«Наши прихожане ходили на центральные площади и незаметно молились, чтобы мир и спокойствие вновь вернулись на улицы Гродно». Игумения Гавриила в проекте «Мотиваторы»

«Наши прихожане ходили на центральные площади и незаметно молились, чтобы мир и спокойствие вновь вернулись на улицы Гродно». Игумения Гавриила в проекте «Мотиваторы»

Время, когда нужно делать выбор и принимать серьезные решения, от которых зависит судьба страны, для многих становится проверкой. Оно, можно так сказать, проявляет  людей. Кто-то отстраняется и наблюдает за происходящим со стороны по принципу «моя хата с краю», кто-то старается лавировать – «и нашим, и вашим», у кого-то сбиваются ориентиры, и человек совершает резкие, чаще необдуманные и неверные шаги. Но есть люди, в ком такие события проявляют лучшие качества, становятся толчком для раскрытия яркой, публичной, привлекающей к себе личности, вокруг которой охотно и с интересом объединяются люди, заражаясь их энтузиазмом  и разделяя их мнения и взгляды. Они появляются на телеэкранах, участвуют в автопробегах под красно-зелеными флагами, открыто выражают свою патриотическую гражданскую позицию. В последние месяцы мы, журналисты, встречаем все больше таких людей и, конечно, с радостью рассказываем о них читателям. Из цикла таких публикаций и вырос новый проект «ГП» – «МОТИВАТОРЫ».

На богослужениях в Великом посту в Гродненском Свято-Рождество-Богородичном женском монастыре как всегда многолюдно. С глубоким благоговением вместе с настоятельницей игуменией Гавриилой и насельницами обители возносят молитвы люди разных поколений. Здесь нет суеты. Здесь тишина и покой, наполненные молитвенными песнопениями и чтением. Даже время, кажется, течет по-другому. На сердце у каждого – свое. Печаль или радость, скорбь или тревога… Но каждый знает, что придя в обитель, обязательно найдет здесь утешение, умиротворение и поддержку.

Мало кто задумывается, что 29 лет назад здесь не возносились монашеские молитвы. В 60-е годы прошлого века монастырь был закрыт, монахини вывезены в Жировичи. Располагалось здесь сначала студенческое общежитие, затем ДОСААФ, музей атеизма и истории религии. И лишь в 1992 году по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Филарета (Вахромеева), благодаря трудам игумении Гавриилы началось возрождение гродненской обители. Поддержку оказывали государство, местная власть и жители Гродно. Сегодня гродненский монастырь – жемчужина принеманского края, духовный оплот православия на Гродненщине.

Здесь ведется постоянная миссионерско-просветительская и благотворительная работа. Действует прекрасная воскресная школа для детей, организована молодежная группа «Мироносицы», в которых уделяется большое внимание духовно-нравственным навыкам подрастающего поколения. Монастырь регулярно проводит благотворительные акции, направленные на помощь детям-инвалидам, детям-сиротам, одиноким людям пожилого возраста, многодетным и малообеспеченным семьям. В период пандемии монастырь не остался в стороне от оказания помощи медицинским учреждениям Гродно.

Но не найдете вы на просторах интернета ни слова о творимых добрых делах в обители. В монастыре об этом говорить не принято. Как говорит матушка Гавриила: «Добрые дела должны быть тихими, без пиара и идти впереди слов». Да и редко встретишь нынче на просторах всемирной паутины добрые слова. Это не модно. Нынче в тренде буллинг. Именно жесткой агрессивной атаке хейтеров подверглась в последнее время игумения Гавриила за свою неизменную, твердую и открытую позицию, за единство и сохранение мира на белорусской земле, в поддержку государственной власти и защиту Отечества. 

Мои аккаунты – это Иисусова молитва

– Матушка, ваша позиция в поддержку государственной власти вызвала резонанс именно после августовских событий. Столько агрессии, негатива, обрушившегося на Вас, пожалуй, вылилось только на силовиков. Чтобы полить Вас грязью, даже обратились к А. Невзорову. Вы знакомы с ним? Как Вы выдержали и выдерживаете все эти нападки? 

Photo_03.JPG
– Господь никому не дает креста сверх его сил. Без Бога невозможно дышать, жить, трудиться, терпеть скорби, клевету… К счастью, я живу в монастыре, где особый духовный мир, «иная» жизнь, нежели в мятущемся мире. У меня нет никаких аккаунтов в соцсетях. Мои аккаунты – это Иисусова молитва. Между прочим очень помогающая в любых ситуациях, как ускоренный Wi-Fi, быстро доходит до Неба… Прихожане иногда присылают скриншоты разных высказываний обо мне, об обители на телефон. Конечно, прочитав некоторые комментарии, остаться равнодушной сложно. В душе возникает ощущение тяжести от таких агрессивных, обозленных на всех и вся «писателей», но более печально то, что за каждое кощунственное слово придется пострадать на земле и непременно дать ответ Богу. 

