Да превзойдет ученик своего учителя. Педагоги вспоминают о своих ярких учениках – известных гродненцах
5 октября – День учителя в Беларуси.
На Гродненщине в 325 учреждениях образования трудятся 11 860 учителей. На каждого из них приходится 10 учеников. 88,7% учителей составляют женщины. Они, как правило, преподают языки, литературу, биологию, изо и черчение. Мужчин-учителей чаще можно встретить на уроках физкультуры, допризывной и медицинской подготовки, физики, трудового обучения и истории.
Предметы у учителей разные, но все они закладывают в нас способность действовать во взрослой жизни. Именно с одобрительных слов педагогов начинается наша вера в собственные силы, с их требовательности – наша дисциплинированность, с таланта излагать материал – наша интеллектуальность.
В сегодняшнем номере мы рассказываем, как учителя повлияли на жизнь учеников.
Лариса Дорофеева, учитель химии и биологии Стриговской средней школы Кобринского района Брестской области – учитель первого заместителя председателя Гродненского облисполкома Юрия Валеватого:

– Я пришла на работу в Стриговскую школу в 1993 году после Брестского пединститута. Юрий Валеватый тогда уже учился в 11 классе. Учился хорошо. Любознательный, старательный и трудолюбивый паренек собирался поступать в сельскохозяйственный ВУЗ.По этой причине он стал заниматься на факультативе по химии и биологии, который я вела. Химия и биология давались ему довольно легко, он был искренне увлечен этими науками.
Помню, рассуждал по-взрослому и был очень замотивирован на получение сельскохозяйственной профессии. Я не раз думала, слушая его рассуждения, что из него получится отличный аграрий – руководитель сельхозпредприятия. Так и произошло, и даже превзошло мои ожидания. Юрий поступил в Гродненский сельхозинститут сразу, успешно отучился, распределился в Брестскую область, отслужил в армии и «пустил корни» на Гродненщине. Прошел путь от помощника заведующего участком СПК «Свислочь» до первого заместителя председателя Гродненского облисполкома. Под его руководством агропромышленный комплекс Гродненской области успешно развивается. Вот что значит, человек нашел свое место и занимается любимым делом!
В агрогородке Стригово живут родители Юрия Валеватого, младший брат с семьей, а племянник Никита учится в нашей школе. Юрий Николаевич довольно часто приезжает к родителям, помогает им. А мы, педагоги, гордимся своим знаменитым выпускником, который стал профессионалом своего дела, прославляет Беларусь трудом и талантом, делая ее сильнее и благополучнее.
Тамара Давыдова, педагог на пенсии, в прошлом заместитель директора, учитель истории и обществоведения СШ №22 Гродно – учитель заместителя председателя Гродненского облисполкома Андрея Болтрика:
– Андрюшу я помню очень хорошо. Был обязательным, порядочным, честным, никогда не грубил, высказывался, все обдумав, приводя доводы. С одноклассниками у него были отличные отношения. Участвовал в олимпиадах, мероприятиях, в целом, был в гуще школьной жизни. Мне, конечно, непривычно видеть нашего Андрюшу возмужавшим,на высокой должности. Но я нисколько не удивлена. Он всегда был целеустремленным.
Он – продолжение своих родителей, которых я тоже знала очень хорошо, они работали у нас в школе. Папа – Георгий Иосифович – физик от Бога. Мама – Марина Александровна – прекрасный математик. У них невозможно было не знать предмет. И их сын владел точными науками досконально, они у него были «в крови», хотя и гуманитарные предметы учил добросовестно. Учительские дети всегда оказываются под пристальным внимание у остальных школьников: не завысили ли им оценки, не простили ли проступок. Но к Андрею никогда не было подобных вопросов, он добивался всего своими талантами и трудом, и все это видели.
Виктор Мясников, учитель иностранного языка базовой школы №3 Полоцка Витебской области – учитель начальника УВД Гродненского облисполкома генерал-майора Дмитрия Резенкова:
– Дмитрий выпустился из школы в 1989 году. Класс был большой, около 30 человек. Все ребята того выпуска были сильными и старательными учениками. Я не был их классным руководителем, но вел уроки иностранного языка. Сегодня у меня за плечами 30 выпусков, поэтому вспомнить все в деталях, к сожалению, не могу.
