Чуждые ценности, или Как семья Шнайдер бежала от хваленой западной «толерантности» в Беларусь

В апреле этого года Ольга и Павел с семью детьми уехали из Германии.

IMG_2554.JPG

Мы часто ищем счастье где-то далеко – за границами, среди огней больших городов и громких обещаний. Но семья Шнайдер из агрогородка Жировичи Слонимского района в один момент вынуждена была понять: настоящее счастье в том, чтобы жить по совести, растить детей в любви, оберегая традиционные ценности.

В апреле этого года Ольга и Павел с семью детьми уехали из Германии, где прожили больше двадцати лет. Там все труднее становилось воспитывать детей так, как подсказывает сердце, в духе традиционных ценностей, где родители – это мама и папа, а гендер определяется природой, а не навязанными, больными фантазиями взрослых.

Теперь их уютный дом – на тихой улице в агрогородке Жировичи. Вокруг – яблони, чистый воздух и ощущение, что жизнь вошла в нужное русло. Их решение – шаг осознанный и, как признаются сами супруги, самый верный в их жизни.

– Мы приехали ради будущего наших детей, – с улыбкой говорит многодетная мама Ольга.

IMG_2578.JPG

Семья, которая выросла из любви

Ольга родом из Омской области, Павел – из Оренбуржья, но родился в Казахстане (корни семьи Павла по отцовской линии уходят в историю поволжских немцев, что объясняет фамилию). Судьба свела их уже в Германии, куда оба переехали подростками вместе со своими родителями. Там они познакомились, поженились и начали семейную жизнь.

– Мы жили в Дюйсбурге, потом я училась в Дюссельдорфе на ассистента зубного врача. После рождения первого ребенка решила посвятить себя дому и семье, потому что семья для меня – главное. Дом – это сердце семьи, а у нас оно большое, – рассказывает Ольга.

Сегодня в этом «сердце» звучат голоса семи детей: 16-летнего Арсения, 13-летнего Лукьяна, 11-летнего Тихона, 9-летнего Кирилла, 7-летнего Григория, 6-летней Элизабет и маленькой Александры, которой три с половиной года.

Большую семью Ольга и Павел никогда не планировали.

– Первый ребенок дался нам непросто, – вспоминает многодетная мама. – Мы долго ждали, надеялись, молились. Потом были тяжелые роды. Тогда я даже представить не могла, что когда-нибудь буду мамой семерых. Но жизнь распорядилась по-своему. Один малыш, потом второй, третий – и я просто принимала это с благодарностью. Каждый ребенок – это чудо.

Конечно, забот хватает. Большая семья – это и радость, и труд, и огромная ответственность. Но, как говорит Ольга, помогают любовь и поддержка мужа.

– Павел всегда рядом. Он не просто помогает – он живет семьей. Мы все делаем вместе, и это главное. Когда родился Гриша, наш пятый ребенок, Павел взял отпуск, год был со мной, помогал, потому что приходилось много ездить по врачам. Тогда было сложно, но вместе мы справились.

IMG_2574.JPG

Чтобы обеспечить семью в Германии, отцу приходилось работать с раннего утра до позднего вечера. Десять лет трудился водителем грузовика, потом год на бетонном миксере, а после – мастером на заводе.

Европейская толерантность шокирует

Семья вспоминает, как сталкивалась в Германии с тем, что для них было абсолютно чуждым.   

– Мы всегда чувствовали, что наш дом там, где дети могут быть просто детьми, где родители – это мама и папа, а не «родитель-1», «родитель-2». Нашему мировоззрению ближе традиционные ценности, уважение к родителям, доброта, искренность, – делится Ольга. – Многое изменилось в Европе за последние годы. Мне не нравилось обучение детей, их почти ничему не учили. На протяжении 27 лет жизни в Германии я привыкала, уговаривала себя, но все равно стремилась к корням.

Первые волнения возникли, когда учительница в школе вышла замуж. Только вот «…муж» – совсем не мужчина. В родительском чате решили организовать подарок на свадьбу и начали собирать деньги. Это вызвало у семьи Шнайдер некоторое чувство неловкости, но воспринималось как чужое дело.

Позже внимание семьи привлек случай со старшим сыном: его пришлось раньше забрать из школы, потому что парень был сильно впечатлен тем, как завуч (мужчина) поведал классу о своих приключениях с мужем в Лос-Анджелесе – явная пропаганда ЛГБТ.