Присылают оскорбительные письма на электронный адрес монастыря, звонят на монастырские телефоны с угрозами и оскорблениями. Но нам бояться нечего и некого, кроме Господа. Мы, монашествующие, терпеливо все переносим, осознавая то, что без воли Божией не только волос с головы человека не падает, но даже иголки с ели. И даже если придется пострадать, то это будет за Веру во Христа и Его Правду, за земное Отечество, дарованное нам Богом. Мы стараемся жить по заповедям Божиим – быть верными Христу. 

По поводу комментариев от господина Невзорова… Ни я, ни он не знаем друг друга. Мне прислали минчане кусочек этого видео. Посмотрела с улыбкой и с сожалением. С улыбкой потому, что какой же нужно было быть «развратной» и известной, чтоб в советское время засветиться в многомиллионном Ленинграде? Это стопроцентная клевета, и даже знаю, чей хорошо проплаченный заказ. Бог с ними, и с заказчиками, и с исполнителем. С сожалением потому, что не сомневаюсь в том, что Господь каждому воздаст по заслугам. Заказчик не учел небольшой казус. Ведь в те годы, когда я жила в Ленинграде и действительно бывала на службах в Иоанно-Богословском храме Ленинградской духовной академии, ректором был владыка Кирилл, нынешний Патриарх Московский и всея Руси. И если бы я была такой «известной» в плохом смысле в те годы, то взял ли бы он меня в секретари, будучи председателем ОВЦС? Вряд ли.

Что касается моей позиции (хотя у монаха нет ничего личного), она всю жизнь открытая, искренняя и неизменная. Я – верующий человек с младенчества, повторюсь, старающаяся соблюдать законы Церкви и не нарушающая гражданские законы. Я поддерживаю нынешнюю государственную власть, я – за сохранение порядка и целостности страны, мира и спокойствия. Во время выборов 9 августа 2020 года насельницы нашего монастыря и ближайшие прихожане, а это несколько сотен человек, проголосовали за Александра Григорьевича Лукашенко. Иных достойных кандидатов в списке для голосования не было. Именно нынешняя власть сохранила страну, всех нас от разрушения. Низкий поклон и сугубая благодарность нашему Президенту за верность, преданность, твердость и отеческую заботу ко всем белорусам, за жертвенную любовь к нашей любимой Беларуси, за доброе отношение к Православной Церкви. Он не предал Родину, а личным примером показал, что готов жизнь отдать за нее и за народ Божий. Его имя, без сомнения, будет вписано золотыми буквами в историю нынешней, свободной и Богом хранимой Беларуси.

Я не находила ответа: что же произошло с людьми?

– Возвращаясь к событиям августа 2020-го, когда толпа шла по улицам города, и потом, чуть позже, как в монастыре ощущалась ситуация в это время? Ведь обитель находится в центре города, где в основном и происходили события. Были ли попытки устроить провокации у Вас?

– Мы в монастыре не знали и даже не могли предположить, что происходят какие-то столкновения рядом с нами. Вечером 9 августа были слышны сигналы машин, крики… Особого значения мы не придали этому, потому что подобное бывало и раньше. Хотя наша молитвенница и подвижница 84-летняя схимонахиня Варвара говорила: «Что это за шум доносится в обитель? Не иначе как бесы пляшут…». Затем 10 или 11 августа пришли дамочки в монастырь, представившиеся прихожанами Покровского собора, и стали требовать от дежурившей монахини позвать Гавриилу к ответу: «Так, отвечайте нам – за кого она голосовала? За «своего» Лукашенко?». Требовали, чтобы немедленно и тотчас я вышла к ним на «суд Линча», грубили, нецензурно ругались, проклинали нас… Дежуривший сторож с трудом отправил их с территории монастыря, пообещав, что иначе вынужден будет вызвать милицию, если они не уйдут, взамен получая хамство и нецензурную брань в свой адрес. Монахиня со слезами, с подскочившим давлением, не желая расстраивать меня, сообщила об этом инциденте лишь после того, как они ушли. Я была поражена тем, что люди, представившиеся прихожанами собора, не отдавали себе отчета в том, что они вошли в монастырь, в святое место, где находится обитель Пресвятой Богородицы… Стали осквернять его, не боясь Бога и не стыдясь своего сквернословия в адрес тех, кто абсолютно ничего плохого им не сделал, кто молится «о мире всего мира, о богохранимой стране нашей, о властях, воинстве и народе ея»…

Разве может верующий, нормальный человек прийти в монастырь, куда люди приходят искать утешения в своих скорбях, бедах, трудностях, помолиться, и творить такое? 

В монастыре у монашествующих нет телевидения и интернета. Для гостей имеется специальная комната, где есть телевизор. Я как руководитель обязана быть хоть немного в курсе того, чтобы понять, что происходит вокруг нас. Видела встречи руководства с трудовыми коллективами, как депутаты встречались с протестующими на площади возле горисполкома.