Помню, что Дмитрий был воспитанным мальчишкой. Всегда приходил на мои уроки в хорошем, приподнятом настроении. Он всегда улыбался и шутил. Не конфликтовал с одноклассниками, всегда уважительно общался с учителями. Конечно, бывало, приходилось успокаивать его и других мальчишек во время урока, но кто из нас хотя бы немного не хулиганил в детстве. Ангелочком Дима точно не был. Это был обычный мальчишка со своим характером, иногда шумный, но очень хороший и добрый в душе.
По иностранному языку у него была крепкая четверка. Знаю, что по большинству предметов выставлены пятерки. Я немного удивился, когда узнал, что Дмитрий связал свою жизнь с милицией. Почему-то мне казалось, что он выберет другую сферу. Но очень рад, что у него именно так сложилась жизнь,что он нашел свое призвание в службе. Спустя столько лет, уверен, он не растерял свой бодрый настрой и все также уверенно и с улыбкой идет по жизни, достойно служит своей стране и людям.
Наталья Есьман, учитель физики Красненской СШ Кореличского района – учитель начальника главного управления образования облисполкома Руслана Абрамчика:

– Когда Руслан Юрьевич был школьником, я работала заместителем директора и вела физику. Помню, что на уроках он всегда был серьезным, внимательным, рассудительным. Спокойный, никогда не нарушал дисциплину.
И на физику, и, мне кажется, на другие предметы тоже всегда приходил подготовленный, но никогда не выкрикивал, не тянул руку.
Всегда аккуратный – и портфель, и книги у него были в полном порядке.
Руслан Юрьевич хорошо учился и был активистом. Принимал участие и в школьных мероприятиях, и в районных.
Уже после окончания университета Руслан Юрьевич вернулся в школу молодым специалистом, вел и такой предмет, как валеология.
Иван Битель, учитель на пенсии, в прошлом классный руководитель в Тарновской средней школе Лидского района – учитель депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Александра Сонгина:

– Сашу Сонгина я знаю с самого детства. Когда в 1979 году по распределению после института физкультуры я приехал работать в Тарновскую среднюю школу, он был еще младшим школьником. Рос на моих глазах. А в пятом–седьмом классах мне довелось быть его классным руководителем.
Хороший был ученик: прилежный, ответственный, трудолюбивый, очень воспитанный и вежливый. Это у Саши – из семьи, от родителей. Его положительные качества проявились рано. Он инициировал добрые дела в классе и школе. Был настоящим помощником классного руководителя, умел организовать одноклассников. Никогда не конфликтовал, но линию свою держал четко. Когда делегация лучших учащихся нашей школы отправилась в Кишинев на встречу с Героем Советского Союза Сергеем Ивановичем Болгариным, совершившим подвиг у нашей деревне в годы Великой Отечественной войны, Александр Сонгин был в их числе.
Саша, как и другие мальчики, любил подвижные игры, вел здоровый образ жизни и, что немаловажно, остается приверженцем здорового образа жизни до сих пор.
Людміла Рамановіч, настаўніца беларускай мовы і літаратуры – класны кіраўнік рэктара ГрДУ імя Янкі Купалы Ірыны Кітурка:

– Ірына – унікальны чалавек. Я магу расказваць аб ёй гадзінамі. Ды што там – пра яе кнігу можна пісаць! Калі ўспамінаю аб ёй, гавару пра сябе “мая Ірынка-залацінка”.
Я трапіла ў Чарнаўчыцкую сярэднюю школу маладой нявопытнай настаўніцай, было вельмі боязна, калі даверылі кіраўніцтва цэлым класам, а гэта 41 пяцікласнік. Але вам не перадаць, якія гэта былі дзіўныя дзеці, якія ў іх цудоўныя бацькі!
