Корреспондент "ГП" побывала на сыродельном заводе и узнала, какой сыр вкуснее

На Ошмянском сыродельном заводе мне рассказали не только о сыре, который производится на предприятии, но и о преимуществах того или иного сорта. К примеру, «Фитнес Чиз» привлек меня особенно – из-за пониженного содержания жира.
– Не подскажете, есть ли у вас «Фитнес Чиз»? – интересуюсь в одном из магазинов.
Продавец подходит к прилавку, и мы начинаем искать нужный мне продукт. Перебрав несколько расфасованных кусочков сыра, мой консультант теряет интерес к занятию и отходит.
– Может тогда у вас есть другой сыр с жирностью 25 процентов?
– А что, и такой бывает? – огорошивает меня ответом продавец.
Приходится мне объяснять продавцу, какой бывает сыр. Девушка удивляется и признается, что о многом слышит впервые.
Вскоре еще раз пришлось столкнуться с подобной проблемой. Заглянула к подруге, и та угостила меня необычайно вкусным разваристым картофелем.
– Какой сорт? – поинтересовалась я.
– Явар.
И в один из выходных дней отправляюсь по магазинам искать такой картофель, мой ранее купленный на ярмарке явно не соответствовал вкусу того, что попробовала у подруги.
Явара в магазинах потребительской кооперации найти не удалось. На ценнике видела лишь надпись «Картофель РБ» и цену. Никакой ясности относительно сорта продаваемого продукта не смогла внести и продавец. Правда, надо отдать ей должное – она вовсю старалась, нахваливая вкус реализуемой здесь картошечки. В других магазинах и такую информацию получить не удалось.
– Не знаю ничего о сорте, может быть, есть в накладных, а накладные у заведующей, она пока отсутствует.
– Не знаю, какова на вкус – не покупала, не пробовала.
– Белорусская всегда вкусная.
Примерно такие ответы чаще всего приходилось слышать в торговых точках.
Нашелся среди продавцов и шутник:
– Я вам отрежу кусочек. Будете пробовать?
Были и такие, кто мое желание купить не кота в мешке, а определенный сорт расценил не в мою пользу:
– Все хозяйственные люди картофель с осени заготовили, а вы с авоськой по магазинам бегаете и сорт свой ищете. Теперь уж покупайте, что есть.
– Васильевна! – взывала в глубь подсобного помещения продавец. – Выдь, а то тут привередливая покупательница попалась, какой-то сорт картофеля ищет.
После этого мои походы по магазинам стали целенаправленными – пыталась выяснить, как торговля предлагает продукты белорусского производства.
Выводы моего мониторинга только подтвердили мои наблюдения потребителя: торговля в большинстве своем не умеет продавать отечественную продукцию.
С магазинных полок предлагают «Яблоко РБ» рядом с импортным яблочком Кинг, Принц, Голд.
А что касается нежирного сыра – тоже полный облом. Некоторые продавцы, чтобы не утруждать себя, ограничиваются кратким ответом:
– Нет такого.
Но нужный мне сыр после самостоятельных поисков в витрине иногда находится.
В некоторых торговых точках продавцы искренне удивлялись, что сыр, оказывается, имеет разное содержание жира. А уж вопрос о том, можно ли купить молодой или зрелый сыр, однозначно вызывал замешательство у торговых работников.
Вместе с яблоками и картофелем сорта «РБ» можно было увидеть «Свеклу РБ», «Морковь РБ».
Можно сколько угодно сетовать на нерасторопность производителей, которые не умеют работать с торговлей. Но в данном контексте производителей мне откровенно жаль. Они-то стараются, осваивают выпуск новых сортов и видов продукции. Обидно за селекционеров. Достаточно сказать, что государственный реестр Республики Беларусь содержит 144 сорта картофеля, 44 из них – белорусской селекции, но на прилавках мы видим один сорт «Картофель РБ».
Не хочу утверждать, что у торговли нет потенциала, чтобы грамотно продавать. Сегодня в штате торговых предприятий есть и товароведы, и маркетологи, и мерчендайзеры. Они прекрасно знают законы рынка и психологию потребителей. Вот только знания эти не доходят до тех, кто напрямую общается с покупателем, – к консультантам торгового зала, продавцам, кассирам.
