Как гродненец приобрел автомобиль «ЗиМ» 1951 года выпуска (ФОТО)

Как гродненец приобрел автомобиль «ЗиМ» 1951 года выпуска (ФОТО)

В Гродно к началу 90-х было всего четыре «ЗиМа», и все они ушли за кругленькую сумму на Запад...

В 1990 году у Сергея Мукосея душа дрогнула, когда увидел в «Рекламном приложении» к «Гродзенскай праўдзе» объявление о продаже автомобиля «ЗиМ». Созвонился с хозяином и помчался на своем десятилетнем «жигуленке» в отдаленную деревушку Берестовицкого района.

Запыленный и засиженный курами-несушками «ЗиМ» 1951 года выпуска едва вмещался в узеньком деревенском гараже. Глянул на него и решил, что это чудо обязательно восстановит. Автомобиль, на котором ездил командующий армией, берестовичанин приобрел в 1978 году за 9 тысяч рублей и сам перегонял из Москвы в свою деревню.

Потом появились проблемы с ремонтом, который в деревенских условиях невозможно было выполнить. А тут еще и дети хотели более современную модель авто. Вот почему хозяин генеральского «ЗиМа» и обратил внимание на «Жигули» покупателя и предложил бартер. Ударили по рукам, и из ГАИ Сергей Мукосей уехал на старом «ЗиМе».

В Гродно к началу 90-х было всего четыре «ЗиМа», и все они ушли за кругленькую сумму на Запад. А вот Сергей Мукосей, руководитель ретроклуба «Авторетро-Гродно», принципиально решил оставить автомобиль в родном городе, чтобы горожане могли не только увидеть раритет, но и прокатиться на нем при случае. «Теперь у меня есть машина, которой можно гордиться, – говорит Сергей. – Хотя «старушка», которой уже перевалило за 60 лет, требует повышенного к себе внимания».
http://grodnonews.by/uploads2/retro-mz2.jpg

http://grodnonews.by/uploads2/retro-mz3.jpg
 У него, как у ИП, есть свои клиенты, желающие заказать только «ЗиМ». В свадебном кортеже впереди старых «Волг» всегда «ЗиМ». Пользуется спросом и у отцов, желающих на «ЗиМе» к парадному подъезду роддома подъехать. Есть среди клиентов и юбиляры. А еще именно «ЗиМы» просят подогнать к поезду из Москвы для встречи россиян. Хорошо знает машина и дорогу в «Гарадзенскі маёнтак «Коробчыцы», особенно в партизанский лагерь.

Автовладельцев «ЗиМов» на территории бывшего Союза не так и много. Все они между собой общаются, обмениваются и информацией, и запасными частями, дружат семьями. Недавно у Сергея Мукосея гостил хозяин «ЗиМа» из Смоленска: привез некоторые детали, взял нужные ему. Перед этим приезжали владельцы «ЗиМа» из Ростова-на-Дону. Причем всей семьей, чтобы пообщаться с членами клуба, провести выходные в Гродно.

– «ЗиМ» Мукосея до сих пор на хорошем ходу. Триста километров сюда-обратно для него мелочь, – в шутку говорит Сергей. – А нажмешь на его родной клаксон, такое ощущение, что играешь на трубе. Прохожие непременно оборачиваются.

Из истории автомобиля ГАЗ-12 «ЗиМ»

В мае 1948 года Горьковский автозавод имени Молотова получил правительственное задание на разработку шестиместного легкового автомобиля, которому по комфортабельности, экономичности и динамике предстояло занять место между престижным «ЗиС-110» и массовой «Победой». Создателям «ЗиМа» удалось позаимствовать около 50 процентов деталей двигателя, трансмиссии и ходовой части у выпускавшихся тогда ГАЗ-51 и ГАЗ-20 «Победа». В кузове были установлены три ряда сидений. Средние убирались в спинку переднего сиденья. Салон был богато для того времени отделан. Снабжался трехдиапазонным радиоприемником, часами с недельным заводом, электроприкуривателем с пепельницей.

15 февраля 1950 года машина предстала на суд руководителей государства, и Сталин не удержался от похвалы модели. В октябре того года начался их промышленный выпуск. Автомобиль в первую очередь направлялся в номенклатурные структуры. Позже, в более простом исполнении – велюровая отделка салона была заменена дермантиновой – машина стала поступать в таксомоторные парки. Стоимость проезда в «ЗиМе» была в полтора раза выше, чем в «Победе», являвшейся тогда основным автомобилем-такси.

В 1951 году на базе «ЗиМа» началась сборка карет скорой помощи, имевших стеклянную перегородку за передним сиденьем, два откидных кресла и носилки.

Всего за 10 лет существования модели с конвейера сошло 21527 автомобилей «ЗиМ».

Редакция газеты «Гродненская правда»