Іра з маленства была ўнікальнай дзяўчынкай і вельмі добрай вучаніцай. Не ведаю, гэта заслуга бацькоў ці яна такой нарадзілася… Прынцыповая, бескампрамісная, адказная. Яе вельмі любілі і настаўнікі, і аднакласнікі. З яе словам лічыліся, яе паважалі. Вучылася на выдатна, была актывісткай, прыгожа спявала, грала на гітары. Яна аднолькава добра ведала і матэматыку, і фізіку, і гісторыю, і рускую, і беларускую мову, і ўсе астатнія прадметы. Памятаю, нават калі трэба было адпраўляць дзяцей на алімпіяды, усе настаўнікі хацелі забраць на свой прадмет Іру.
Вельмі ганаруся поспехамі і дасягненнямі Ірыны. Аднойчы з калегай уключаем тэлевізар, гляджу, а там каля Прэзідэнта наша Ірынка-залацінка! Ці ж не гонар? Тады, здаецца, Аляксандр Рыгоравіч узгадняў яе на пасаду рэктара.
Часта бачу Іру па тэлевізары, сачу за яе поспехамі. У такія моманты маё настаўніцкае сэрца шчыра радуецца, на вачах з’яўляюцца слёзы… Я ведаю, што за кожным дасягненнем – неймаверная праца, ведаю, як шмат яна сябе нагружае, як не шкадуе сябе, бо з дзяцінства прывыкла, што, калі бярэцца за нешта, гэта павінна быць зроблена ідэальна. Вельмі працавітая яна, і заўсёды такой была. А таму хачу звярнуцца да вас, дарагія гарадзенцы. Вялікая просьба: беражыце нашу Ірыну Фёдараўну! Гэта чалавек ад Бога, які ўсім сэрцам, усёй душой служыць сваёй справе і людзям, якія навокал.
Мінула так шмат гадоў з таго часу, як школа скончана. Але, ведаеце, не было ніводнага свята, ніводнай даты, каб Іра не патэлефанавала і не павіншавала. Ды і не толькі па святах – яна і так часта цікавіцца здароўем, дзеліцца навінамі, калі прыязджае да мамы Марыі Іванаўны, завітвае і да мяне. Мы можам дзяліцца абсалютна ўсім. Вам не перадаць, як гэта шмат для мяне значыць. Увогуле, мне вельмі пашчасціла з навучэнцамі. І па сёння яны захоўваюць сяброўства, сустракаюцца, падтрымліваюць зносіны, прыязджаюць у родную школу, памятаюць настаўнікаў. І я не ведаю большага шчасця для настаўніка, чым вось такая павага, такая любоў яго вучняў. А яны заўсёды для мяне застануцца маімі дзецьмі, колькі б ні мінула гадоў.
Раиса Товкун, учитель Озерской средней школы Гродненского района – классный руководитель первого секретаря Гродненской областной организации «БРСМ» Петра Косицкого:

– Вспомнить о Петре могу только хорошее. Я была его классным руководителем с пятого по одиннадцатый класс. Пётр был очень симпатичным мальчиком, вертким, любознательным. Помню нашу первую встречу. Он посмотрел на меня настороженно. Потом на одном из вечеров встреч признался, что поначалу я показалась ему очень строгой, но в итоге общий язык мы нашли легко. Да и разве могло быть иначе? Пётр всегда был отзывчивым, добрым, обаятельным, общительным.Пел красиво, участвовал во всех школьных мероприятиях.
К другим ребятам относился хорошо, со всеми дружил. Учился ровно, всегда был твердым хорошистом. Представьте себе, на него никогда никто не жаловался из учителей. Больше любил гуманитарные науки, особенно историю. Всегда был активным на политинформации.
Мне вообще казалось, что он станет политиком. Настолько он интересно, здраво рассуждал на важные общественные темы. Время прошло, но Пётр по-прежнему сохранил активную гражданскую позицию, интерес к тому, что происходит в стране и мире, а главное – сохранил в душе любовь к своей Родине и желание трудиться на ее благо.
