 километров на поезде, а также передвигаться на автобусах, трамваях в городах, что в зоне действия проездного. И все же молодые люди рискуют бегать от «волка-контролера». А потом похваляются друг перед другом: если «за уши» были пойманы только раз, то при штрафе в 40 евро сэкономили 50 евро. Правда, в случае нескольких таких залетов – помалкивают. Спросила у сына: «Кто они, пассажиры в заячьей шубке, русские или немцы?» Сын пояснил, национальности и возраста у «зайцев» нет – это просто люди, которые ищут приключений, случается, что и пожилые платят штраф…
Статистика свидетельствует, что в Германии 3,5 процента всех поездок в общественном транспорте выпадает на долю безбилетников. Вроде, не слишком большая цифра, а союз германских транспортных предприятий бьет тревогу и настаивает, чтобы земельные (областные) правительства увеличили штрафы до 60 евро, а за повторные нарушения – 120 евро. Рецидивистов и вовсе предлагается наказывать тюремным заключением. Немцы считают, что только ужесточением мер возможно справиться с хроническими «зайцами».
Кстати, 120 евро – это, например, расходы нашей семьи из пяти человек по оплате электричества за месяц в трехкомнатной квартире или примерно 10 процентов, а то и больше от зарплаты малоквалифицированного рабочего.


При этом впереди всей Германии по ужесточению закона о безбилетниках – Берлин. Например, треть отбывающих наказание в исправительных учреждениях – «зайцы», которые были пойманы трижды в течение одного года и не оплатили штрафные санкции. Статья Уголовного кодекса – «незаконное использование услуг». Наказание – лишение свободы до полугода. Пострадавший – муниципальное транспортное предприятие.
Но и «зайцы» не собираются сдаваться. Тот же Берлин очень озадачен интернет-сообществом безбилетников, которые через социальные сети обмениваются информацией о появлении контролеров на линиях метро и в автобусах с точностью до минуты. Мне это напомнило поведение водителей в Беларуси, которые моргают фарами при появлении работников ГАИ на дороге.
Микрорайон Погораны–Кошевники в Гродно местные называют Добрым Простоквашино. Вышел из дома, махнул рукой, и проезжающая мимо машина останавливается, чтобы подвезти до «большого» города. Одна девушка пояснила: «Сегодня я вас, завтра кто-то меня или моего ребенка подвезет».
В ноябре, запрыгнув в такой добрый попутный автомобиль, сразу же пристегиваюсь. В Германии это называется «30 евро пристегни». Поворачиваю голову, а водитель-мужчина говорит: «Не переживайте, я, когда гаишников увижу, успею пристегнуться».
«СОСЕДское ОКО»
Правила дорожного движения нарушают и в Германии. Но за мое время проживания и езды по немецким дорогам не довелось лично познакомиться с сотрудниками дорожной полиции. Вижу их лишь во время установки фотокамер, фиксирующих нарушения скоростного режима, или при регулировании движения в час пик, при ДТП или пробках. А нет контакта с человеком в форме – нет возможности «договориться». Таким образом, коррупция на этом «фронте» исключается изначально. Плюс это или минус пусть каждый решит для себя сам.
А как без остановки транспорта ловить выпивох, которые сели за руль? Рассуждаю на эту тему с женщиной, живущей в Германии уже 23 года. «Оглянись вокруг, – говорит она. – Среди только наших знакомых могу с десяток человек назвать, кто лишался прав. Работает система информирования. Сосед принимал лекарства, которые затормаживают реакцию. Приехал на заправку, его неуверенную походку не оставила без внимания оператор АЗС и вызвала полицию. Молодой человек всю ночь пил с друзьями пиво, к пяти утра надо было на работу, решил, что пронесет, но… его ждала машина дорожной полиции возле места работы – позвонил кто-то из друзей. Знакомый приехал на работу с «ароматом» перегара. Его не просто не допустили к работе, но и освидетельствовали, доказав, что был за рулем в нетрезвом состоянии по пути к месту службы…»
Сижу и думаю. Ну нет в моем понимании, что «сдать» нарушителя – это нормальное явление. Как-то въезжала в Гродно за авто, выписывающим зигзаги. Все, что сделала, не обгоняла. На стоянке у магазина в Девятовке из машины в прямом смысле вывалился водитель и побрел в магазин. «Куда и как он поедет в таком состоянии?» – это все, о чем я тогда подумала. Позвоню ли завтра, если увижу такую сцену в Германии или в Беларуси?.. Вопрос остается открытым. Стыдно быть «шестеркой»? Но не замучит ли потом совесть, когда узнаешь, что водитель, которого мы не остановили, натворил бед.
