Общий педагогический стаж династии Павлюкевич-Буйновских – почти полтора века

За семейным праздничным столом обычно собираются три поколения педагогов...
Общий педагогический стаж династии Павлюкевич-Буйновских – почти полтора века. За семейным праздничным столом обычно собираются три поколения педагогов.
Все знают, что труд учителя не самый простой. Сложности профессии видят в первую очередь родные педагога. И все же порой дети и даже внуки в профессию идут по стопам родителей. Почему так происходит, заместитель директора по воспитательной работе Вертелишковской СШ Светлана Буйновская – представительница самого молодого поколения учителей в семейной династии Павлюкевич-Буйновских – ответила так:
– Трудно представить другое будущее, когда вокруг тебя одни учителя, а семейные посиделки превращаются в педсовет. С детства привыкла, что дедушке с бабушкой и родителям звонят бывшие ученики, могут даже без особых приглашений прийти в гости, узнать, как дела, рассказать о своих успехах. Видела, что их уважают и помнят даже через много лет. Вот это дорогого стоит.
Корни педагогической династии уходят в 1950-е годы, когда в Лашанской семилетней школе имени Карского начал свою трудовую деятельность учитель физики Станислав Павлюкевич. В Лаше Станислав Юзефович проработал всего два года, но эта школа и сегодня много для него значит. Именно здесь 1 сентября он увидел ее – молодую и обаятельную учительницу математики с выразительными серыми глазами – Лидию Тананко, вскоре ставшую его женой.
Затем опытный педагог Станислав Юзефович стал завучем Поречской санаторной школы-интерната и столкнулся с новыми трудностями. Ведь нужно было решать массу вопросов, не связанных с обучением детей: как правильно организовать досуг ребят, во что одеть, чем кормить. Стали задумываться над эстетическим воспитанием детей. Под руководством Московского ВНИИ технической эстетики школа начала работать над внедрением в практику японской технологии рисунка и оформления интерьера зданий. Параллельно перенимался передовой педагогический опыт коллег. Светлана говорит, с детства смотрела на дедушку с гордостью.
– Он человек, который умеет все. Например, у него никогда не было машины, но он мог ее починить. Как? Разбирался по книжкам. Это человек, который всю жизнь учится и не устает это делать. Сейчас в свои почти 90 лет штудирует медицинские справочники, увлекается фитотерапией, выращивает редкие овощи. Я его огород называю «образцово-показательным».
Любит задать задачку родным и десятилетняя Яна, правнучка Станислава Юзефовича и Лидии Тимофеевны: найдет что-то интересное и звонит старшему поколению педагогов. Так и соревнуются, кто быстрее решит.
Все это время со Станиславом Юзефовичем рядом его супруга и коллега Лидия Тимофеевна. Физик и математик, в душе оба они – лирики.
– Дедушка еще в Лашанской школе создал учительский хор, – рассказывает Светлана. – До сих пор играет на гитаре. Это семейная реликвия, которой уже больше 50 лет. Играл на скрипке, балалайке, аккордеоне. Знает несколько языков. Пишет воспоминания, стихи, статьи. Бабушка – мастерица на все руки. А сейчас «пропадает» в лесу, любит нас всех побаловать вкусным.
– Семья наша не обделена и музыкальными способностями. Когда выдавался свободный вечер, наш дом наполнялся музыкой, – рассказывает дочь Станислава Юзефовича и Лидии Тимофеевны Людмила Станиславовна.
Профессия – в наследство
Почему мужчина становится физиком, понятно. А почему тонкая и творческая девушка – я о Лидии Тимофеевне – выбирает такой строгий предмет, как математика?
– Сейчас сложно сказать, кто серьезно повлиял на мой выбор, – вспоминает Лидия Тимофеевна. – То ли учителя математики были хорошие, то ли унаследовала от отца Тимофея Михайловича любовь к предмету. Не имея специального образования, он хорошо знал и любил точную науку, некоторое время учил детей в церковно-приходской школе.
Строгая на уроках, Лидия Тимофеевна была для своих воспитанников мамой (она также выполняла обязанности воспитателя в санаторной школе), которая вместе с ними делала домашние задания после уроков, помогала советом, могла утешить и подбодрить.
