И вновь продолжается жизнь…

И вновь продолжается жизнь…

На этом майском фото 1976 года Михаил и Зарема молоды, счастливы, успешны

На этом майском фото 1976 года Михаил и Зарема молоды, счастливы, успешны. Взрослеют сыновья педагогов Трофимовичей. В доме звучит музыка и рождается поэзия. Впереди у них еще много плодотворных памятных лет и событий. Сегодня сердце овдовевшего супруга сжимается от боли. Год назад не стало самого близкого и родного человека. И все это время он старается свыкнуться с тем, что она не улыбнется, не заговорит, никогда уже не прочитает ему, первому слушателю и критику, свои новые стихи. В который раз перелистывает Михаил Георгиевич сборники стихов Заремы. В них угадывается вся их совместная жизнь, радости и горести. Отдельная тема – военная. И вот уже, как снежный ком, наплывают воспоминания…
1941 год. Их семью не так давно переселили из приграничья в Шкловский район. Михаилу идет пятнадцатый год, он старший из пяти детей Трофимовичей. В первые дни войны отца призывают на службу. В деревне слышно, как бомбят Могилев и Оршу. Группами, раненые отступают в глубь страны советские воины. А вот уже и немцы появились – вооруженные до зубов, на мотоциклах, велосипедах. Отец под Вязьмой попал в плен, а по дороге, когда военнопленных гнали в лагерь, ему удалось бежать, и уже лесными стежками, переправившись через Днепр, вернулся домой – голодный, в легкой одежонке, с израненными ногами, совсем больной.

Молодежь, видя злодеяния немцев, хотела сражаться против них, вредить фашистам. Михаилу, невысокому подростку, партизанские связные иногда поручали сходить в Шклов. Там в управе работал свой человек, и он передавал нужные сведения. На месте боев частенько ребята собирали оружие и готовы были идти к партизанам. Однажды Михаил нашел гранату Ф-1 и всегда носил ее с собой.

– Понимал, что если попаду в руки к немцам, будут пытать, уничтожат и родню. Для себя решил, что живым врагу не сдамся, – рассказывает Михаил Георгиевич. – Даже когда на фронт ушел, тоже носил ее как НЗ. Лишь когда был тяжело ранен и попал в госпиталь, медсестра обнаружила гранату в вещмешке.

Путь в партизанский отряд был длинным, полным опасностей. Прибавив себе год, упросил командира взять в отряд. Там его обучили военному делу. Поначалу охранял лагерь. Один из постов был у партизанского колодца, и его надо было стеречь как зеницу ока. Вместе с бойцами Михаил ходил в засады, которые устраивались на пути передвижения немцев. Приходилось долгими часами добираться, а потом до онемения ног и рук лежать на занятой позиции в жару и в холод, под дождем и на снегу. Случалось, и зря…

– Мы вооруженную колонну немцев ждали на дороге Могилев – Минск. А они впереди колонны пустили коней с боронами на случай, если дорога заминирована. На каждую повозку посадили детей и женщин. Понимали, что в своих стрелять не будем, – вспоминает бывший партизан.

Однажды, получив приказ, две ночи шли к железной дороге Орша – Минск. Прогремевшие взрывы разрушили целый километр важной железнодорожной ветки. Тогда рядовые партизаны еще не знали, что это их непосредственное участие в освободительной операции «Багратион». А через пару недель был освобожден Могилев. При этом воспоминании словно светлеет лицо ветерана:
– В начале июля 44-го в Могилеве устроили парад партизан. Сколько было радости и ликования! Чувствовали, что победа будет за нами. Партизанские формирования временно, до оформления документов об отправке на фронт, расселили на Буйничском поле, на берегу Днепра.

Что такое разведка боем, отчетливо знает тот, кто попадал в круговерть огня. Михаил Георгиевич уточняет:
– Нас бросали на проверку огневых средств и сил противника. На территории Польши в одном из боев меня контузило. Через несколько дней был тяжело ранен.
Из госпиталя он возвращался домой на костылях, имея документ об инвалидности и распоряжение на шесть месяцев отпуска. В родительском доме и узнал о капитуляции немцев.

В деревне в ту весну были только женщины, дети и старики. Его, еще не оправившегося от ранения, избрали… бригадиром. Не было семян, инвентаря, коней. Женщины по шесть – восемь человек впрягались в плуг. Едва с фронта стали возвращаться сельчане, Михаил сдал свои полномочия и поехал в Витебск поступать в кооперативный техникум. Его приняли…студентом Гродненского кооперативного. Так он оказался в Гродно. Здесь познакомился со своей будущей супругой – Заремой Кныш (родной сестрой известного тренера Ренальда Кныша). Вместе поступали в пединститут, только он – на физмат, а она на филологический. Имея диплом с отличием и опыт работы в комитете комсомола, он мог остаться в городе и в родном институте. А поехал в Житомлянскую среднюю школу. Оттуда Михаила Георгиевича перевели на должность заведующего Слонимским РОНО. Потом четверть века работал директором СШ №4 в Слониме. К военным орденам и медалям ветерана войны добавились высокие награды Родины за успехи на педагогической ниве: медаль «За трудовую доблесть», ордена Октябрьской революции и Трудового Красного Знамени, звание «Заслуженный учитель БССР». Он был делегатом XXV съезда КПСС и первого послевоенного Всесоюзного съезда учителей. Среди учеников Михаила Георгиевича: Иван Курман – глава администрации Ленинского района Гродно, Василий Афанасик – главный редактор «Слонимского вестника», Валерий Санюк – выпускник МГУ, доктор физико-математических наук, Анатолий Персенцев – генерал-майор.

Вместе с супругой они воспитали замечательных сыновей. Александр – врач, живет с семьей в Пинске. Георгий – инженер-электронщик в «Гродноэнерго». Он с женой Марианной и уговорили Михаила Георгиевича перебраться в их гродненскую квартиру после смерти Заремы Ивановны. Посчитали, что в семье, рядом с близкими, ему будет легче перенести боль утраты.

Учитывая, что после тяжелого военного ранения уже 70 лет стоят в ноге металлические скобы, а после контузии немолодой уже человек перенес несколько сложнейших операций, на новом месте жительства ветерана закрепили за поликлиникой №6. Здесь провели комплексное обследование. И сегодня он говорит сердечное спасибо главному врачу Иосифу Слижевскому и участковому врачу Галине Чемерис за доброту и участливость.

Михаил Георгиевич много читает. Только в библиотеку не ходит. Успешно освоил планшет и с удовольствием читает электронные книги – историческую литературу, детективы. Любит перелистать поэтические книги супруги, многочисленные семейные фотоальбомы. Каждый день занимается физзарядкой и даже с гантелями. Энергичен, бодр, общителен. Трудно поверить, что ему уже 87. У дедушки Михаила четверо внуков, подрастает правнук. Есть чему радоваться!
Редакция газеты «Гродненская правда»