 Запомнилось, как во время встречи с руководством «Гродножилстроя» рабочий кричал на директора Олега Ивановича Ушкевича, мол, вы украли наши выборы, мы хотим справедливости, но не объяснял, какой. А ведь Олег Иванович – великий труженик, который отдал жизнь этому предприятию, который украшает Гродно и дает возможность приобретать прекрасное качественное жилье гродненцам. Видела, как под оглушительные крики толпы забирали микрофон из рук председателя областного Совета депутатов Игоря Георгиевича Жука на сцене на площади Ленина. А ведь Игорь Георгиевич – интеллигентнейший, скромный и глубокопорядочный человек, который много сделал для развития области. Доктор от Бога, лечивший в свое время гродненцев и спасший жизни многим пациентам. Видела нападки на начальника УВД Вадима Ивановича Синявского, заместителя председателя облисполкома Владимира Иосифовича Дешко…

Я не находила ответа себе, чтобы понять, что же произошло с нашими людьми? На меня все это произвело удручающее и скорбное впечатление. Назвать диалогом это было никак нельзя. Уважаемым людям, руководителям области, города, предприятий, УВД, депутатам, которые столько доброго и полезного сделали для процветания нашей Гродненщины, страны, не давали возможности сказать и слова, кричали на них, обзывали. 

Я видела, как им тяжело… Мы молились… Молились все насельницы, прихожане… Появилось искреннее желание помочь и поддержать… Но каким образом? Как и чем мы, обычные монахини, можем помочь? Да, безусловно, молитвой… Мы просили Господа, Божию Матерь, взывали ко всем святым, «в земле Белорусской просиявшим»… Внутренний голос мне подсказывал – позвони и поддержи… Хотя, что может дать мой звонок? Кто я?

И все-таки я позвонила Вадиму Ивановичу Синявскому и сказала, что народ на стороне порядка и законности, берегите город, не давайте разрушить его и ввергнуть в хаос, охраняйте горожан. А он говорит: «Знаете, матушка, я впервые слышу в эти дни такие слова. Слышу лишь слова проклятий в свой адрес и в адрес моих сотрудников. Спасибо Вам за добрые слова поддержки. С Богом выстоим и не дадим разрушить страну и ввергнуть ее в хаос». Позвонила и другим руководителям. Я поняла, что этим сильным людям, наделенным многими полномочиями и властью, так не хватало в те дни обычного христианского, ободряющего слова, искренней поддержки, маленькой заботы и внимания…

Photo 06.JPG

Сигналы машин продолжали доноситься в обитель. Волнения не утихали. Что в этой ситуации мы могли сделать? Повторюсь: наш главный щит – МОЛИТВА. Все время с августа 2020 года в монастыре она идет усиленная и круглосуточная. Прихожане собирались в Сергиевском храме и читали псалтирь, акафисты, монахини молились в кельях. Я просила: «Братья и сестры, молимся, чтобы Господь вразумил и умудрил власть предержащих, как правильно выйти из сложившейся ситуации, а заблудившимся людям чтоб Господь вернул разум». 

Начиная с воскресенья 16 августа, наши прихожане, а это обычные горожане, живущие в разных местах Гродно, стали ездить по городу, естественно, не афишируя, с иконами и чтением 90 псалма «Живый в помощи». Я также выходила за монастырскую ограду с несколькими прихожанами и тихо, незаметно осеняла своим постригальным Крестом город на четыре стороны. Этот Крест благословил мне архимандрит Кирилл (Павлов), а вручил при постриге митрополит Филарет. В него помещены частица Древа Креста Господня, частицы камня от Голгофы и Гроба Господня, частица мощей Святителя Николая. Всегда в любые поездки езжу с этим Крестом. Неоднократно ощущала его силу и помощь, спасал меня во многих непредвиденных ситуациях, сохранял при автомобильной аварии. Вот и в те дни я ходила вокруг монастыря с этим Крестом,.. по улице Давида Городенского, молилась, крестила обитель. Мимо проезжали громко сигналящие машины, из открытых окон которых развевались бчб-тряпки. Некоторые пассажиры пытались этими тряпками дотянуться до меня или крутили пальцем у виска, крича мне, что я «чокнутая россейская монашка», «чемодан, вокзал, Россия» и так далее… Возвращаясь в обитель, возле Дома быта увидела группу ребят и девушек, обвешанных бчб-тряпками и неистово кричащих под музыку, звучащую из кармана. Остановилась и говорю: «Ребятки, одумайтесь. Что вы делаете? Не разрушайте Родину!..» Они ринулись с бранными словами ко мне. Если бы со мной не были мужчины, наши прихожане, то точно вернулась бы в обитель с синяками (в лучшем случае). Это тяжело вспоминать, больно. Ведь они еще дети, мне во внуки годятся… Был и такой случай, когда находилась возле монастырского киоска, а из дома напротив женщина с первого этажа открыла окно и не просто кричала на меня, а стала проклинать многократно. Если она прочтет эту статью, пусть узнает себя и пусть поймет то, что от Суда Божиего никто никуда не уйдет. Я могу простить и не призывать ее к ответу, но она должна пойти на исповедь и покаяться за свои проклятия, во избежание возвращения этих проклятий на себя и своих родных.