Оглядываясь на прожитую жизнь, отличник образования Станислав Юзефович и Лидия Тимофеевна Павлюкевич с уверенностью говорят, что для них самым большим увлечением была педагогическая работа, постоянный поиск чего-то нового, саморазвитие. Этому делу они посвятили 80 лет на двоих. И если бы довелось начинать все сначала, вновь переступили бы школьный порог и стали учителями. Бесконечно преданные своему делу, они и дочери Людмиле передали любовь к детям и педагогике, которая по примеру мамы стала учителем математики.
– Уже ребенком я гордилась родителями и думала: «Какие они молодцы, как много знают. И я должна хорошо учиться, чтобы также много знать и в будущем, как они, помогать своим детям».
В 1973 году молодой педагог пришла в Путришковскую школу, которая стала первым и единственным местом работы на долгие 33 года.
– Сказать, что все было хорошо и безоблачно с первых дней, не могу. Пришлось спуститься с небес на землю и от высшей математики, которую изучала в Гродненском университете, перейти к школьной программе, – рассказала Людмила Станиславовна. – С благодарностью вспоминала уроки моей учительницы математики Галины Павловны Пятницкой и ее умение «достучаться» до каждого ученика. Мне хотелось сразу разрешить множество проблем, возникших у молодого педагога: дисциплину держать, видеть каждого ученика, научно и одновременно понятно излагать материал.
Ее желание увлечь предметом увенчалось успехом. Многие ученики связали свою жизнь с математикой, а сама Людмила Буйновская (фамилия по мужу) награждена значком «Отличник образования Республики Беларусь».
Лирик в семье точных наук
Продолжила педагогическую династию Светлана Буйновская. Правда, точным наукам и физкультуре, учителем которой 11 лет был ее отец Станислав Брониславович, предпочла специальность учителя начальных классов. А через какое-то время и вовсе сменила ее на творческую – завуч по воспитательной работе.
После окончания вуза Светлана могла, но отказалась вернуться в родную школу. Хотя та была родной в самом широком смысле слова:
– Я росла болезненным ребенком, поэтому часто ходила на уроки с мамой: она у доски с мелом, а я рядом. Меня воспитывали всем педагогическим и ученическим коллективом. Когда пришло время устраиваться на работу, решила, что это будут не Путришки. Там я была «дочкой Людмилы Станиславовны». Поэтому пошла в Вертелишковскую школу.
Светлане не впервой проявлять такую самостоятельность и устраняться от влияния и авторитета мамы-педагога.
– Так получилось, что в 9 классе мама стала моим классным руководителем. Когда к нам пришла новенькая девочка, она лишь через несколько месяцев поняла, что мы не однофамильцы, а мама и дочка. Настолько соблюдали субординацию. К тому же на уроках спрос с меня был не меньший. Правда, пару раз доводилось пользоваться положением: «украла» у мамы контрольные работы, и мы с классом решили их накануне. Мама быстро раскусила, и больше мы так не делали, – рассказывает Светлана. – А в начальных классах мне завидовали. Когда мама дежурила на школьной дискотеке, а оставить меня было не с кем, брала с собой. Потом на перерывах я рассказывала девчонкам, какие в школе дискотеки. Когда стали старше, одноклассники видели, что мы были все в одинаковых условиях: никто отметок мне не завышает, ошибок не прощает. Если сбегаем с уроков, то все вместе.

Станислав Юзефович с внучкой Светланой
История продолжается?
Труд учителя особенный. Как правило, спасибо говорят по прошествии многих лет. Но главное, что говорят, что звонят поздравить с праздником, спросить, как дела. А учителя горды, когда их «дети» достигают успехов. Значит, не был напрасным их труд.
Династия Павлюкевич – Буйновских вырастила, воспитала и выучила не одно поколение учеников, которые с благодарностью отзываются о своих педагогах. Будет ли в семье еще один учитель, говорить рано.

Людмила Станиславовна и внучка Яна
– Яна сейчас хочет стать музыкантом, – говорит о дочери Светлана Буйновская. – Но если в свое время она решит быть учителем, я поддержу ее, как поддержали меня мои родители, мои бабушка и дедушка. Помогу ей освоиться в этой непростой, но очень интересной профессии.