Мы и сейчас поддерживаем связь. Не было ни одного вечера встреч, чтобы Пётр не приехал. Он всегда в числе организаторов таких мероприятий. Обрадовалась, когда узнала о его новой должности, поздравила в инстаграме. Он всегда был успешным, но никогда не зазнавался, не кичился этим.
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Предметы у учителей разные, но все они закладывают в нас способность действовать во взрослой жизни. Именно с одобрительных слов педагогов начинается наша вера в собственные силы, с их требовательности – наша дисциплинированность, с таланта излагать материал – наша интеллектуальность.
В сегодняшнем номере мы рассказываем, как учителя повлияли на жизнь учеников.
Лариса Дорофеева, учитель химии и биологии Стриговской средней школы Кобринского района Брестской области – учитель первого заместителя председателя Гродненского облисполкома Юрия Валеватого:

– Я пришла на работу в Стриговскую школу в 1993 году после Брестского пединститута. Юрий Валеватый тогда уже учился в 11 классе. Учился хорошо. Любознательный, старательный и трудолюбивый паренек собирался поступать в сельскохозяйственный ВУЗ.По этой причине он стал заниматься на факультативе по химии и биологии, который я вела. Химия и биология давались ему довольно легко, он был искренне увлечен этими науками.
Помню, рассуждал по-взрослому и был очень замотивирован на получение сельскохозяйственной профессии. Я не раз думала, слушая его рассуждения, что из него получится отличный аграрий – руководитель сельхозпредприятия. Так и произошло, и даже превзошло мои ожидания. Юрий поступил в Гродненский сельхозинститут сразу, успешно отучился, распределился в Брестскую область, отслужил в армии и «пустил корни» на Гродненщине. Прошел путь от помощника заведующего участком СПК «Свислочь» до первого заместителя председателя Гродненского облисполкома. Под его руководством агропромышленный комплекс Гродненской области успешно развивается. Вот что значит, человек нашел свое место и занимается любимым делом!
В агрогородке Стригово живут родители Юрия Валеватого, младший брат с семьей, а племянник Никита учится в нашей школе. Юрий Николаевич довольно часто приезжает к родителям, помогает им. А мы, педагоги, гордимся своим знаменитым выпускником, который стал профессионалом своего дела, прославляет Беларусь трудом и талантом, делая ее сильнее и благополучнее.
Тамара Давыдова, педагог на пенсии, в прошлом заместитель директора, учитель истории и обществоведения СШ №22 Гродно – учитель заместителя председателя Гродненского облисполкома Андрея Болтрика:
– Андрюшу я помню очень хорошо. Был обязательным, порядочным, честным, никогда не грубил, высказывался, все обдумав, приводя доводы. С одноклассниками у него были отличные отношения. Участвовал в олимпиадах, мероприятиях, в целом, был в гуще школьной жизни. Мне, конечно, непривычно видеть нашего Андрюшу возмужавшим,на высокой должности. Но я нисколько не удивлена. Он всегда был целеустремленным.
Он – продолжение своих родителей, которых я тоже знала очень хорошо, они работали у нас в школе. Папа – Георгий Иосифович – физик от Бога. Мама – Марина Александровна – прекрасный математик. У них невозможно было не знать предмет. И их сын владел точными науками досконально, они у него были «в крови», хотя и гуманитарные предметы учил добросовестно. Учительские дети всегда оказываются под пристальным внимание у остальных школьников: не завысили ли им оценки, не простили ли проступок. Но к Андрею никогда не было подобных вопросов, он добивался всего своими талантами и трудом, и все это видели.
Виктор Мясников, учитель иностранного языка базовой школы №3 Полоцка Витебской области – учитель начальника УВД Гродненского облисполкома генерал-майора Дмитрия Резенкова:
– Дмитрий выпустился из школы в 1989 году. Класс был большой, около 30 человек. Все ребята того выпуска были сильными и старательными учениками. Я не был их классным руководителем, но вел уроки иностранного языка. Сегодня у меня за плечами 30 выпусков, поэтому вспомнить все в деталях, к сожалению, не могу.