В Германии за нарушения Правил дорожного движения получаешь или штраф, или штрафные пункты, или и то, и другое одновременно. Восемнадцать пунктов, и ты без прав. Назад получить их очень сложно, особенно если был лишен за вождение в наркотическом или алкогольном опьянении. Чтобы получить разрешение на вторую попытку, нужно пройти у психотерапевта так называемый идиотентест, для чего необходимо в течение полугода доказывать свой трезвый образ жизни посредством сдачи анализов… Причем вызовы на анализы от врача всегда внезапны. Цена возврата права на вождение начинается от 1000 евро. Существует и такая практика: запрет на сдачу прав на несколько лет или даже навсегда.
Обнулить штрафные пункты тоже не так просто, какие-то из них пропадают по истечении двух лет, какие-то через пять лет, а самые тяжелые пункты, связанные с алкогольной или наркотической подоплекой, только через 10 лет.
Начинающим водителям, у которых права вначале временные на два года, или у кого возраст до 22 лет, лучше воздержаться от вождения даже после бутылки пива. Для них требование – 0 промилле в крови – неукоснительно, иначе срок временности прав продлевается до 4–5 лет.
Для опытных водителей наказуемы уже 0,3 промилле, если водитель ведет на дороге себя странно или нарушил Правила дорожного движения, не говоря о несчастном случае; 0,5 промилле – уже серьезнее, могут забрать права на срок от 1 до 3 месяцев и «вручить» 4 пункта;
1,1 промилле – лишение прав на полгода, 7 пунктов и штраф 500 евро минимум. При повторе и особенно через короткий промежуток времени все гораздо хуже: несколько тысяч евро – штраф, а права забирают на год или навсегда, предусмотрена и уголовная ответственность – год тюрьмы.
Отмазаться от наказания даже за мелкий проступок в Германии нет никаких шансов. Любая попытка надавить на блюстителя порядка чревата куда более жесткими последствиями. И это правило здесь неукоснительно действует, невзирая на самый высокий ранг нарушителя. Видимо, отсюда и берет свое начало известный на весь мир немецкий порядок.
Двери раскрываются. Кучка молодежи, оглянувшись по сторонам, гуськом побежала на второй этаж поезда. Контролер торопится следом, оставляя без внимания спокойно сидящих пассажиров. Психологический тест элементарный: убегают – значит, «зайцы».
То, что это происходит не в Беларуси, можно судить только по одному обстоятельству – поезд двухэтажный. Именно такую картину мой сын наблюдает ежедневно, стоя на перроне, откуда едет до города Оффенбурга, а потом обратно. Студенческий проездной билет сыну на месяц обходится в 90 евро (отсчет 30 дней возможен с любого числа, указанного вами при покупке). Это дает право проехать 50 километров на поезде, а также передвигаться на автобусах, трамваях в городах, что в зоне действия проездного. И все же молодые люди рискуют бегать от «волка-контролера». А потом похваляются друг перед другом: если «за уши» были пойманы только раз, то при штрафе в 40 евро сэкономили 50 евро. Правда, в случае нескольких таких залетов – помалкивают. Спросила у сына: «Кто они, пассажиры в заячьей шубке, русские или немцы?» Сын пояснил, национальности и возраста у «зайцев» нет – это просто люди, которые ищут приключений, случается, что и пожилые платят штраф…
Статистика свидетельствует, что в Германии 3,5 процента всех поездок в общественном транспорте выпадает на долю безбилетников. Вроде, не слишком большая цифра, а союз германских транспортных предприятий бьет тревогу и настаивает, чтобы земельные (областные) правительства увеличили штрафы до 60 евро, а за повторные нарушения – 120 евро. Рецидивистов и вовсе предлагается наказывать тюремным заключением. Немцы считают, что только ужесточением мер возможно справиться с хроническими «зайцами».
Кстати, 120 евро – это, например, расходы нашей семьи из пяти человек по оплате электричества за месяц в трехкомнатной квартире или примерно 10 процентов, а то и больше от зарплаты малоквалифицированного рабочего.


При этом впереди всей Германии по ужесточению закона о безбилетниках – Берлин. Например, треть отбывающих наказание в исправительных учреждениях – «зайцы», которые были пойманы трижды в течение одного года и не оплатили штрафные санкции. Статья Уголовного кодекса – «незаконное использование услуг». Наказание – лишение свободы до полугода. Пострадавший – муниципальное транспортное предприятие.
Но и «зайцы» не собираются сдаваться. Тот же Берлин очень озадачен интернет-сообществом безбилетников, которые через социальные сети обмениваются информацией о появлении контролеров на линиях метро и в автобусах с точностью до минуты. Мне это напомнило поведение водителей в Беларуси, которые моргают фарами при появлении работников ГАИ на дороге.