Было горько осознавать то, что происходит. Мы сами начали рубить сук на дереве, на котором сидим. Мы стали сокрушать, разрушать свой дом. А в Евангелии сказано: «всякое царство разделится само в себе, опустеет; опустеет тот град или дом, разделившийся сам по себе, не устоит». На некоторое время мне подключили телеграмм, и я увидела, как много лживой информации там появляется. Как-то в один из августовских воскресных дней прислали мне скриншот, что якобы в Гродно напротив тюрьмы более тысячи людей стоят на коленях. Тут же наши прихожане пошли посмотреть, так ли это. Через минут пять возвращаются наши братья и говорят, что на Советской площади все спокойно. Я говорю: «Как спокойно, если мне только что прислали сообщение, что более тысячи людей стоят на коленях?». Они мне в ответ: «Даже если бы там было десять человек, мы могли бы их заметить. Но не заметить тысячу невозможно». Я взяла Крест, и мы поехали на машине в город. Объехали обе центральные площади, проехали по улице Кирова, остановились возле тюрьмы, нет никого. Как же так? Куда же за полчаса делись эти «более тысячи»? Это была откровенная и циничная ложь, сеющая в умах людей ненависть к власти, к закону. 

Потом мне позвонил священник из Минска и говорит: «Знаете, матушка, на чем сейчас зарабатывают художники минские? Рисуют синяки протестунам, якобы избитым правоохранителями. И между прочим неплохо на этом подрабатывают». И от этого стало не по себе. В последующие выходные, когда я узнавала адреса, по которым должны были собираться наши змагары, опять-таки брала Крест и объезжала городские учреждения, окропляя их крещенской водой и осеняя Крестом. Это и «Гродно Азот», и «Гродножилстрой», и «Гроднопромстрой», и «Молочный Мир», и здание УВД, региональной таможни и многие другие. Как-то находясь в машине возле автовокзала, держа в руках Крест и молясь, вдруг к боковой двери подбежала незнакомая женщина с криками: «Ты с кем?». Ответила ей: «С Богом!». Ее ненависти не было предела. Очень жаль таких людей. О чем они думают?

Всякие перемены нужно начинать с себя

– Общаясь с теми, кто выступает против существующего государственного строя, против Президента, спрашивая, чего вам не хватает, что случилось, что в один миг все стало плохо в вашей жизни, не услышала ни одного аргументированного ответа. Некоторые говорят, мол, перемен хотим, свободы не хватает. Когда спрашиваешь, каких перемен хочешь, что такое свобода, нет ответа. 

– Пусть каждый заглянет себе в душу и честно ответит: что нынешняя власть сделала плохого людям, которые имеют квартиры, дома, машины, работу, возможность бесплатно учиться, лечиться? Для кого построены в стране школы, детские сады, больницы, храмы, костелы, дворцы спорта, стадионы, дороги? Для кого берегутся мир, спокойствие, благополучие в стране? Для себя Президент все это делает? Нет. Для всех нас, кто живет в Беларуси! Как можно не ценить, а охаивать это! Мы должны радоваться, что власть помогает людям, поддерживает. Мы не ценим то, что имеем, а вот когда потеряем, то будем горько плакать. Дай Бог, чтоб не получилось так, что «близок локоть, но не укусишь».

Помните, когда перед Новым годом Александра Григорьевича спросили, какое желание он загадал бы? Что он ответил? Чтобы народ когда-нибудь сказал спасибо за то, что сделано. Он не стал говорить о людской неблагодарности. И этим себя возвысил. Он простой человек, который нуждается в элементарном человеческом «спасибо». Разве мало он сделал для страны? Нам нужно быть благодарными Господу за это благоприятное время – время, когда страной управляет человек, любящий свою Родину и каждого из нас. Дай Бог, чтобы и будущее поколение имело такую возможность, как мы, жить в свободной, красивой, спокойной и мирной стране. Мы, монашествующие, в первую очередь подчиняемся своей церковной власти, церковноначалию. Мы всегда на стороне правды Божией, на стороне закона. Но когда пошла откровенная клевета, вражда, зло в сторону власти светской, не только у меня, но и у других людей появилось особое к этой власти попечение и уважение. За 29 лет проживания в Гродно я никогда не задумывалась о том, что Президент, губернатор, мэр или иной госслужащий – это такие же люди, как и все мы. Что у них тоже есть сердце, нервы, скорби, болезни… Жизнь шла своим чередом, как говорится, каждый трудился на своем месте. Но то, что совершалось после выборов, простите, уму непостижимо. А дальше – еще хуже, еще страшнее. Любой человек – это образ и подобие Божие. И вот этого человека, любящего Беларусь, заботящегося о своем народе, отдающего все свои силы, знания и опыт для процветания государства, не позволившего закрыть храмы во время эпидемии ковида, по-христиански захотелось поддержать. Стыдно стало за нашу неблагодарность и забывчивость всего того доброго, что сделал этот человек для нашей страны. Спасибо Вам, глубокочтимый Александр Григорьевич, за все то добро, которое Вы делаете бескорыстно для нас вот уже более четверти века. И простите нас, непутевых и неблагодарных… Ежедневно молюсь о нем в келейной молитве и крещу его Крестом…