Помню, что Дмитрий был воспитанным мальчишкой. Всегда приходил на мои уроки в хорошем, приподнятом настроении. Он всегда улыбался и шутил. Не конфликтовал с одноклассниками, всегда уважительно общался с учителями. Конечно, бывало, приходилось успокаивать его и других мальчишек во время урока, но кто из нас хотя бы немного не хулиганил в детстве. Ангелочком Дима точно не был. Это был обычный мальчишка со своим характером, иногда шумный, но очень хороший и добрый в душе.
По иностранному языку у него была крепкая четверка. Знаю, что по большинству предметов выставлены пятерки. Я немного удивился, когда узнал, что Дмитрий связал свою жизнь с милицией. Почему-то мне казалось, что он выберет другую сферу. Но очень рад, что у него именно так сложилась жизнь,что он нашел свое призвание в службе. Спустя столько лет, уверен, он не растерял свой бодрый настрой и все также уверенно и с улыбкой идет по жизни, достойно служит своей стране и людям.
Наталья Есьман, учитель физики Красненской СШ Кореличского района – учитель начальника главного управления образования облисполкома Руслана Абрамчика:

– Когда Руслан Юрьевич был школьником, я работала заместителем директора и вела физику. Помню, что на уроках он всегда был серьезным, внимательным, рассудительным. Спокойный, никогда не нарушал дисциплину.
И на физику, и, мне кажется, на другие предметы тоже всегда приходил подготовленный, но никогда не выкрикивал, не тянул руку.
Всегда аккуратный – и портфель, и книги у него были в полном порядке.
Руслан Юрьевич хорошо учился и был активистом. Принимал участие и в школьных мероприятиях, и в районных.
Уже после окончания университета Руслан Юрьевич вернулся в школу молодым специалистом, вел и такой предмет, как валеология.
Иван Битель, учитель на пенсии, в прошлом классный руководитель в Тарновской средней школе Лидского района – учитель депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Александра Сонгина:

– Сашу Сонгина я знаю с самого детства. Когда в 1979 году по распределению после института физкультуры я приехал работать в Тарновскую среднюю школу, он был еще младшим школьником. Рос на моих глазах. А в пятом–седьмом классах мне довелось быть его классным руководителем.
Хороший был ученик: прилежный, ответственный, трудолюбивый, очень воспитанный и вежливый. Это у Саши – из семьи, от родителей. Его положительные качества проявились рано. Он инициировал добрые дела в классе и школе. Был настоящим помощником классного руководителя, умел организовать одноклассников. Никогда не конфликтовал, но линию свою держал четко. Когда делегация лучших учащихся нашей школы отправилась в Кишинев на встречу с Героем Советского Союза Сергеем Ивановичем Болгариным, совершившим подвиг у нашей деревне в годы Великой Отечественной войны, Александр Сонгин был в их числе.
Саша, как и другие мальчики, любил подвижные игры, вел здоровый образ жизни и, что немаловажно, остается приверженцем здорового образа жизни до сих пор.
Людміла Рамановіч, настаўніца беларускай мовы і літаратуры – класны кіраўнік рэктара ГрДУ імя Янкі Купалы Ірыны Кітурка:

– Ірына – унікальны чалавек. Я магу расказваць аб ёй гадзінамі. Ды што там – пра яе кнігу можна пісаць! Калі ўспамінаю аб ёй, гавару пра сябе “мая Ірынка-залацінка”.
Я трапіла ў Чарнаўчыцкую сярэднюю школу маладой нявопытнай настаўніцай, было вельмі боязна, калі даверылі кіраўніцтва цэлым класам, а гэта 41 пяцікласнік. Але вам не перадаць, якія гэта былі дзіўныя дзеці, якія ў іх цудоўныя бацькі!