Микрорайон Погораны–Кошевники в Гродно местные называют Добрым Простоквашино. Вышел из дома, махнул рукой, и проезжающая мимо машина останавливается, чтобы подвезти до «большого» города. Одна девушка пояснила: «Сегодня я вас, завтра кто-то меня или моего ребенка подвезет».
В ноябре, запрыгнув в такой добрый попутный автомобиль, сразу же пристегиваюсь. В Германии это называется «30 евро пристегни». Поворачиваю голову, а водитель-мужчина говорит: «Не переживайте, я, когда гаишников увижу, успею пристегнуться».
«СОСЕДское ОКО»
Правила дорожного движения нарушают и в Германии. Но за мое время проживания и езды по немецким дорогам не довелось лично познакомиться с сотрудниками дорожной полиции. Вижу их лишь во время установки фотокамер, фиксирующих нарушения скоростного режима, или при регулировании движения в час пик, при ДТП или пробках. А нет контакта с человеком в форме – нет возможности «договориться». Таким образом, коррупция на этом «фронте» исключается изначально. Плюс это или минус пусть каждый решит для себя сам.
А как без остановки транспорта ловить выпивох, которые сели за руль? Рассуждаю на эту тему с женщиной, живущей в Германии уже 23 года. «Оглянись вокруг, – говорит она. – Среди только наших знакомых могу с десяток человек назвать, кто лишался прав. Работает система информирования. Сосед принимал лекарства, которые затормаживают реакцию. Приехал на заправку, его неуверенную походку не оставила без внимания оператор АЗС и вызвала полицию. Молодой человек всю ночь пил с друзьями пиво, к пяти утра надо было на работу, решил, что пронесет, но… его ждала машина дорожной полиции возле места работы – позвонил кто-то из друзей. Знакомый приехал на работу с «ароматом» перегара. Его не просто не допустили к работе, но и освидетельствовали, доказав, что был за рулем в нетрезвом состоянии по пути к месту службы…»
Сижу и думаю. Ну нет в моем понимании, что «сдать» нарушителя – это нормальное явление. Как-то въезжала в Гродно за авто, выписывающим зигзаги. Все, что сделала, не обгоняла. На стоянке у магазина в Девятовке из машины в прямом смысле вывалился водитель и побрел в магазин. «Куда и как он поедет в таком состоянии?» – это все, о чем я тогда подумала. Позвоню ли завтра, если увижу такую сцену в Германии или в Беларуси?.. Вопрос остается открытым. Стыдно быть «шестеркой»? Но не замучит ли потом совесть, когда узнаешь, что водитель, которого мы не остановили, натворил бед.
В Германии за нарушения Правил дорожного движения получаешь или штраф, или штрафные пункты, или и то, и другое одновременно. Восемнадцать пунктов, и ты без прав. Назад получить их очень сложно, особенно если был лишен за вождение в наркотическом или алкогольном опьянении. Чтобы получить разрешение на вторую попытку, нужно пройти у психотерапевта так называемый идиотентест, для чего необходимо в течение полугода доказывать свой трезвый образ жизни посредством сдачи анализов… Причем вызовы на анализы от врача всегда внезапны. Цена возврата права на вождение начинается от 1000 евро. Существует и такая практика: запрет на сдачу прав на несколько лет или даже навсегда.
Обнулить штрафные пункты тоже не так просто, какие-то из них пропадают по истечении двух лет, какие-то через пять лет, а самые тяжелые пункты, связанные с алкогольной или наркотической подоплекой, только через 10 лет.
Начинающим водителям, у которых права вначале временные на два года, или у кого возраст до 22 лет, лучше воздержаться от вождения даже после бутылки пива. Для них требование – 0 промилле в крови – неукоснительно, иначе срок временности прав продлевается до 4–5 лет.
Для опытных водителей наказуемы уже 0,3 промилле, если водитель ведет на дороге себя странно или нарушил Правила дорожного движения, не говоря о несчастном случае; 0,5 промилле – уже серьезнее, могут забрать права на срок от 1 до 3 месяцев и «вручить» 4 пункта;
1,1 промилле – лишение прав на полгода, 7 пунктов и штраф 500 евро минимум. При повторе и особенно через короткий промежуток времени все гораздо хуже: несколько тысяч евро – штраф, а права забирают на год или навсегда, предусмотрена и уголовная ответственность – год тюрьмы.
Отмазаться от наказания даже за мелкий проступок в Германии нет никаких шансов. Любая попытка надавить на блюстителя порядка чревата куда более жесткими последствиями. И это правило здесь неукоснительно действует, невзирая на самый высокий ранг нарушителя. Видимо, отсюда и берет свое начало известный на весь мир немецкий порядок.
Баден-Баден (Германия) – Гродно