а (7).JPG

Взять хотя бы ситуацию с коронавирусом. Мы никогда не задумывались о том, что нехватка воздуха может закончиться смертью. А что такое воздух? Это дар Божий каждому человеку. Прочитала случай с 90-летним итальянцем. Он заболел коронавирусом и две недели был под аппаратом ИВЛ. Когда ему стало лучше, врач принес счет за лечение. Сумма огромная. Врач говорит: «Извините, но вы пробыли две недели на ИВЛ, а это дорогое удовольствие. Мы сохранили вам жизнь, но вот такую сумму вам необходимо уплатить». Итальянец взялся за голову и молчит. Врач ему: «Извините, но такие законы. Попросите, может Красный Крест поможет заплатить». А старик в ответ: «Нет, я не за это переживаю. Я заплачу, у меня есть возможность. Просто только сейчас начал осознавать, что 90 лет я жил и не задумывался, что Бог давал мне воздух бесплатно. И я ни разу Бога за это не благодарил».

Слава Богу, что у нас в стране во время страшной беды во время эпидемии коронавируса не был закрыт ни один храм, что нам дали возможность молиться за родных, получать утешение, поддержку. Ведь куда человек идет в горе? К Богу, в храм, в обитель, а к пустому колодцу не приходят за водой. 

Если у нас человек заболел, помощь окажут бесплатно каждому независимо от национальности, вероисповедания. А мы хотим такой медицины, как в Европе, не понимая, что только маленькая часть белорусов сможет позволить себе лечиться, так как за все нужно будет платить немалые деньги. Если у тебя не будет средств, ты обречен.

Каких перемен хотят те, кто кричит об этом на площадях? Не знают. Всякие перемены нужно начинать с себя. Изменить себя к лучшему. И если тебя окружит благодать Божия, то вокруг все будет сиять. Вокруг все будут добрые, светлые, милые, и самому человеку жить будет легко. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся». Нам нужно стремиться к тому, чтобы не тысячи, а хотя бы один человек спасся возле нас.
 
Вдумайтесь, что сейчас хотят насадить на нашей славянской земле? Западные ценности, не свойственные нашему обществу, направленные на уничтожение наших традиционных, культурных, религиозных и духовно-нравственных ценностей. Такие, где нет понятий семья, мама и папа, мужчина и женщина в естественном понимании, а есть «родитель один» и «родитель два». Это ненормально. Это нарушение Божиих заповедей, это грех. Семья всегда была и есть первоосновой любого государства. Именно семья, где есть мама, папа, дети, способствует формированию гармоничной личности. А какая личность может сформироваться в греховном союзе? 

Какой свободы не хватает людям? Мы должны денно и нощно благодарить Бога за то, что у нас мирное небо, что мы спокойно ведем своих детей в садик, школу, что дети учатся, старики получают пенсии, в доме есть все необходимое. Какая еще свобода нужна? И что такое свобода вообще? Это не значит делать то, что я хочу. Быть свободным – значит не дать поработить себя эмоциям, страстям, порокам, уметь отличить добро от зла.

За пустыми выкриками о переменах, свободе скрывается другое. Желание предать и продать страну, уничтожить ее. Страну, за которую наши деды и прадеды проливали кровь, отдавали свою жизнь и передали нам, их потомкам, чтобы мы жили свободно. 

Федор Михайлович Достоевский считал, что человеку неполезно  жить в полном комфорте. Потому что, как правило, пребывая в комфорте, нам непременно захочется роскоши и изысканности. Но ведь и это приедается..., хочется чего-либо еще, сверхизысканного. А этим «сверх» является не что иное, как... извращение... Печальные примеры подобного мы видим в Европе. Материальные блага затмили  в людях духовно-нравственные ценности, те ценности, которыми щедро наградил каждого Бог.

Больно осознавать то, что большинство «переобувшихся», как сейчас говорят, весьма не бедные люди, сумевшие материально обеспечить себя и своих детей, при нынешней, так нелюбимой ими власти.  Простые труженики, люди от земли, те, кто не имеет шикарных машин, домов, драгоценностей,  не ищут перемен и мнимой свободы.  