Все знают, что труд учителя не самый простой. Сложности профессии видят в первую очередь родные педагога. И все же порой дети и даже внуки в профессию идут по стопам родителей. Почему так происходит, заместитель директора по воспитательной работе Вертелишковской СШ Светлана Буйновская – представительница самого молодого поколения учителей в семейной династии Павлюкевич-Буйновских – ответила так:
– Трудно представить другое будущее, когда вокруг тебя одни учителя, а семейные посиделки превращаются в педсовет. С детства привыкла, что дедушке с бабушкой и родителям звонят бывшие ученики, могут даже без особых приглашений прийти в гости, узнать, как дела, рассказать о своих успехах. Видела, что их уважают и помнят даже через много лет. Вот это дорогого стоит.
Корни педагогической династии уходят в 1950-е годы, когда в Лашанской семилетней школе имени Карского начал свою трудовую деятельность учитель физики Станислав Павлюкевич. В Лаше Станислав Юзефович проработал всего два года, но эта школа и сегодня много для него значит. Именно здесь 1 сентября он увидел ее – молодую и обаятельную учительницу математики с выразительными серыми глазами – Лидию Тананко, вскоре ставшую его женой.
Затем опытный педагог Станислав Юзефович стал завучем Поречской санаторной школы-интерната и столкнулся с новыми трудностями. Ведь нужно было решать массу вопросов, не связанных с обучением детей: как правильно организовать досуг ребят, во что одеть, чем кормить. Стали задумываться над эстетическим воспитанием детей. Под руководством Московского ВНИИ технической эстетики школа начала работать над внедрением в практику японской технологии рисунка и оформления интерьера зданий. Параллельно перенимался передовой педагогический опыт коллег. Светлана говорит, с детства смотрела на дедушку с гордостью.
– Он человек, который умеет все. Например, у него никогда не было машины, но он мог ее починить. Как? Разбирался по книжкам. Это человек, который всю жизнь учится и не устает это делать. Сейчас в свои почти 90 лет штудирует медицинские справочники, увлекается фитотерапией, выращивает редкие овощи. Я его огород называю «образцово-показательным».
Любит задать задачку родным и десятилетняя Яна, правнучка Станислава Юзефовича и Лидии Тимофеевны: найдет что-то интересное и звонит старшему поколению педагогов. Так и соревнуются, кто быстрее решит.
Все это время со Станиславом Юзефовичем рядом его супруга и коллега Лидия Тимофеевна. Физик и математик, в душе оба они – лирики.
– Дедушка еще в Лашанской школе создал учительский хор, – рассказывает Светлана. – До сих пор играет на гитаре. Это семейная реликвия, которой уже больше 50 лет. Играл на скрипке, балалайке, аккордеоне. Знает несколько языков. Пишет воспоминания, стихи, статьи. Бабушка – мастерица на все руки. А сейчас «пропадает» в лесу, любит нас всех побаловать вкусным.
– Семья наша не обделена и музыкальными способностями. Когда выдавался свободный вечер, наш дом наполнялся музыкой, – рассказывает дочь Станислава Юзефовича и Лидии Тимофеевны Людмила Станиславовна.
Профессия – в наследство
Почему мужчина становится физиком, понятно. А почему тонкая и творческая девушка – я о Лидии Тимофеевне – выбирает такой строгий предмет, как математика?
– Сейчас сложно сказать, кто серьезно повлиял на мой выбор, – вспоминает Лидия Тимофеевна. – То ли учителя математики были хорошие, то ли унаследовала от отца Тимофея Михайловича любовь к предмету. Не имея специального образования, он хорошо знал и любил точную науку, некоторое время учил детей в церковно-приходской школе.
Строгая на уроках, Лидия Тимофеевна была для своих воспитанников мамой (она также выполняла обязанности воспитателя в санаторной школе), которая вместе с ними делала домашние задания после уроков, помогала советом, могла утешить и подбодрить.
