Что делать руководителю, если увольняется главный бухгалтер? Отвечает адвокат
Руководитель организации обязан организовать процесс по передаче дел.
Основания для смены главного бухгалтера в организации могут быть различными: увольнение по собственному желанию, истечение срока действия контракта, досрочное расторжение контракта, увольнение за виновные действия, однократное грубое нарушение трудовых обязанностей, смена собственника имущества предприятия.
Бухгалтерский учет – процесс непрерывный, предполагающий сбор, регистрацию и обобщение информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Поэтому при увольнении главного бухгалтера нанимателю следует организовать прием-передачу дел.
Следует отметить, что согласно п. 3 ст. 7 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З) руководитель организации обязан:
организовать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, а также создать необходимые для этого условия;
обеспечить неукоснительное выполнение работниками организации требований главного бухгалтера, организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, в части соблюдения порядка составления и представления документов и сведений, необходимых для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, и иных требований по вопросам, находящимся в их компетенции;
организовать хранение первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности.
Это означает, что при увольнении главного бухгалтера руководитель организации обязан организовать процесс по передаче дел. При этом передача дел должна быть организована нанимателем независимо от того, имеется ли новый главный бухгалтер или должность главного бухгалтера вакантна. Такая процедура должна быть начата сразу после того, как руководитель организации получит заявление об увольнении главного бухгалтера (или соответствующую информацию от кадровой службы), чтобы успеть завершить эту процедуру.
Таким образом, увольнение и прием на работу главного бухгалтера находятся в компетенции руководителя юридического лица. Иное может быть оговорено в учредительных документах. Тем не менее обязанность приема-передачи дел для работников, занимающих должность главного бухгалтера, установлена законодательством (п. 2 ст. 8 Закона № 57-З).
Прием и сдача дел оформляются актом в случае:
назначения на должность и освобождения от должности главного бухгалтера организации;
передачи по договору ведения бухгалтерского учета и составления отчетности организации или индивидуальному предпринимателю, оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.
Следует также учитывать, что главный бухгалтер и иные работники бухгалтерии подчиняются непосредственно руководителю организации. Требования главного бухгалтера в пределах его компетенции обязательны для всех структурных подразделений и работников организации, как и требования руководителя организации. В этой связи руководитель организации может издать приказ и возложить обязанности по принятию дел на ответственное лицо (в данном случае на заместителя главного бухгалтера). Тем более, если в организации есть должность заместителя главного бухгалтера, то такая обязанность по приему документов будет лежать на этом лице.
К тому же, наверняка, в должностной инструкции заместителя главного бухгалтера прописано положение о том, что в отсутствии главного бухгалтера его обязанности выполняет заместитель главного бухгалтера. Поэтому в этой части никаких вопросов не должно возникать.
Если же вдруг окажется так, что к моменту увольнения прежнего главного бухгалтера дела передавать некому, то их должен принять руководитель организации, поскольку именно он обязан организовать бухгалтерский учет и создать необходимые условия для правильного его ведения (п. 3 ст. 7 Закона № 57-З).
Необходимо понимать, что задачей нанимателя является обеспечение работника необходимыми для выполнения его трудовой функции документами и делами. Иными словами, наниматель организует прием-передачу таких документов и дел, а отказ или затягивание такого приема наниматель может отразить отдельно в акте или вообще в отдельном акте.
В целом же процедура приема-передачи документов и дел как при смене главного бухгалтера, так и руководителя организации законодательством не регулируется, в том числе и срок приема-передачи документов и дел. По сложившейся практике при увольнении последним днем передачи документов и дел может быть только день увольнения.
Вадим Хилюта, адвокат юридической консультации Ленинского района г. Гродно
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!