Іра з маленства была ўнікальнай дзяўчынкай і вельмі добрай вучаніцай. Не ведаю, гэта заслуга бацькоў ці яна такой нарадзілася… Прынцыповая, бескампрамісная, адказная. Яе вельмі любілі і настаўнікі, і аднакласнікі. З яе словам лічыліся, яе паважалі. Вучылася на выдатна, была актывісткай, прыгожа спявала, грала на гітары. Яна аднолькава добра ведала і матэматыку, і фізіку, і гісторыю, і рускую, і беларускую мову, і ўсе астатнія прадметы. Памятаю, нават калі трэба было адпраўляць дзяцей на алімпіяды, усе настаўнікі хацелі забраць на свой прадмет Іру.
Вельмі ганаруся поспехамі і дасягненнямі Ірыны. Аднойчы з калегай уключаем тэлевізар, гляджу, а там каля Прэзідэнта наша Ірынка-залацінка! Ці ж не гонар? Тады, здаецца, Аляксандр Рыгоравіч узгадняў яе на пасаду рэктара.
Часта бачу Іру па тэлевізары, сачу за яе поспехамі. У такія моманты маё настаўніцкае сэрца шчыра радуецца, на вачах з’яўляюцца слёзы… Я ведаю, што за кожным дасягненнем – неймаверная праца, ведаю, як шмат яна сябе нагружае, як не шкадуе сябе, бо з дзяцінства прывыкла, што, калі бярэцца за нешта, гэта павінна быць зроблена ідэальна. Вельмі працавітая яна, і заўсёды такой была. А таму хачу звярнуцца да вас, дарагія гарадзенцы. Вялікая просьба: беражыце нашу Ірыну Фёдараўну! Гэта чалавек ад Бога, які ўсім сэрцам, усёй душой служыць сваёй справе і людзям, якія навокал.
Мінула так шмат гадоў з таго часу, як школа скончана. Але, ведаеце, не было ніводнага свята, ніводнай даты, каб Іра не патэлефанавала і не павіншавала. Ды і не толькі па святах – яна і так часта цікавіцца здароўем, дзеліцца навінамі, калі прыязджае да мамы Марыі Іванаўны, завітвае і да мяне. Мы можам дзяліцца абсалютна ўсім. Вам не перадаць, як гэта шмат для мяне значыць. Увогуле, мне вельмі пашчасціла з навучэнцамі. І па сёння яны захоўваюць сяброўства, сустракаюцца, падтрымліваюць зносіны, прыязджаюць у родную школу, памятаюць настаўнікаў. І я не ведаю большага шчасця для настаўніка, чым вось такая павага, такая любоў яго вучняў. А яны заўсёды для мяне застануцца маімі дзецьмі, колькі б ні мінула гадоў.
Раиса Товкун, учитель Озерской средней школы Гродненского района – классный руководитель первого секретаря Гродненской областной организации «БРСМ» Петра Косицкого:

– Вспомнить о Петре могу только хорошее. Я была его классным руководителем с пятого по одиннадцатый класс. Пётр был очень симпатичным мальчиком, вертким, любознательным. Помню нашу первую встречу. Он посмотрел на меня настороженно. Потом на одном из вечеров встреч признался, что поначалу я показалась ему очень строгой, но в итоге общий язык мы нашли легко. Да и разве могло быть иначе? Пётр всегда был отзывчивым, добрым, обаятельным, общительным.Пел красиво, участвовал во всех школьных мероприятиях.
К другим ребятам относился хорошо, со всеми дружил. Учился ровно, всегда был твердым хорошистом. Представьте себе, на него никогда никто не жаловался из учителей. Больше любил гуманитарные науки, особенно историю. Всегда был активным на политинформации.
Мне вообще казалось, что он станет политиком. Настолько он интересно, здраво рассуждал на важные общественные темы. Время прошло, но Пётр по-прежнему сохранил активную гражданскую позицию, интерес к тому, что происходит в стране и мире, а главное – сохранил в душе любовь к своей Родине и желание трудиться на ее благо.
Мы и сейчас поддерживаем связь. Не было ни одного вечера встреч, чтобы Пётр не приехал. Он всегда в числе организаторов таких мероприятий. Обрадовалась, когда узнала о его новой должности, поздравила в инстаграме. Он всегда был успешным, но никогда не зазнавался, не кичился этим.
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!