Одной из причин этого мне назвали большую текучесть среди продавцов и дефицит работников этой профессии. Но ведь открывая свои кошельки и выкладывая из них заложенную в товар торговую наценку, покупатели вправе рассчитывать на качественное обслуживание.
– Не подскажете, есть ли у вас «Фитнес Чиз»? – интересуюсь в одном из магазинов.
Продавец подходит к прилавку, и мы начинаем искать нужный мне продукт. Перебрав несколько расфасованных кусочков сыра, мой консультант теряет интерес к занятию и отходит.
– Может тогда у вас есть другой сыр с жирностью 25 процентов?
– А что, и такой бывает? – огорошивает меня ответом продавец.
Приходится мне объяснять продавцу, какой бывает сыр. Девушка удивляется и признается, что о многом слышит впервые.
Вскоре еще раз пришлось столкнуться с подобной проблемой. Заглянула к подруге, и та угостила меня необычайно вкусным разваристым картофелем.
– Какой сорт? – поинтересовалась я.
– Явар.
И в один из выходных дней отправляюсь по магазинам искать такой картофель, мой ранее купленный на ярмарке явно не соответствовал вкусу того, что попробовала у подруги.
Явара в магазинах потребительской кооперации найти не удалось. На ценнике видела лишь надпись «Картофель РБ» и цену. Никакой ясности относительно сорта продаваемого продукта не смогла внести и продавец. Правда, надо отдать ей должное – она вовсю старалась, нахваливая вкус реализуемой здесь картошечки. В других магазинах и такую информацию получить не удалось.
– Не знаю ничего о сорте, может быть, есть в накладных, а накладные у заведующей, она пока отсутствует.
– Не знаю, какова на вкус – не покупала, не пробовала.
– Белорусская всегда вкусная.
Примерно такие ответы чаще всего приходилось слышать в торговых точках.
Нашелся среди продавцов и шутник:
– Я вам отрежу кусочек. Будете пробовать?
Были и такие, кто мое желание купить не кота в мешке, а определенный сорт расценил не в мою пользу:
– Все хозяйственные люди картофель с осени заготовили, а вы с авоськой по магазинам бегаете и сорт свой ищете. Теперь уж покупайте, что есть.
– Васильевна! – взывала в глубь подсобного помещения продавец. – Выдь, а то тут привередливая покупательница попалась, какой-то сорт картофеля ищет.
После этого мои походы по магазинам стали целенаправленными – пыталась выяснить, как торговля предлагает продукты белорусского производства.
Выводы моего мониторинга только подтвердили мои наблюдения потребителя: торговля в большинстве своем не умеет продавать отечественную продукцию.
С магазинных полок предлагают «Яблоко РБ» рядом с импортным яблочком Кинг, Принц, Голд.
А что касается нежирного сыра – тоже полный облом. Некоторые продавцы, чтобы не утруждать себя, ограничиваются кратким ответом:
– Нет такого.
Но нужный мне сыр после самостоятельных поисков в витрине иногда находится.
В некоторых торговых точках продавцы искренне удивлялись, что сыр, оказывается, имеет разное содержание жира. А уж вопрос о том, можно ли купить молодой или зрелый сыр, однозначно вызывал замешательство у торговых работников.
Вместе с яблоками и картофелем сорта «РБ» можно было увидеть «Свеклу РБ», «Морковь РБ».
Можно сколько угодно сетовать на нерасторопность производителей, которые не умеют работать с торговлей. Но в данном контексте производителей мне откровенно жаль. Они-то стараются, осваивают выпуск новых сортов и видов продукции. Обидно за селекционеров. Достаточно сказать, что государственный реестр Республики Беларусь содержит 144 сорта картофеля, 44 из них – белорусской селекции, но на прилавках мы видим один сорт «Картофель РБ».
Не хочу утверждать, что у торговли нет потенциала, чтобы грамотно продавать. Сегодня в штате торговых предприятий есть и товароведы, и маркетологи, и мерчендайзеры. Они прекрасно знают законы рынка и психологию потребителей. Вот только знания эти не доходят до тех, кто напрямую общается с покупателем, – к консультантам торгового зала, продавцам, кассирам.
Одной из причин этого мне назвали большую текучесть среди продавцов и дефицит работников этой профессии. Но ведь открывая свои кошельки и выкладывая из них заложенную в товар торговую наценку, покупатели вправе рассчитывать на качественное обслуживание.