8.jpg


В любых ситуациях сердечно молитесь

– ОМОН, правоохранители называют Вас духовной опорой. Как Вы поддерживаете тех, кто защищает народ, государство. Кто не позволил в те судьбоносные для страны три августовских дня разрушить то, что строилось, создавалось десятилетиями. 

– В меру своих возможностей мы помогаем многим. Посильную помощь оказываем нашим гродненским больницам в это непростое эпидемиологическое время. Передаем одноразовые комбинезоны, перчатки, маски, респираторы, дезинфицирующие средства. Помогаем простым людям, всем, кто приходит в монастырь и нуждается в помощи. 

Да, я поддерживаю правоохранителей. С первых дней на них обрушился огромный поток агрессии, гнева, лжи, клеветы. Как можно называть убийцами, карателями, фашистами, предателями ребят, которые верны присяге и защищают свое Отечество? Мое сердце еле выдерживало. Перед днем советской милиции – 10 ноября, а ныне это день чествования ветеранов милиции, решила их как-то поддержать. Испекли торты и другую сладкую выпечку и приехали с прихожанами в управление внутренних дел. Меня попросили пройти в зал. Я захожу, а там собралось много людей. Мы стали общаться. Я говорила им: будьте с Богом. Постарайтесь не идти против своей совести. Вас проклинают, но не бойтесь проклятий, потерпите. Конечно, это тяжело. В любых ситуациях сердечно молитесь: Господи, сохрани меня, вразуми, Господи, не оставь, помоги. Матерь Божия, покрой меня своим омофором, умудри, сохрани, помоги спасти Родину. У некоторых офицеров были слезы на глазах.

– Информацию об этой встрече разместили на сайте УВД, что вызвало целую волну возмущения у протестунов. Вы даже не представляете, что творилось в интернете. Змагары словно с ума сошли, пытаясь выяснить, кто испек торты ОМОНу. Угрожали найти и, образно говоря, линчевать.

– Я частично знаю об этом, в обитель тогда сразу же стали звонить с просьбой дать контакты того, кто пек торты. Мол, такие красивые и вкусные, скажите адрес. Конечно, я понимала, в чем подвох, и рекомендовала звонить в справочную по номеру 109. А потом стали звонить с угрозами, провоцировали.

Мы вынуждены были сообщить в милицию. Вскоре возле монастыря появился микроавтобус. Было уже поздно, холодно, шел дождь. Наши сторожа вышли за ограду, а вместе с ними и мы, несколько монахинь. Подошли к дежурившим милиционерам. Предложили им горячий чай, сладости, печенье. Я увидела прекрасных молодых людей, искренних, светлых. Они наперебой стали говорить, чтобы мы ни о чем не переживали и не беспокоились о них. Ведь работа у них такая – Родину защищать. Так мы с ними и познакомились, поговорили. Они записали мой телефон. И с тех пор периодически звонят, приходят в обитель, если трудно на душе или перед выездом на задание. А наши прихожане провожают их на службу утром возле казармы.
Я поддерживаю этих простых ребят, совершенно мне незнакомых, ведь они тоже чьи-то дети, отцы, мужья, братья. Спасибо им, что они уберегли страну от разрушения и сохраняют мир и спокойствие граждан.

а (3).JPG

Если для ребят, которые рискуют своей жизнью, защищая Родину, так значима и ощутима даже малейшая поддержка того, что мы с ними, то дай Бог, чтобы так было и дальше. Пусть они знают, что с ними Бог и все мы вместе.

Сейчас идет реальная война. Без видимого оружия. Идеологическая. Действуя по методичке западных политтехнологов, те, кто жаждет разрушить нашу страну, потерпели поражение. Блицкриг не удался именно благодаря нашим правоохранителям, которые остались верны присяге и защищали Отечество. Пока есть такие патриоты, как наш Президент, как эти доблестные, искренние ребята-красавцы, как назвал их Александр Григорьевич Лукашенко, белорусскому народу бояться нечего.

Наша молодежь талантливая, умная, ищущая

– Среди тех, кто выходил на улицу, в основном молодое поколение. Многие говорят, что упущен момент их взросления, становления. Они не знают и не ценят, что пришлось пережить их дедушкам и бабушкам, чтобы отстоять мир и независимость на родной земле. Как-то одна из участниц протестных акций, особа довольно обеспеченная, сказала: «Я хочу, чтобы мои дети жили лучше». «Но ведь вы очень состоятельная семья – шикарный дом, машины, бизнес. Чего не хватает вашим детям?». Ответ, конечно, поразил: «Я хочу, чтобы мои дети не работали и жили хорошо». Что делать, как изменить ситуацию?

– Позвольте с вами не согласиться. Молодое поколение мы не упустили. Наша белорусская молодежь очень талантливая, красивая, умная, ищущая. Мы просто в какой-то момент повели ее в неверном направлении.