Согласитесь, это явно не те истории, к которым привыкли дети в школе. Обычно школьные байки – это про уроки, перемену или забавные случаи с друзьями. А тут – рассказы взрослого человека о личной жизни и интимных подробностях. Возникает вопрос: должны ли дети вообще становиться свидетелями подобных разговоров? Они еще формируют свое понимание мира, и такие «уроки жизни» нередко вызывают массу вопросов, недоумения и даже внутреннее смятение.

– У моего ребенка это вызвало множество вопросов, которые приходилось постоянно разъяснять. Еще одним эпизодом стала история с девочкой в классе, которая не идентифицировала себя ни как девочка, ни как мальчик – она называла себя «оно» и утверждала, что является деревом, просила звать ее туей. Когда сын выразил свое возмущение, учительница связалась со мной и настоятельно потребовала объяснить ребенку, что подобные реакции недопустимы, и, если я не поговорю с сыном на эту тему, у меня могут возникнуть проблемы, – вспоминает Ольга, едва сдерживая слезы.

IMG_2615.JPG

Некоторые ситуации просто невозможно описать в газете из-за этических норм. Но в голове не укладывается: с каких пор человек решил, что он может играть роль Бога, игнорируя физиологические принципы, и выбирать – быть туей или кактусом, женщиной или мужчиной?

Многодетная мама добавляет: в Европе говорят, что у людей есть свое мнение, что они могут его выбирать и свободно выражать. На практике все совсем не так: альтернативное мнение попросту не принимается. И та толерантность, о которой говорят на Западе, дошла до абсурда.

– К тому же в Германию начали приезжать семьи с детьми из Украины, наши ребята им пытались помогать, потому что знают русский язык. Но к ним эти дети относились плохо, враждовали и даже обзывали. Иногда приходилось забирать ребят из школы из-за таких ситуаций, – говорит Ольга Шнайдер. – Там достаточно плохо относятся и к России, и к Беларуси. Одноклассники моих старших сыновей спросили, почему они уехали в такую страну (речь о Беларуси. – прим. автора), где диктуют свои правила. Они сложно и враждебно относятся к нам. Осталось только несколько мальчиков, которые общаются с сыновьями, они тоже мечтают когда-то либо переехать в Беларусь или в Россию.

Старший сын Арсений говорит, что ему нравится в Беларуси, он также заметил, что здесь образование лучше, чем в Германии. Юноша с неприязнью вспоминает, как с четвертого класса сталкивался с пропагандой ЛГБТ и однополых браков.

IMG_2551.JPG

– В каждой немецкой школе висели ЛГБТ-символика и украинский флаг. Детей таким образом буквально зомбировали. Из хорошего, что вспомню, – футбол: я занимался в команде, тренировались по выходным, участвовали в соревнованиях, – поделился Арсений.

Его главная цель сейчас – поступить в семинарию. Хобби и интересы: учеба, история, игра на фортепиано. В будущем юноша хочет создать крепкую верующую семью.

Между ипотекой и медицинскими расходами

В Германии семья Шнайдер также столкнулась с финансовыми и бытовыми проблемами. Их доходов едва хватало на самое необходимое – еду и коммунальные платежи.

– Люди, которые ездят в Германию на заработки и потом привозят деньги домой, часто говорят: «Чего жалуетесь? Там же хорошие зарплаты». Но они забывают, что не платят налог, который платили мы, – рассказывает Ольга. – Мой муж получил образование мастера и неплохо зарабатывал. Казалось бы, должно хватать на жизнь, но этих денег едва хватало на еду. А ведь нужно было еще оплачивать дом и прочие расходы. Мы рискнули и купили жилье в ипотеку, но уходило по семь тысяч евро в месяц, и в итоге мы оставались почти на нуле. Газ подорожал вдвое, цены в магазинах стремительно росли. Часть зарплаты супруга удерживали на будущую пенсию. Льгот для многодетных, субсидий или помощи по кредитам не существовало. Даже декретный отпуск оплачивался лишь первый год, а детские сады и школы – платные.

IMG_2612.JPG

Никаких сбережений, никакой подушки безопасности – деньги исчезали мгновенно. За два года до переезда они экономили на всем: на маленьких радостях, на отдыхе – чтобы хоть немного подготовиться к будущему.