Оглядываясь на прожитую жизнь, отличник образования Станислав Юзефович и Лидия Тимофеевна Павлюкевич с уверенностью говорят, что для них самым большим увлечением была педагогическая работа, постоянный поиск чего-то нового, саморазвитие. Этому делу они посвятили 80 лет на двоих. И если бы довелось начинать все сначала, вновь переступили бы школьный порог и стали учителями. Бесконечно преданные своему делу, они и дочери Людмиле передали любовь к детям и педагогике, которая по примеру мамы стала учителем математики.
– Уже ребенком я гордилась родителями и думала: «Какие они молодцы, как много знают. И я должна хорошо учиться, чтобы также много знать и в будущем, как они, помогать своим детям».
В 1973 году молодой педагог пришла в Путришковскую школу, которая стала первым и единственным местом работы на долгие 33 года.
– Сказать, что все было хорошо и безоблачно с первых дней, не могу. Пришлось спуститься с небес на землю и от высшей математики, которую изучала в Гродненском университете, перейти к школьной программе, – рассказала Людмила Станиславовна. – С благодарностью вспоминала уроки моей учительницы математики Галины Павловны Пятницкой и ее умение «достучаться» до каждого ученика. Мне хотелось сразу разрешить множество проблем, возникших у молодого педагога: дисциплину держать, видеть каждого ученика, научно и одновременно понятно излагать материал.
Ее желание увлечь предметом увенчалось успехом. Многие ученики связали свою жизнь с математикой, а сама Людмила Буйновская (фамилия по мужу) награждена значком «Отличник образования Республики Беларусь».
Лирик в семье точных наук
Продолжила педагогическую династию Светлана Буйновская. Правда, точным наукам и физкультуре, учителем которой 11 лет был ее отец Станислав Брониславович, предпочла специальность учителя начальных классов. А через какое-то время и вовсе сменила ее на творческую – завуч по воспитательной работе.
После окончания вуза Светлана могла, но отказалась вернуться в родную школу. Хотя та была родной в самом широком смысле слова:
– Я росла болезненным ребенком, поэтому часто ходила на уроки с мамой: она у доски с мелом, а я рядом. Меня воспитывали всем педагогическим и ученическим коллективом. Когда пришло время устраиваться на работу, решила, что это будут не Путришки. Там я была «дочкой Людмилы Станиславовны». Поэтому пошла в Вертелишковскую школу.
Светлане не впервой проявлять такую самостоятельность и устраняться от влияния и авторитета мамы-педагога.
– Так получилось, что в 9 классе мама стала моим классным руководителем. Когда к нам пришла новенькая девочка, она лишь через несколько месяцев поняла, что мы не однофамильцы, а мама и дочка. Настолько соблюдали субординацию. К тому же на уроках спрос с меня был не меньший. Правда, пару раз доводилось пользоваться положением: «украла» у мамы контрольные работы, и мы с классом решили их накануне. Мама быстро раскусила, и больше мы так не делали, – рассказывает Светлана. – А в начальных классах мне завидовали. Когда мама дежурила на школьной дискотеке, а оставить меня было не с кем, брала с собой. Потом на перерывах я рассказывала девчонкам, какие в школе дискотеки. Когда стали старше, одноклассники видели, что мы были все в одинаковых условиях: никто отметок мне не завышает, ошибок не прощает. Если сбегаем с уроков, то все вместе.

Станислав Юзефович с внучкой Светланой
История продолжается?
Труд учителя особенный. Как правило, спасибо говорят по прошествии многих лет. Но главное, что говорят, что звонят поздравить с праздником, спросить, как дела. А учителя горды, когда их «дети» достигают успехов. Значит, не был напрасным их труд.
Династия Павлюкевич – Буйновских вырастила, воспитала и выучила не одно поколение учеников, которые с благодарностью отзываются о своих педагогах. Будет ли в семье еще один учитель, говорить рано.

Людмила Станиславовна и внучка Яна
– Яна сейчас хочет стать музыкантом, – говорит о дочери Светлана Буйновская. – Но если в свое время она решит быть учителем, я поддержу ее, как поддержали меня мои родители, мои бабушка и дедушка. Помогу ей освоиться в этой непростой, но очень интересной профессии.