5.jpg

Среди тех, кто выходит на улицы, в основном молодежь, родившаяся в конце 1990-х – начале 2000-х годов. Дети тех, кто пережил непростые перестроечные и постперестроечные годы. Поэтому в первую очередь это момент истины для родителей. Чрезмерно увлекшись бизнесом, зарабатыванием денег, поездками за границу, они упустили момент воспитания собственных детей. Но не только материальное должно интересовать человека. Прежде всего необходимы высшие духовные ценности, которые помогают человеку стать культурнее, совершеннее, патриотичнее. Ведь именно родители – пример для детей. Они выросли в достатке, они не знают цену заработанным собственным трудом деньгам. А о патриотизме здесь вообще говорить не приходится. Им кажется, что хорошо где-то там, за границей, только не у нас, что все легко дается, все покупается и продается, что и работать не надо. На их взгляд, деньги и богатства должны сыпаться с неба как манна небесная.

монастырь1.jpg

Сегодня все усилия необходимо направить на правильное, духовно-нравственное воспитание наших детей. Молодое поколение должно изучать историю своей страны, расти на патриотизме и любви к Родине, трудиться на благо общества и государства. Нельзя оставлять детей один на один с интернетом, телеграм-каналами. Недопустимо, когда маму и папу заменяет планшет. Родители должны больше внимания уделять личному общению с детьми независимо от возраста. Из-за смартфонов и прочих гаджетов материнское слово и ласка уходят на второй план, а ведь только через живые беседы ребенок может понять, что в мире правильно и реально.

6.jpg
Вдумайтесь в само звучание этого слова: гад-же-ты. Чему научит гад? Ничему хорошему. Ненавидеть родителей, друзей, свою страну и в итоге стать изменниками и предателями.

Поэтому с молодежью нужно работать: разговаривать, объяснять, личным примером показывать, как надо жить, любить Родину. В те августовские дни, когда в обитель звонили с угрозами, однажды трубку подняла я. Слышу по голосу – подросток. Стал говорить разные оскорбительные слова в адрес монахинь, обзывал нас дармоедами и тунеядцами. Я стала спокойно с ним говорить. Объясняла, что каждому в жизни дается свое. Вот вы живете в миру, вы должны иметь свои семьи, а кто-то уходит в монастырь, чтобы помогать вам ваши семьи окормлять духовно. Он слушал, не перебивал. Не знаю, возымели ли мои слова на него действие, но, во всяком случае, больше не звонил.

Хочу посоветовать нашей замечательной молодежи почаще держать в руках книги и меньше гаджеты. Быть свободными от зависимости от чего-либо и кого-либо, ибо настоящая свобода – это не растрачивание своей энергии налево и направо, а умение держать свои чувства, эмоции в рамках дозволенного и ценить высший дар Творца – ЖИЗНЬ.

Без мамы не было бы меня такой

– Матушка, как зарождалась и крепла вера в вашем сердце? Знаю, ваши детские и юные годы проходили в Жировичах. Это были времена гонений на церковь. Но уже тогда юная Мария Глухова проявляла твердость веры и силу духа. Достаточно вспомнить истории про крестик, который Вы никогда не снимали, посещение служб в монастыре вопреки запретам школьных учителей… Кто был примером тогда для Вас?

– Моя мама. Она была учителем русского языка и литературы, учила параллельно детей музыке и пению и немецкому языку, всегда была твердой в вере и прививала детям любовь к Богу. В шестидесятые годы прошлого века это было неприемлемо. Ее постоянно переводили из одной школы в другую, но когда это не подействовало, просто уволили. В вину вменялось то, что она «фактически способствует распространению религиозных взглядов среди населения».

Потом мы с мамой переехали из Саратова сначала в Щучин, а затем в Жировичи. Оставив педагогическую работу, мама полностью связала жизнь с Жировичским монастырем, где в преклонном возрасте и поселилась. До последних дней жизни она старалась приносить пользу, служить Богу и людям.

bfc9aee5b2aa0e57b37b4db2e399d020.jpeg

Без мамы не было бы меня такой. Она была великая подвижница. Маленькая, худенькая, она вела аскетическую жизнь, была очень сильная духом. Ее уже нет, но и сейчас постоянно чувствую ее молитву, поддержку и помощь.

– На белорусской земле прошла большая часть вашей жизни. Знаю, что у Вас белорусские корни.

– Мой дедушка родился в 1900 году в Гродно. Родственники по его линии жили в Щучинском районе. Поэтому, когда мама решила переехать в Беларусь, мы переехали в Гродненскую область. А затем уже перед тем как мне идти в первый класс, мы уехали в Жировичи.


Белорусы, русские, украинцы – все мы славяне, братья и сестры во Христе, крещеные в одной купели князем Владимиром более тысячи лет назад. Мы – единая святая Русь. Это как Святая Троица. Единая и нераздельная. Больно видеть, как это единство пытаются разрушить.