Медицинская система тоже оставляла желать лучшего. У их сына Григория трахеостома, а медицинский персонал был недоступен – ожидание помощи занимало месяцы. Мама вынуждена была самостоятельно ухаживать за ребенком, наблюдать за ним круглосуточно, проводить процедуры, которые, по сути, были на уровне работы врача. Даже после серьезных операций мальчика могли выписать через сутки, оставляя все заботы родителям. Во время пандемии коронавируса ситуация была еще драматичнее: врачи боялись приходить на дом, все манипуляции приходилось делать самостоятельно.

– В Беларуси отношение совсем другое: даже если у тебя трое детей, ты уже считаешься многодетным. В Германии такого нет – сколько бы детей ни родилось, это не дает никаких преимуществ. Приоритет получают лишь семьи, которые берут ребенка из неблагополучной семьи, – делится многодетная мама.

Переезд и новая жизнь

Переезд в Беларусь для Шнайдеров стал спасением. У семьи здесь нет корней. Но именно в нашей стране им оказалось проще найти то, что для них важно.

– Мы узнали о Беларуси через знакомых, которые сюда переехали. Побывали у них в гостях, нам очень понравилось. Рядом с нашим новым домом в Жировичах находится монастырь, а мы с мужем верующие. Для нас это важно. После рождения двух детей у нас были трудности, мы обращались в церковь, но в Европе это достаточно сложно – приходилось ездить далеко, раз в месяц, и ощущение свободы, даже духовной, почти отсутствовало. Здесь же есть возможность чувствовать себя свободно, – поделилась Ольга Шнайдер. – Все близкие остались в Германии, кроме моих родителей. Они приехали с нами, ведь давно об этом мечтали. Живут через дорогу.

IMG_2600.JPG

На жировичской земле семья обрела не только новый дом, но и, по словам Ольги, внутренний покой.

– Когда мы приехали, я боялась, как дети привыкнут, как их примут. Но все случилось так просто, по-доброму. Уже через несколько дней ребята нашли друзей. Я не ожидала, что нас встретят с таким добродушием, соседи приходили знакомиться, приносили соленья, – вспоминает она. – Педагоги, воспитатели помогли обустроиться, подсказали, как оформить документы, пригласили детей в кружки. Для меня это было знаком – мы, наконец, дома. Здесь мы чувствуем себя собой. Здесь мои дети растут такими, какими должны быть, – добрыми, открытыми и светлыми.

Теперь семья Шнайдер живет размеренно, с благодарностью к каждому дню. Дети учатся, помогают по хозяйству, играют с соседскими ребятами. Глава семьи уже открыл собственный бизнес – купил продуктовый магазин-павильон.

– Нам здесь хорошо. Все просто – но в этой простоте есть счастье, – говорит Павел Шнайдер. – Соседи в Беларуси оказались дружелюбными и поддерживающими в отличие от Германии, где народ закрытый. Период адаптации прошел легко.

Когда покидаешь дом семьи Шнайдер, в ушах еще долго звенит детский смех: кто-то играет в прятки, кто-то гоняется за котом по кухне. И, пожалуй, именно такие люди – тихо, без громких слов – возвращают миру веру в добро и семейные ценности.

Для этой многодетной семьи свобода – это возможность жить уверенно, спокойно обеспечивать детей, планировать будущее и ощущать реальную поддержку государства.

Сравнивая Беларусь и Европу, Ольга и Павел отмечают: у нас свободы больше. Именно это стало главным фактором, почему они решили строить свою жизнь здесь.

IMG_2594.JPG

Приезжают, чтобы остаться

В Беларусь все активнее приезжают люди из-за рубежа, выбирая страну для постоянного проживания.

– Мы очень рады, что к нам приезжают семьи. Только в Жировичи прибыла уже пятая семья из Германии. Для нас это особенно важно, потому что люди делают осознанный выбор. Они видят, какие условия создаются для семей и детей, какие предоставляются льготы и возможности для развития, – отметила заместитель председателя Слонимского райисполкома Тереса Юшкевич. – Они общаются со своими знакомыми за границей, рассказывают о нашей стране правдивую и достоверную информацию: как мы живем, как развивается инфраструктура, как выстроена система поддержки семьи и детства. Все дети, приезжающие вместе с семьями, получают те же льготы, что и белорусские дети. Мы рады каждому, кто выбирает Беларусь своим новым домом.

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!

Редакция газеты «Гродненская правда»