Будущее на колесах. Почему число электромобилей на дорогах области продолжает увеличиваться

Будущее на колесах. Почему число электромобилей на дорогах области продолжает увеличиваться

Свое развитие электротранспорт обещает получить благодаря Белорусской АЭС.

Сегодня электротранспорт переживает настоящий бум, превращаясь из альтернативной возможности в реальность. «Зеленые» авто все чаще появляются на дорогах, а сеть зарядных станций продолжает расширяться. Рост цен на топливо, вопросы экологии и другие факторы способствуют тому, что «электрички» становятся все популярнее. Общемировым трендам по электромобилизации следует и Беларусь, в частности, представители гродненского региона. Почему? Ответ на этот вопрос искал корреспондент «ГП».

3053012af2b60a4258fe18ad46bdb1b6.jpg

НЕ ТОЛЬКО TESLA

Еще четыре года назад в Гродно и области было не более 20 электрокаров, а за 2021 год их количество выросло более чем в два раза. Тенденция продолжила набирать обороты. Сегодня в регионе, по данным пресс-службы ГАИ УВД Гродненского облисполкома, зарегистрировано около 400 единиц такого транспорта. И это не только известная многим Tesla, в списке значится более 40 моделей. Большим спросом у водителей пользуется Nissan Leaf, также нередко можно увидеть BMW i3 и другие.

Возможно, в скором будущем гродненцы будут замечать на дорогах и электроавто белорусских производителей, которые стараются не отставать от глобальной тенденции. Больше всего шансов у электрогрузовика МАЗ и малотоннажного каркасного грузового электромобиля, которые уже выходят с конвейера. Есть вероятность и на появление в городе над Неманом отечественного спортивного электрокара по типу родстер с длинной капотной базой. Он не получил серийной разработки, но вдруг все-таки найдется ценитель и такой любопытной техники.

Свое развитие электротранспорт обещает получить благодаря Белорусской АЭС. Ученые Национальной академии наук уже создали задел для этого не только по конструктивным решениям, но и по компонентам. Сотрудничество с промышленными предприятиями позволило получить образцы электромобилей, готовых к серийному выпуску.

Владельцам электромобилей разрешили не платить транспортный налог. Что делать, если пришло извещение

ЭКОНОМИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ

Высокая стоимость электромобиля заставляет многих сомневаться в разумности приобретения такого вида транспорта. Покупка нового электрокара из салона обойдется дороже автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, но, надо сказать, что в ближайшие годы цены могут сравняться, о чем говорит тенденция к понижению стоимости как аккумуляторных батарей, так и электромобилей в целом.

Кроме того, в процессе эксплуатации такого авто можно заметно экономить. Один из главных неоспоримо положительных моментов для владельцев электрокаров – низкая стоимость электроэнергии. Зарядка на станции обойдется в 49 копеек за 1 кВт, так что в сравнении с ценами на топливо выгода получается существенной. Сопоставим один из самых доступных электрокаров Nissan Leaf и авто того же класса Volkswagen Golf VI. Сотня километров пробега в первом варианте обойдется приблизительно 7 рублей, а во втором – примерно 14 рублей. Выходит, что траты на электроэнергию будут в два раза меньше, чем на обычное топливо. К слову, при ввозе в Беларусь электрокара для личного пользования предусмотрены льготы в виде нулевой ставки НДС и освобождения от уплаты таможенной пошлины.

ЗАРЯДНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Сложившаяся ситуация говорит о том, что электрические и гибридные авто на автомагистралях мы станем замечать еще чаще. Этому во многом содействует и развитие необходимой инфраструктуры, хотя, надо признать, процесс идет не так быстро, как хотелось бы приверженцам авто с «зелеными» номерами. В нашей стране сформирована сеть примерно из 700 зарядных станций (в нынешнем году добавится еще около 100), что является одним из лучших показателей на пространстве СНГ. В Гродно на 16 заправках расположено 44 станции Malanka мощностью от 22 кВт до 50 кВт, всего же в регионе имеется свыше 70 зарядных станций.

Белоруснефть к середине 2022 г. запустит проект по зарядным станциям для электробусов

ПРЕИМУЩЕСТВО НА ДОРОГАХ

Важную роль в популяризации электротранспорта играют и стимулирующие меры, которые принимаются на законодательном уровне. Немало плюсов для владельцев электрокаров появилось и после внесения изменений в ПДД. Например, водитель «электрички» всегда сможет найти место у торгового центра, чтобы зарядить свое авто.

– Действует запрет на стоянку автомобилей с двигателем внутреннего сгорания на месте, предназначенном для зарядки электромобилей. При нарушении возможна эвакуация. Однако стоит учесть, что, если электромобиль припаркован на этом месте, но при этом не подключен к станции, это также является нарушением. Не всегда есть возможность контролировать процесс заряда, поэтому, если электрокар или гибрид подсоединен к станции, но зарядка не идет, сотрудники ГАИ свяжутся с владельцем, – рассказали в пресс-службе ГАИ УВД облисполкома.

Есть у электромобилей и еще одно преимущество с точки зрения ПДД – возможность проезда по полосе, предназначенной для движения маршрутных транспортных средств. Также электромобилисты освобождены от уплаты транспортного налога.

ЧТО ПО ТЕХОБСЛУЖИВАНИЮ?

Хотя в Беларуси и на Гродненщине не так много мастеров, способных технически обслуживать электромобиль, грамотных специалистов в ближайшем будущем станет больше. В ГрГУ имени Янки Купалы на факультете инновационных технологий машиностроения в 2021 году была открыта специальность «Электрический и автономный транспорт». Вуз сотрудничает с СТО, и на базе одного из них был организован филиал кафедры машиноведения и технической эксплуатации автомобилей, где студенты получают практические навыки работы с энергооборудованием, системой зарядки и питания.

– Одним из направлений «Флагмана» является обслуживание и ремонт электромобилей и гибридных автомобилей. Ребята-практиканты приходят и учатся у наших специалистов чинить и такой вид транспорта. Электрокары поступают к нам на обслуживание с разной периодичностью. В последнее время немного чаще, поток увеличился на процентов двадцать. Это можно связать с тем, что такого транспорта в городе стало больше, появилось больше и электрических заправок. О том, прихотливы ли электрокары в обслуживании, можно говорить часами, но в любом случае наши специалисты могут справиться практически со всеми видами работ, чему и обучают студентов, – рассказали в автоцентре «Флагман».

В ТЕМУ

Согласно госпрограмме по развитию электротранспорта до 2025 года, в нашей стране налаживается производство грузового, пассажирского, специализированного, легкового электротранспорта и его компонентов, а также создается инфраструктура на основе общенациональной сети зарядных станций. В последнее время большое внимание уделяется электробусам и троллейбусам на автономном ходу. Например, только на дорогах Гродно в минувшем году появилось семь «бесконтактников». С увеличением числа такого транспорта ожидается также дальнейший рост количества легковых «зеленых» автомобилей. По прогнозам, к 2025 году количество электрокаров в нашей стране может вырасти до 15 тысяч и более.

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Редакция газеты «Гродненская правда»