Мы должны хранить, беречь свою землю. В Великую Отечественную войну наши деды и прадеды жизни не жалели ради нее. Это пример величайшей, жертвенной любви к Родине, о котором мы должны помнить всегда. Испокон веков тысячи, миллионы воинов шли и исполняли свой долг. Защита Отечества – подвиг, святой долг, потому что берет свое начало от Евангельского слова Христа: «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя».

Это была величайшая школа жизни

– Более 30 лет Вы провели под духовным руководством Митрополита Филарета, выдающегося Архипастыря, Личности, чья любовь к Церкви, к Беларуси, к нашему народу была явлена не на словах, а на делах. Какой след оставили в вашей душе эти годы? Чему у него научились?

монастырь.JPG

– Это была величайшая школа жизни под руководством владыки Филарета. Учиться в ней можно было только на отлично. Много видела, многому училась и прошу Господа, чтобы дал возможность хотя бы в малом подражать жизни владыки.

Владыка был очень рассудительным, никогда ничего не делал сразу, он имел много даров. Одним из основных даров, которыми наградил его Господь, – были милосердие и любовь. Он всегда видел в человеке образ Божий. В выражении «казнить нельзя помиловать» у него была запятая после второго слова: «Казнить нельзя, помиловать».

4bb6d7d5a1ec6f48d156111e79395475.jpg

К любым жалобам на провинившихся относился следующим образом. Он задавал себе вопрос: «А как бы в данном случае по отношению к провинившемуся человеку поступил бы Господь?». Также ставил себя на место того, кто оказался в затруднительной ситуации: «А каково будет мне, если меня сейчас накажут или уволят с работы?». У владыки были всеобъемлющая любовь, сострадание, милосердие. Прежде чем принять решение, он не 7, а 77 раз даст возможность человеку исправиться.

Женщина-легенда

– Ваше служение на благо Церкви и государства отмечено многими высокими церковными и государственными наградами. Вы удостоены премии Президента «За духовное возрождение». В 2009 году были победителем республиканского конкурса «Женщина года» в номинации «За духовно-нравственное возрождение общества», а в конце марта нынешнего года удостоились звания «Женщина года-2020» в номинации «Женщина-легенда» БСЖ. Как отметила во время награждения Елена Богдан, Вы, матушка, стали легендой служения Богу, духовным идеалам, белорусскому народу, примером стойкости духа в непростое для страны время. Что значит для Вас быть удостоенной такого звания? И кто для Вас был в жизни женщиной-легендой?


Image-1.jpg

– Никакая я не легенда, а обычная монахиня. В Беларуси много женщин, которых можно назвать легендами, патриотами. Любая женщина-мать уже есть легенда. Несколько лет назад этого звания была удостоена заместитель председателя Гродненского облисполкома Мария Михайловна Бирюкова, настоящая легенда и патриотка Беларуси.

Для меня примерами для подражания являются жены-мироносицы, последовавшие за Христом даже на Его Крестные страдания. Также преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна, преподобная Евфросиния Полоцкая, праведная София Слуцкая. Вся их жизнь – служение Богу. Елизавета Федоровна Романова, не будучи урожденной в России, так полюбила ее и святое православие, что и жизнь свою отдала за верность и преданность Христу. Евфросиния Полоцкая – первая прославленная русская игумения и первая известная наставница всех русских женщин, избравших путь духовного совершенствования и аскетизма. Ее называют также «матушкой земли русской» и матерью женского монашества на Руси. Юная княгиня София Слуцкая, жившая в XVI – начале XVII веков, вошла в историю как защитница православных святынь и православного народа от униатского насилия.

Спешите делать добро

– Сейчас время Великого поста. Что бы Вы сказали всем в это непростое время?

– Великий пост – это наша десятина Господу, которую мы должны Ему отдать. Мы обязаны молиться, каяться, осознавать все свои немощи, грехи, делать добрые дела, подавать милостыню бедным. Обязательно исповедоваться, причаститься. Ведь своим покаянием и исправлением греховной жизни мы приносим пользу в первую очередь себе и своим близким. Когда в душе у человека улягутся бушующие страсти, эмоции, вокруг него будет мир, покой, тишина. Важно совершить перемены в своем сердце к лучшему, к доброму.
000022_1615781420_432601_big.jpg

Великий пост – это весна души, время пробуждения от зимней духовной спячки, время пробуждения нас к добру. Спешите делать добро. Своей душе, своим родным, близким, соседям. Своей стране. Как только мы будем видеть свои недостатки, очищаться от всякой скверны, грязи, тогда мы будем подобны пчелкам, которые собирают нектар с цветов, дают мед. Тогда мы не будем подобны мухам, которые летят на зловоние, собирая грязь. Пчелка своими плодами дает человеку исцеление, муха – заражение. Помоги нам, Господи, быть пчелами, а не мухами.

Время Великого поста самое подходящее, чтобы очистить себя от всякой скверны плоти и духа, чтобы подобно мухам не заражать этой грязью других.

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Редакция газеты «Гродненская правда»